• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь Неделю 32-ю по Пятидесятнице. 30.01.2022

    30/01/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь Неделю 32-ю по Пятидесятнице. 30.01.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы в Евангельском чтении Недели слышали, как Господь исцеляет слепца, сидящего при пути и обратившего к Нему свою молитву-прошение: «Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́». В этом Евангельском чтении мы видим человека умного – человека, который понял, что ему требуется только милость Божия, что только милостью Божией он может жить, и невозможное может совершиться в его жизни.

    Сегодня мы празднуем память преподобного Антония Великого, который говорил, что не тот умный человек, который много знает, но тот умный, у которого умная душа. И вот сегодня мы в образе слепца иерихонского видим человека с умной душой. Он почувствовал присутствие Божие рядом с собой. Он обращается со своей молитвой, невзирая на все прещения, которые сыплются в адрес его, чтобы он замолчал. Но для него в этот момент нет никого, кроме Бога: он и Господь. Его душа страждущая, просящая милости – и Господь, более ничего для него не существует. И он обращается с молитвой ко Господу и слышит ответ Господа: «вѣ́ра твоя́ спасе́ тя».

    Сегодняшний образ человека, обратившегося ко Господу с молитвой и получившего от Него исцеление, милость, показывает и нам тот образ молитвы, который должна иметь наша душа, – тот образ молитвы, в котором должна восходить душа человека. Когда человек обращается к Богу, ничто суетное не должно отвлекать от Того, к Кому обращается человек: если ты чувствуешь и обращаешься к Тому, для кого нет невозможного, кто может совершить все ко благу и пользе твоей, то не имеет никакого значения, где ты находишься и что вокруг тебя.

    Молитва сердечная, обращенная к Богу, должна быть исполнена мира и тишины сердечной, а не суеты земной. Человек, который предан земным заботам, погружен в суету, теряет свой ум, который, будучи для него руководителем, сам не знает, куда идет.

    Преподобный Антоний говорил, что «ум предыдет душе человеческой». И если ум чист, ясен, световиден, то путь он избирает иной, нежели ум, который погружен в суету и тьму забот, пребывает «во тьме и сени смертной». Посему ум требует от человека усилий, чтобы его настроить и направить по должному пути, который для него является спасительным, где он находит образы и понятия, в которых может для себя определить строй-порядок жизни. Нет другого пути для человека, как образование своего ума, через погружение его в Евангелие и чтение Священного Писания: только на этому пути человек и может приобрести ум и найти тот путь, по которому должно совершать свою жизнь. Там же, где происходят искания земных забот и усилий, – теряется самое главное в жизни человека – теряется ощущение и понимание присутствия Бога рядом с ним.

    Любое молитвенное обращение человека к Богу не остается без внимания: Господь готов помочь человеку всегда. Мы порой многого желаем, многого просим, но всякое прошение человеческое должно быть испытано. И Господь для укрепления человека и возрастания его в духовном возрасте посылает порой те или иные обстоятельства, которые испытывают душу человека: младенчествует ли еще она или готова сражаться, возрастать в добродетелях и устремляться по тому пути, который предлагает нам Господь – обрести целомудрие всего себя. На этом пути возникают обстоятельства и трудности, с которыми нам приходится сталкиваться в нашей земной жизни, но за всем стоит Господь. И Он желает только одного: чтобы мы проявили веру, верность и доверие к Богу, которые были на сердце у сегодняшнего слепца, чтобы мы сделали шаг навстречу Богу, «не надеялись на князи, на сыны человеческие», но обратились с молитвой к Богу о помощи и поддержке.

    Духовная брань, через которую проходит каждый человек, попускается каждой душе, чтобы она могла немножечко возрасти и перестать быть младенческой, но возрастать в силу духовную. Это требует от человека усилий и подвигов. Преподобный Антоний, память которого мы сегодня совершаем, согласно житию, подвергался величайшим искушениям в борьбе, которую он вел с духами злобы поднебесной. Многое из того, что мы читаем о преподобном Антонии, не укладывается в наши современные представления и понятия. Но мы должны помнить, что все это происходило на заре возрастания духовной жизни людей, и вера их была иной. Ибо мы читаем о том, что как только преподобный Антоний услышал слова: «пойди, раздай имение свое и следуй за Мной», – он не мудрствуя, исполняет их, ибо в то время, когда жили эти люди, еще сохранялась способность людей слышать и действовать так, как они слышат. Время, которое властвует ныне, привносит иные представления и понятия в жизни людей: человеку уже трудно воспринимать и понимать такие слова и многое уже находит человек в словах Евангельских, чтобы оправдать самого себя. Мир очень преуспел, научая человека ладить со своей совестью, заставляя ее даже замолчать при тех или иных обстоятельствах. Но не так было в те далекие времена. Люди жили совсем иначе. Об этих людях преподобный Серафим говорил: у них было одно отличие от нас – они были решительны. У них была решимость следовать за Христом, исполнять Евангелие. И они действительно достигали величайших духовных высот.

    Нам же Господь не посылает таких испытаний, через которые проходил преподобный Антоний. Все гораздо проще: и возможно, и посильно для каждого из нас. Но порой смущается душа человеческая, потому что забывает о главном – о том, что всегда рядом с ней находится Господь. Преподобный Антоний некогда, изнемогая от духовной брани, через которую проходил, обращается к Богу и говорит: где же Ты был, когда была эта страшная брань, когда я был на грани жизни и смерти? И Господь отвечает: Я был с рядом с тобой, но хотел видеть твою брань – как ты восстаешь и подвизаешься на эти обстоятельства, с которыми сталкиваешься в жизни своей.

    Господь может все совершить в нашей жизни. Но зачем тогда наша свобода, которая должна открыться и реализоваться в нашей любви к Богу? В том, чтобы мы сделали свой выбор на пути следования за Христом, – может быть, и трудный. Трудные обстоятельства и переживания могут сопровождать нас, но умная душа всегда будет помнить о том, что Господь рядом, и та брань, которую она ведет, попускается Богом для нашего духовного взросления.

    Душа немудрая начинает унывать и печаловаться, потому что видит только себя, видит обстоятельства, связанные с миром: она видит как бы некую действительность, в которой пребывает в мире, но не видит реальности этого мира, когда не только земное окружат нас, но все в нашей жизни определяется иным масштабом – определяется духовной составляющей нашей жизни. И если сердце человеческое устремляется к Богу, разрывает земную действительность, выходит в реальность духовной жизни, все становится иначе, видится все иначе – свет приходит в жизнь человека, Господь открывается сердцу человеческому. Тогда действительно многое для нас становится возможным.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили и сохраняли в сердце своем образ молитвы, данной нам сегодня: «Господи Иисусе Христе, Сыне Давидовъ, помилуй мя», – или молитву Иисусову, которая так легко прививается к сердцу человеческому, если он будет внимательно произносить слова: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». И милость Божия будет со всеми нами.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

04 Октября пятница
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
05 Октября суббота
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]