• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. 16.01.2022

    16/01/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением. 16.01.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в Неделю пред Богоявлением, мы слышали Евангельское чтение о том, как Иоанн Креститель выходит на проповедь и проповедует покаяние. И множество людей приходит к нему, чтобы креститься от него во Иордане-реке. Сам же Иоанн Креститель говорит, что «гряде́тъ Крѣ́плiй мене́ вслѣ́дъ мене́, Ему́же нѣ́смь досто́инъ прекло́нься разрѣши́ти реме́нь сапо́гъ Его́». И говорит о том, что его крещение  – в воде, а Тот, кто идет во след его, будет крестить Духом Святым.

    Люди сходились к Иоанну Крестителю и исповедовали свои грехи, сходили в воды Иорданские, во образ очищения, и смывали исповеданные грехи. Это крещение оставалось «внешним» для человека, как внешним остается омыться, очиститься. И это готовило людей к тому, чтобы они могли услышать и принять проповедь Спасителя. Внешне человек старался исправить свою жизнь, старался жить по тем законам, которые он знал из Закона Божия, который был установлен для народа иудейского. Он слышал ответ Иоанна Крестителя на вопрос приходящих креститься к нему – «что же нам делать», что человек не должен переходить ту меру в своих отношениях с другими людьми, которая была определена ему законом, но это оставалось внешним для человека: нельзя воздавать большим, чем ты был обижен, нельзя обижать беззащитных.

    Так возвещал Иоанн Креститель,  и казалось бы, это так понятно для человека, –  что таким образом необходимо поступать, но времена, в которые живет человек, имеют свои требования к поступкам. Мы сейчас видим те народы, которые еще не преодолели и Ветхозаветного закона, остались еще в языческом восприятии мира: они не способны прощать и понимают только закон силы. Закон любви весьма ограничен в сердцах этих людей.

    Для человека внешнее исправление, внешнее действие дает возможность только на какое-то время почувствовать себя лучше (праведнее), как анестезия дает возможность забыться. Но Иоанн Креститель говорит о большем – о том, что грядет Тот, кто будет крестить Духом Святым, указывая на то, что человек должен будет измениться внутри самого себя. Потребуется изменить не только внешним образом свои поступки и дела, но и внутреннее расположение сердца человека должно будет измениться, ибо оно примет в себя Дух.

    В нашей жизни мы употребляем очень много слов, которыми пытаемся определить строй-порядок жизни, в том числе, и внутренних движений сердечных человеческих: мы говорим о любви, о смирении, о покаянии, о раскаянии. Мы произносим и множество иных слов, начитавшись литературы можем легко рассуждать. Но наступает момент истины, когда человек должен совершить поступок. И этот поступок обнаруживает разницу между тем, что человек говорит, и тем, что есть у него на сердце: рассуждая о смирении, принося покаяние, тут же человек в сердце своем начинает осуждать, начинает яриться и злобиться, если что-то выстраивается не так, как он хотел. И где все это смирение? Значит, сердце отстоит еще далеко от того, что произносят уста человека. Говорим о покаянии, приступая к Евангелию, перечисляем множество своих грехов, стараясь, как в некой бухгалтерии, не забыть даже малого из совершенного. Но покаяние – это изменение, которое должно произойти в самом человеке.

    В таинстве Покаяния Дух касается сердца человеческого. Но Дух не входит, если человек не открывает ему навстречу двери. Господь ждет свободного движения сердца человеческого. И если от покаяния остается только перечисление грехов, но сердце закрыто, то Дух не может войти туда, Он не может коснуться и изменить самого человека. И посему все остается только внешне, а человек не меняется. Но Покаяние – это таинство изменения, которое должно произойти в нас: то, что сказано в таинстве Покаяния, раз и навсегда должно быть изнесено из нашей жизни. Не может человек возвращаться к тому, в чем он покаялся, и если это происходит, то свидетельствует о нашей еще неготовности, нашей слабости и немощи, в которых более всего мы должны каяться пред Лицем Божиим: что мы еще не готовы понести силу и мощь Духа, которые и способны нас изменить. Мы боимся, мы страшимся быть другими. Не желаем порой выйти на духовную брань и противостать духам злобы поднебесной, потому что сердце еще не доверяет Самому Богу.

    С Богом человек одерживает победы, невозможные для него. Об этом свидетельствует нам и история Ветхого Завета, показывая, как и внешним образом при множестве врагов народ богоизбранный одерживал победы и малым числом, уповая и следуя по тому пути, который полагал ему Господь, исполняя то, что говорил Господь.

    Многое в Священном Писании, в Евангелии мы слышим, что нам говорит Господь, но слова остаются для нас словами, а поступки живут своей сердечной жизнью: сердце не изменяется, не открываем мы сердце свое для Господа. А Он ждет, как Он Сам говорит в Священном Писании: «Сыне, даждь Мне сердце твое».

    Последовать за Христом и изменить свою жизнь – это требует от человека очень много мужества, ибо здесь противостоит каждому из нас наш главный соперник: сам себе человек противостоит в этой брани, и противостоит духам злобы поднебесной, которые уже знают, как управлять человеком, знают его слабости и немощи. И человек легко становится порой игрушкой в этой духовной брани, ибо сам не готов являть мужество и самоотверженность, чтобы последовать за Господом.

    И сегодня нам, в преддверии Крещения, вновь напоминается о том, что каждый из нас был крещен Духом Святым. Каждый раз, когда мы приступаем к таинству Покаяния, Дух входит в наше сердце. Каждый раз, когда мы приступаем к таинству Причащения Тела и Крови Христовой, попаляется, как неким Огнем, все внутри человека – недолжное, ненужное, скверное и греховное. Но зачем же ты потом опять приносишь туда недолжное, скверное и ненужное? Зачем опять падаешь в эту грязь, ведь придется опять пытаться очиститься, отмыться. Господь ждет! Прояви мужество – и Господь тебе поможет! Не уступи врагу ни пяди в сердце своем! Господь тебе поможет и никогда не отступит от тебя!

    Мы слушаем слова, которые произносятся в этом мире, и должны понимать, что за всеми этими словами, которые определяют строй-порядок жизни человека, стоит дух. Какие бы красивые слова ни произносил человек, но мы чувствуем, что в этих словах дух не тот. И это различается сердцем человеческим. Точно так же мы должны различать тот дух, который приступает к нам, который соблазняет нас, который желает прелюбодействовать с нашим сердцем, чтобы соблазнить нас на порок.

    Сегодня вновь и вновь мне хотелось напомнить самому себе и каждому из нас, чтобы мы не забывали, что Господь ждет от нас только одного: чтобы мы открыли Ему навстречу сердце свое. И тогда действительно Дух Святый, входящий в нашу жизнь, озаряющий и осмысляющий все наше бытие, будет содействовать и помогать в нашей земной жизни.

    С другой стороны, мы должны всегда помнить, что до тех пора, пока мы закрываем сердце свое Богу, Господь и Дух Святый не могут действовать в нас, и мы становимся легкой добычей в руках врага рода человеческого. У него задача только одна: довести человека до отчаяния, довести до уныния и печали и ввергнуть его в тьму кромешную. Там же, где приходит Дух, – радость бывает на сердце человеческом, там, где приходит действие Духа Святаго, – расцветает человек.

    Сейчас проходят Святки – удивительные дни, один большой праздник явления Бога – от Его Рождества и воплощения до Его Крещения. И надо спросить себя: чувствуем ли мы радость этого праздника? Ее раньше чувствовали и передавали как Пасхальную радость в эти Святые дни. Не утерялась ли эта радость в наших сердцах среди суеты и забот? Не потеряли ли Господа в эти Святые дни среди житейской земной пустоты, которая нас связывает и подчиняет?

    Желается только одного: чтобы мы помнили, что сердце наше должно быть открыто Богу. Какими бы слабыми и немощными мы ни были! Как бы мы ни притыкались о всякого рода препятствия в нашей жизни, но с Господом все для нас возможно. Ради этого Господь пришел на землю. Господь любит каждого из нас. И Его любовь безмерна и бесконечна. И если человек предает Господа и свою любовь к Нему, то Господь ведь никогда не предает нас! Он любит, и эта любовь простирается «до смерти, смерти крестной». Господь готов пролить за нас Кровь Свою. И что же мы готовы сделать для Господа? Пусть этот вопрос остается на сердце нашем. Готовы ли мы совершить малое – открыть навстречу Ему сердце свое.

    Богу же нашему слава в веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

04 Октября пятница
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
05 Октября суббота
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]