Приходская жизнь
Пастырское слово
-
09/01/2022
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. 09.01.2022Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
все праздники
Сегодня мы слышали два Евангельских чтения. Первое чтение – это чтение Недели по Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Второе чтение – это чтение текущей Недели.
Евангельское чтение Недели по Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа повествует нам с вами о бегстве Святого семейства в Египет, о предшествующих событиях и о событиях, которые стали причиной бегства во Египет, о поклонении волхвов, о том, как Ирод был «поруган от волхвов» – как повествует нам Евангелие – то есть волхвы не исполнили повеленного им от Ирода, не возвратились к нему и не сообщили о том, где они нашли Богомладенца Христа и поклонились Ему, ибо Ангел Господень возвестил им, чтобы они отошли в страну свою иным путем. Ангел Господень является Иосифу и говорит ему, чтобы он взял Отроча и Матерь Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и ушел в Египет. Евангелие говорит нам, что это были быстрые сборы, ибо ночью они отошли из града, чтобы никто не видел и не знал, куда они ушли: так велика была опасность. Ибо следующее событие повествует нам о том, что Ирод не мог уже остановиться и приказал в злобе своей убить всех младенцев от 2-х лет и нижайше в Вифлееме и его окрестностях: более 11 тысяч младенцев стали первыми мучениками за Христа.
Разные хронисты дают разные оценки того времени, сколько Святое семейство пребывает в Египте – от 3-х до 7-ми лет. В Египте сохранилась память о тех местах, что были связаны с посещением Святого семейства: вдоль Нила есть ряд монастырей, которые построены в тех местах, где, по преданию, останавливалось Святой семейство. Потом Иосифу вновь является Ангел и говорит, чтобы он вернулся вместе с Богомладенцем и Матерью Его в страну свою. Приходит он и слышит, что по смерти Ирода царствует Архелай в Иудее, и, быв наслышан о жестокости этого сына Иродова, он удаляется в Назарет – в свой родной город. Посему Господа нашего Иисуса Христа будут именовать Назарянином – по городу Назарету. Так во втором Евангелии, которое мы слышали сегодня, евангелист повествует о том, как Иисус Назарянин шел в Иерихон. Его сопровождали люди. И вот некий слепец, когда ему сказали о том, что идет Иисус Назарянин, возопил к Нему и стал просить Его о том, чтобы Он явил над ним милость: «Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́!» Услышав вопли этого несчастного человека, Иисус попросил, чтобы его подвели к Нему, и спросил, что бы он хотел. Слепец говорит: «Го́споди, да прозрю́», – чтобы вернулось к нему зрение, и он мог жить полнотой жизни, радоваться красоте этого мира, трудиться, – и получает просимое. «Прозри́: вѣ́ра твоя́ спасе́ тя», – говорит ему Господь. И радость, величайшие чувство благодарности посетило сердце сие – идет он вослед Господа, славя Его, не отступая от Него.
Это свидетельствует нам, что величайшая для человека радость – получить, как некий дар, то состояние, когда после темноты, мглы, которая покрывает человека, вдруг увидеть ясно свет, увидеть окружающее его, увидеть лица людей, увидеть путь, по которому человек может и должен идти. Увидеть все препятствия на этом пути и обходить их. Господь возвращает человеку величайший дар: способность жить, трудиться и творить в этом мире, не претыкаясь о те опасности и трудности, которые подстерегают человека, не видящего куда идет. И это состояния мрака, мглы, как мы слышим, было столь тягостно, что никакие уговоры людей не могли остановить обращенности и вопля этого человека ко Христу: «Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́!» Не останавливаясь, обращается он ко Господу с одним только желанием: чтобы Он услышал его. И действительно Господь, обратившись к нему, являет над ним чудо.
Увидеть окружающий мир действительно стало для этого человека величайшим чудом, радостью и удивительным благоговением сердца человеческого. Легко жить человеку, когда он ходит во свете, когда видит, что он должен делать и творить, и бедствием для человека является, когда он слеп в своей душе, когда толком не понимает, что он должен совершить: когда мгла присутствует на сердце человека, окутывает его. Человек становится беспомощным даже в самых простых обстоятельствах своей жизни: он не может разобраться, что он должен делать, куда идти, какие цели перед собой поставить, ибо эта слепота души его не позволяет ему увидеть правильно то, что происходит вокруг него, увидеть те обстоятельства, которые сопутствуют ему в жизни.
Мы слышим сегодня в Евангельском чтении, как Иосифу являются ангелы и говорят, что ему необходимо делать, как поступить, свидетельствуя нам о том, что духовное зрение позволяет человеку через подсказки ангелов очень многое совершать правильно в своей жизни. Но это – если только человек научится слушать свою душу, предочистив ее молитвенным воплем сердца своего. И ангелы обязательно ответят, научат, укажут, по какому пути необходимо идти человеку, чтобы избежать опасностей, которые враг расставляет ему на пути.
Ангелы всегда присутствуют рядом с нами. Они слышат и знают все, что происходит с нами. Они готовы нам помогать и это делают. Но слышит ли сердце человеческое то, что говорит ему ангел-хранитель? Готово ли оно исполнить то, что подсказывает ему ангел через совесть человека? Господь ждет, готов нам помочь, чтобы мы научились жить в этом мире, не как слепые люди, обретшие зрение в прямом смысле, а научились жить как духовно зрячие. Господь рядом с нами, как некогда с этим слепцом, который услышал Господа, идущего в Иерихон – Он в наших церковных Таинствах. Ради этого мы их совершаем. Чтобы быть рядом с Господом обращаем к Нему и наши молитвы. Этот вопль сердечный достигает Господа. Но слышит ли сердце наше ответ от ангела, которого посылает нам Господь, чтобы вести нас по тому пути, который нам положен, который будет нам безопасным и который ведет нас от земли к Небу?
Господь выстраивает жизнь человека, научая его возможности жить не только своим умом, своими представлениями житейскими, надеясь «на князи и на сыны человеческие», но научает нас жить в мире, где живут и действуют ангелы Божии, чтобы мы научились полноте жизни не только земной, быв погруженными в суету сует, но чтобы сердце чувствовало присутствие иного мира, который и определяет жизнь человека.
Любой помысел, который приходит на сердце человека, может перевернуть его жизнь не представляемым для человека образом: приняв всего-навсего один помысел, человек может изменить свою жизнь либо в добрую сторону, либо в худую. Кажется, что может быть проще: помысел пришел и ушел? Но войдя в сердце человеческое, добрый помысел изменяет нашу жизнь, преображает ее, а худые помыслы, принятые в сердце, выстраивают иной порядок нашей жизни, не в лучшую сторону, ибо сердце человеческое не желает по своему болезненному, падшему состоянию слышать ангельский призыв, а слышит лукавый призыв и устремляется туда, где ждут человека бедствия, где ждет его погибель, которую устраивает ему враг рода человеческого.
Сегодня мы прославляем и чтим угодников Божиих: праведного Иосифа, царя Давида, Иакова брата Господня. И из этой семьи Господа по плоти обратим особое внимание на царя Давида, ведь говорится в пророчестве о том, что Господь наследует царство, престол царя Давида. Но мы знаем из истории этого царя, что он был жесток, он не был милостивым царем по нашим современным представлениям: злословил его Семей – он простил его, но в старости, перед смертью своей Давид приказал убить Семея. Во время царствования Саула Давид собирает группу воинов вокруг себя, бегает от Саула, чтобы тот не убил его, но живут-то они за счет того, что удается им отбить, поживиться неправедным путем. Многое из того, что происходит в жизни царя Давида, нелицеприятно, – что свидетельствует об истинности его истории. Мы знаем, что Давид, увидев жену Урии, соблазнился и решил убить Урию, хотя этот человек был безупречен по отношению к Давиду: это был воин, он исполнял послушание, был предан царю. Но Давид, чтобы взять жену его, посылает его туда, где заведомо Урия должен был погибнуть.
Таков Давид! И при этом мы говорим: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его». Это свидетельствует, что было нечто другое на сердце у царя Давида, за что и почитает Церковь его. Его внешняя жизнь не была тождественна внутренней жизни его, преданной Богу. Когда совершил он грех, к нему приходит пророк Нафан и обличает его. И Давид покаялся, написал 50-ы псалом, который мы постоянно читаем, повесил текст его на столбе в Иерусалиме, чтобы все видели его. Он раскаялся перед всем народом в содеянном грехе. Такова была сила этого мужественного сердца, способного принести покаяние.
Он принял слова пророка. Он изменил свое сердце. Именно это отличает царя Давида от многих правителей как тех времен, так и современных. Сколько бы ни приходили к ним с обличениями, например, как мы знаем из истории Смутного времени, об обличении Ивана Грозного святителем Филиппом, но не принимали эти правители слова Божия. А царь Давид принял, смирился, проявил кротость, показал глубину сердца своего, которое было исполнено доверием Богу. И показал способность сердца своего слышать слово Божие, способность поступать по тому, как возвещает ему Господь. Давид жил в непростое время, когда цена жизни человеческой была невелика, но поступал по слову Божию. Это объединяет царя Давида с праведным Иосифом, который исполнял то, что слышал от ангелов: это определяло жизнь этих людей.
Посему сегодня, когда мы вспоминаем эти события, то желаем самим себе научиться так же поступать по воле Божией. И чтобы нам не претыкаться о мглу и суету этого мира, необходимо знать волю Божию. А воля Божия раскрывается нам сполна в Священном Писании, в знании Евангелия. Чтение Священного Писания, в том числе, и Ветхого Завета, очень многому нас научает, делает нас духовно мудрее. Мы все хотим быть мудрыми по житейским понятиям и представлениям, но Священное Писание научает нас мудрости совершенно иной, которая помогает человеку находить правильные ответы в его земной жизни. В любые времена, при любых обстоятельствах мы в Священном Писании найдем ответ на вопрос, как мы должны поступать, или что будет, если мы пойдем по пути, который противен Богу.
Господь уже все возвестил. От нас требуется только одно: знание Священного Писания, чтение Святого Евангелия. Там все есть! И не надо искать каких-то иных ответов, бегая по всему свету, обтекая его умом своим, через интернет и прочие средства выискивая для себя то, что более для нас приятно, нежели то, что мы можем услышать от Господа. Как некогда Давид слышал жесткие слова. А ведь он – пророк! Точно так же и Священное Писание: оно не щадит человека, который сам выстраивает свою жизнь против Бога, но указывает ему, научает его, как должно человеку жить.
Священное Писание указывает нам, что началом нашей духовной жизни является покаяние: без этого начала, без этой чистоты многое не может совершиться в нашей жизни. Мы многое понять не можем, ибо нет этого духовного ощущения и понимания того, кто находится рядом с тобой, нет различения вкуса, запаха духовного… Приходит человеку помысел. Если у человека хороший вкус и он хорошо различает запахи, то он сразу поймет, кто к нему пришел, с кем он имеет дело, и либо принимает, как ангела, как ангельское наставление, либо бежит от того прилога, который приходит в душу его от врага.
Посему хотелось бы еще раз пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы пользовались той милостью Божией, которую Господь нам дает. Не только в храме, не только за Божественной Литургией мы соприкасаемся с особым Промыслом, с действием Божиим: у нас всегда есть Священное Писание. Мы его должны знать. Должны его изучать, чтобы наша душа становилась немножечко мудрее и научалась правильно избирать путь по жизни, различия те помыслы, которые приходят в нашу жизнь, пытаясь увести нас на сторону далече.
Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!
Расписание богослужений
- 04 Октября пятница
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
- 05 Октября суббота
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.