• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в Престольный праздник нашего храма. 02.08.2021

    02/08/2021
    Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в Престольный праздник нашего храма. 02.08.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы празднуем память святого пророка Божия Илии, который жил в IX веке до Рождества Христова и был живым вознесен на Небо на огненной колеснице. В народе образ пророка Божия Илии связывается с фактом обвинения царской власти, борьбой за справедливость и возрождение национальной государственности. Говоря современным языком, можно сказать, что пророк Илия – это общественно-политический деятель своей эпохи.

    О чем же мы будем спрашивать его сегодня, какие переживания и вопросы сегодняшнего дня положим к его ногам? Конечно же, первый вопрос здесь - это вопрос о том, что нам делать с коронавирусом, как относиться к прививкам и другим принудительным со стороны государства мерам. Но прежде, чем искать ответ у любимого пророка, давайте обратим внимание на сегодняшнее Евангельское чтение. Во время земной Своей проповеди Спаситель несколько раз обратился к образу пророка Божия Илии. Обычно, в связи с Ним мы вспоминаем другого пророка – пророка и Предтечи Господня Иоанна. Свидетельство об этом мы находим у всех евангелистов. И лишь у апостола и евангелиста Луки есть упоминание о святом пророке Божием Илие, как о непринятом в своем Отечестве пророке.  И почему-то именно это чтение стало центральным в день памяти огненного пророка. Давайте попытаемся разобраться, почему именно это Евангельское зачало мы слышали вчера на Всенощном Бдении и сегодня на Божественной Литургии. Посмотрим повествование Евангелия от Луки, 4, то зачало, которое мы обычно читаем на Новолетие.

    Итак, Господь приходит в Назарет – город, «идеже бе воспитан», то есть, где проходит детство Иисуса Христа, где Он вырос и был воспитан. Взошел Он в субботу в синагогу и, как учитель, как раввин, получил приглашение сказать слово народу, истолковав отрывок из Священного Писания. Дали Ему книгу пророка Исаия, и Он прочитал: «Ду́хъ Госпо́день на мнѣ́: его́же ра́ди пома́за мя́ благовѣсти́ти ни́щымъ, посла́ мя исцѣли́ти сокруше́нныя се́рдцемъ, проповѣ́дати плѣне́ннымъ отпуще́нiе и слѣпы́мъ прозрѣ́нiе, отпусти́ти сокруше́нныя во отра́ду, проповѣ́дати лѣ́то Госпо́дне прiя́тно». Этот текст был так прочитан Спасителем, что весь слушающий народ в синагоге замер. Как говорит евангелист: «и всѣ́мъ въ со́нмищи о́чи бѣ́ху зря́ще на́нь». Господь сказал: сегодня это Писание сбылось. «И вси́ свидѣ́телствоваху Ему́», то есть все увидели, что пророк Исаяйя писал о Спасителе, и вот Писание его сбывается у них на глазах. Они сами увидели, стали свидетелями Того, Кто благовествует нищим, Кто исцеляет сокрушенных сердцем, Кто проповедует отпущение плененным и исцеляет слепых, Кто проповедует пришествие Царствия Небесного. «И вси́ свидѣ́телствоваху ему́, и дивля́хуся о словесѣ́хъ благода́ти, исходя́щихъ изъ у́стъ его́». Народ был поражен не только тем, что он стал свидетелем проповеди Мессии, но более тем, какая благодать исходила из уст Его.

    И что же? Вот здесь – самая кульминация, самые главные слова, которые вошли уже в сегодняшнее Евангельское чтение. Замечательно реагирует народ на собственное удивление, прозрение, благодатное состояние: «не се́й ли е́сть Сы́нъ Ио́сифовъ?» - мол, что же мы тут уши то поразвесили?  Простой человек, один из нас, мы его с детства знаем, какой же Он пророк, Мессия, Христос? Чушь! Не может быть такого! После этого они получают горькие слова Спасителя: «ами́нь глаго́лю ва́мъ, я́ко ни кото́рый проро́къ прiя́тенъ е́сть во оте́чествiи свое́мъ: пои́стиннѣ же глаго́лю ва́мъ: мно́ги вдови́цы бѣ́ша во дни́ илiины́ во Изра́или, егда́ заключи́ся не́бо три́ лѣ́та и ме́сяцъ ше́сть, я́ко бы́сть гла́дъ вели́къ по все́й земли́: и ни ко еди́ной и́хъ по́сланъ бы́сть Илiа́, то́кмо въ Саре́пту Сидо́нскую къ женѣ́ вдови́цѣ». Спаситель постоянно обращает внимание еврейского народа на то, что они «красят раки пророков», которых убили их отцы, то есть они не принимают пророков тогда, когда они посланы, а начинают их чтить лишь после того, как сами же этих пророков убьют.

    Что, собственно, тот же народ в еврейской синагоге и сделал – изгнал Спасителя из синагоги и из города, и скинул Его с горы. Вернее, хотел скинуть, но не получилось. Спаситель, «проше́дъ посредѣ́ и́хъ», избежал казни.

    Вот такое Евангельское чтение мы слышали вчера и сегодня. И понятно, что ни о какой политической или социальной деятельности пророка Божия Илии мы не можем говорить, потому что сам народ гонит его за пределы страны. Если внимательно проследить жизненный путь огненного пророка, мы увидим, что обличение в адрес царя и царицы касались исключительно вопросов религиозности, этичности и нравственности. Никаких политических, экономических, общественных вопросов пророк не касался. А в своей жизни был настолько непритязателен, что спокойно мог уйти в пустыню к источнику и совсем не заботиться о пище. Так что Господу приходилось ежедневно посылать ворона, чтобы прокормить молитвенника за народ. А в другом случае устраивать неоскудевающий источник муки и елея в доме вдовицы.

    Так что, если бы пророк Божий Илия жил в наше время, то наверно он бы просто не заметил ни коронавируса, ни пандемии, вернее, не не заметил бы, а посчитал бы это Божиим вразумлением для народа, а не своими проблемами. У него были совсем другие цели и принципы жизни. Он живет над этими проблемами, и единственное его желание – быть с Господом. И если что-то мешает ему в этом, то он старается обойти препятствие или сдвинуть его со своего пути.

    Мы с вами прекрасно видим, что коронавирусные вопросы из медицинских проблем перекочевали в политические игры, а вопросов религии они не касаются. А значит, они «не по Бозе» и нет необходимости вникать в них.

    Апостол и евангелист Марк в конце своего повествования приводит слова Господа перед Его Божественным Вознесением, сказанные Его ученикам: «и́менемъ мои́мъ бѣ́сы иждену́тъ: язы́ки возглаго́лютъ но́вы: змiя́ во́змутъ: а́ще и что́ сме́ртно испiю́тъ, не вреди́тъ и́хъ...».  Так чего же мы будем бояться вируса, вакцины? «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам», - говорит Спаситель Своим ученикам о телесных немощах. И если будет в нашем сердце местечко для зернышка Царствия Небесного, не будет нужды бояться медико-биологических экспериментов и политико-административных санкций. «Возьмите иго Мое на себе, - говорит Господь, - и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть».

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

07 ИЮЛЬ ЧЕТВЕРГ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (славословие), 1-ый час.
08 ИЮЛЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Всенощное бдение.
[Далее]