• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. 1.11.2020

    01/11/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 21-ю по Пятидесятнице. 1.11.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали, братия и сестры,  притчу о сеятеле, которую сказал Господь, обращаясь к окружающим Его людям и к ученикам Своим. Завершая притчу, Господь говорит: имѣ́яй у́шы слы́шати да слы́шитъ. Потом, объяснив ученикам Своим, что сеятель сеет слово Божие, которое падает в сердце человеческое, Он опять завершает свою речь словами: имѣ́яй у́шы слы́шати да слы́шитъ.

    На что же обращает наше внимание Господь? Что Он желает нам сказать? О чем Он хотел бы нас предупредить, возглашая слова «имѣ́яй у́шы слы́шати да слы́шитъ»? Господь говорит нам о том, что в этом мире существует два источника. Человек слышит либо один источник, либо другой. Или можно сказать, что есть два диапазона, и в зависимости от того, как настроено сердце человеческое, то он и будет слышать. Если сердце человеческое настроено на мир, на то, что происходит в мире, оно будет постоянно слышать то, что соответствует его устроению, его страстям, его порокам, его человеческим интересам. Человек с радостью будет это слышать, погружаться туда. Господь говорит еще, что «ви́дяще не ви́дятъ», то есть человек погружается не только в слышание, но и в те образы, которые предлагаются ему.

    И мы видим, как, особенно в наше время, человеку важно разбираться и понимать, каково устроение его сердца, что оно слышит, на что оно настроено. Потому что каждый знает по себе самому, сколь опасно развитие образов и слышаний в современном мире, как трудно человеку бывает отключиться от интернета, от тех образов и картинок, которые предлагает ему этот мир. Все более и более погружается человек в это человеческое общение, в эти соцсети, так называемые, и прочие, и прочие, и несмь им числа – в те бездны, в которые увлекается человек, слушая и вслушиваясь в окружающий мир. Вслушиваясь и обращая внимание на то, что говорят другие люди, как относятся к человеку, какие оценки получает человек за свои слова, за образы – за фотографии, которые он выкладывает, чтобы получить некое подтверждение и одобрение от мира.

    Об этом нас предупреждал Господь: если сердце твое имеет такое устроение, такой настрой, то ты ничего не поймешь в том, что есть духовная жизнь. Потому что требуется настроить сердце на другую волну – перестроить его с этого представления житейского, земного на другую «передающую станцию» - духовную. Для нас с вами это Евангелие. Господь говорит, что мы должны слышать и понимать то, что Он говорит, а не то, что предлагает нам мир. Между земным и духовным лежит пропасть. Человек, настраиваясь на «передающие станции», порой оказывается где-то посередине, когда слышно что-то как с одной волны, так и с другой. И возникает некая неопределенность в слышимом: вроде бы слышит что-то духовное, которое забивается какими-то мирскими звуками. Человек отвлекается на что-то, кажущееся ему интересным. Обращает внимание и на то, что передается с другой стороны. В результате, не получает пользы от того, что он мог бы услышать от Господа. Вроде бы он что-то услышал, потом отвлекся и оказался совсем в другом месте, и потерял возможность услышать то, что хотел ему сказать Господь.

    Образ сеятеля – это уже образ из другого времени. Возможно, и детям нашим вскоре не будет даже понятно, кто такой сеятель, как и что он сеет, потому что придут другие технологии. Городские дети даже не смогут понять, о чем идет речь. Это наше поколение помнит, как настраивается радиоприемник, как мы крутили его ручки, чтобы поймать нужную станцию. Знаем, как слышна какая-то какофония, когда не попадаешь на волну станции. О таком состоянии какофонии нас и предупреждает Господь – состоянии, когда человек находится где-то посредине между земным и духовным. Порой эти желания, устремления человеческие срывают человека с пути и уносят его к земным представлениям, которые оказываются человеку ближе, интереснее, понятнее, важнее, нежели то, что он может услышать на духовной волне.

    Если же человек употребляет усилие и настраивает сердце свое на духовную волну, то происходит нечто удивительное: он слышит то, что хочет ему сказать Господь. Он слышит Евангелие. И слова Евангельские ложатся ему на сердце. И жизнь такого человека выстраивается по тому сердечному устроению, которое определяется Евангельскими словами Господа, которые мы постоянно слышим в храме и постоянно читаем сами дома.

    Духовная жизнь отрывает нас от мирских понятий и представлений. То, что происходит в окружающем нас мире, становится для человека не важным и не значимым. А значимым для человека становится только одно: исполнение Заповедей Божиих, исполнение тех слов, которые лежат у него на сердце, которые положил туда Господь. И желает человек только одного – исполнить слово Божие в жизни своей.

    Господь всегда дает нам возможность принести плод от того слова Божия, которое потихонечку укореняется и прорастает в нашем сердце. Господь дает обстоятельства жизни, посылает нам того или иного человека, те или иные события, где мы должны принести плод нашего сердца – совершить те или иные поступки по отношению к другому человеку.

    Для человека, который настроен на духовную волну, мир не имеет того значения и тех понятий и представлений, которые определяют его жизнь. Жизнь определяется только одним: как я выстраиваю свои отношения с тем человеком, который находится сейчас передо мной. Не мечтаниями, не фантазиями, не  какими-то устремлениями к далеким срокам и временам, но жизнь человеческая определяется конкретно в данную секунду: что я отвечу человеку на те слова, которые он говорит. Как я поведу себя по отношению к поступкам человека: так, как мне сказал Господь, как я храню на сердце своем, или в тот момент отвлекусь и послушаю, что скажет мне мир? И выстрою свои взаимоотношения по-мирскому. И Господь сегодня, говоря: «имѣ́яй у́шы слы́шати да слы́шитъ», желает только одного: чтобы слово, которое Он говорит, легло нам на сердце и стало определяющим в нашей жизни по отношению к другим людям.

    Господь посылает нам возможности, обстоятельства, ситуации жизненные, посылает людей. Это – посланники Божии, и мы должны явить состояние своего сердца по отношению к конкретно той или иной жизненной ситуации, проявить мудрость и уберечь сокровище сердца своего от дьявольского расхищения, от тех немощных дерзостей, которыми пытается увлечь враг рода человеческого нас на иные пути.

    Посему мне хотелось бы пожелать, прежде всего - самому себе, и каждому из нас, чтобы правилом нашей жизни стали три С: слушать, слышать и слушаться. Если уж мы слушаем Господа, услышали слова Его, положили на сердце свое, то уж давайте быть послушными Богу и исполнять то, что лежит на нашем сердце, а не находиться между миром земным и миром духовным, когда не можем определить для себя, что же является важным, значимым в нашей жизни. Стоять твердо в вере своей и доверять Господу – и по милости Божией Господь все управит, устроит и проведет среди всех тех сетей, которыми мир пытается нас уловить!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

01 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
17:00 Малое Повечерие, Утреня, 1-й час.
02 Мая четверг
08:30 Исповедь, Часы, Вечерня, Литургия.
18:00 Малое повечерие, Утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
[Далее]