• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь протоиерей Андрея в Неделю 28-ю по Пятидесятнице. 02.01.2022

    02/01/2022
    Проповедь протоиерей Андрея в Неделю 28-ю по Пятидесятнице. 02.01.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Неделю пред Рождеством Христовым мы слышали Евангельское чтение, которое начинается словами: «Кни́га родства́ Иису́са Христа́…». Откровение Нового Завета начинается этими словами, которые свидетельствуют, что Господь приходит в этот мир, воспринимает на Себя человеческое естество и является продолжателем в длинной череде тех, кто хранил веру в сердце и следовал за Богом, исполнял послушание, которое Господь определял в жизни его.

    Книга родства Господа нашего Иисуса Христа – это свидетельство родства по крови. Это свидетельство было очень важным в мире ветхозаветном, который весь был наполнен ожиданием явления в мир Спасителя. Господь приходит в этот мир, воспринимает на Себя человеческое естество, чтобы исполнить чаяние многих и многих сердец тех угодников Божиих, чьи имена мы слышали сегодня в Книге родства Господа нашего Иисуса Христа. Не может человеческое сердце успокоиться в этом мире, пока не обретет Бога, и посему обетование, некогда данное человеку: что придет Спаситель в мир и избавит его от насильства вражия, всегда жило в сердцах человеческих. Не могло сердце человеческое успокоиться, утешиться теми радостями и благами, которыми пытался мир удивить человека, теми срамными делами, в которых утопал мир, пытаясь найти для себя удовольствие и наслаждение. Не могло сердце быть исполнено радости, но было исполнено печали, потому что помнило оно о своем достоинстве, о красоте и радости, которые некогда вкушал человек в райском состоянии. Скорбит и ищет сердце человеческое радости быть с Богом, утраченной некогда человеком в Раю, и не может ничем утешиться в мире, как бы мир ни пытался уловить сердце в сети свои.

    Мы слышали, как апостол говорит о тех угодниках Божиих, о которых говорится в Книге родства Господа нашего Иисуса Христа: особенностью их было то, что искали они свое сердечное переживание и желание не человеческими усилиями, не теми возможностями, которыми исполнен человек, чтобы достичь своих целей, чтобы достичь радости. Иное было на сердце у них: они жили верой, но они жили обетованием, хотя не было еще явления в мир Спасителя. Они доверяли Господу, хоть были и несовершенны – совершали в своей жизни падения. Например, как мы знаем о пророке Давиде, который, выйдя из простых пастушков, обретает славу великого царя: он не устоял и совершил грех прелюбодейства и убийства, но покаянием очистил сердце свое, потому что доверял себя Богу и понимал, что есть немощь человеческая и наше неустройство, наша ветхость, укорененная в сердце. Есть власть над человеком князя мира сего, который показывая ему красное, смущает и увлекает его на свою сторону. И не сможет человек устоять перед этими прилогами, перед искушениями, если будет предоставлен сам себе, если в какой-то момент забудет о Боге – об этом говорил в своих псалмах пророк Давид.

    Человек не может жить без Бога: либо он начинает искать для себя иной мир, чтобы удобно устроиться в таком мире, разрушая вокруг себя все, чего он касается, либо – строит свою жизнь, доверяя Господу и тому пути, по которому его ведет Господь. Так некогда доверился в руки Божии Авраам, и Господь исполнил его того обетования, которое было всегда значимо и почтенно для людей ветхозаветных, ибо мы слышали, как во времена Господа нашего Иисуса Христа говорили о том, что «мы – сыны Авраамовы». В этом была величайшая честь, почтение. Так хранилась память об этом человеке, как исполнившем послушание Богу.

    Быть послушным Богу для человека нелегко. Человек постоянно созидает для себя кумиров из чего угодно: даже из бытовых вещей человек может воздвигнуть для себя объект поклонения и подчинить ему всю свою жизнь. Но Господь, чтобы спасти человека, разрушает эти земные объекты поклонения, идолов, которые созидает себе человек. Порой принять это бывает для человека трудно, болезненно. Но тот, кто доверяет Богу, все принимает из руки Божией с благодарностью и понимает, как Господь удивительным образом выводит его из этих заблуждений, которые стали уже привычными для его ума и которыми наполнилась его жизнь. Для того, чтобы человеку отказаться от чего-то своего, требуется много мужества. Можно сказать, что требуется убить своего ветхого человека, уничтожить ту идею, помысел, к которому человек прилепился, – это величайшее испытание для человека, ведь ему кажется, что уже все устроилось, все кажется понятным, удобным. Но Господь говорит, что это не тот путь, по которому Я хочу тебя повести. Для тебе определен иной путь, и ты должен исполнить волю Мою, а не свою, – говорит Господь, обращаясь к человеку.

    Человек, устремляясь к сокровенной Небесной радости, которая всегда живет в его сердце, должен помнить, что путь к этой радости лежит через веру Богу, доверие Богу, через понимание, что Господь есть наш Отец. Ибо Господь Бог наш Иисус Христос приходит в мир, чтобы выстроить иное родство: Он воспринимает родство по крови, чтобы выстроить родство по Духу, чтобы мы могли произнести слова, которые дает нам Сам Господь в молитве «Отче наш», научая нас обращаться к Небесному Отцу, указывая нам, где наше Отечество. И если бы мы во всей полноте осознали, что мы произносим в этих словах, обращаясь к Богу как к нашему Отцу Небесному, то во многом должна была бы измениться вся наша жизнь.

    Мы знаем и понимаем, как ведет себя человек, облеченный властью светской, как царский потомок должен себя вести. Мы понимаем, что он должен совершать, а что не должен. Мы понимаем, что если неподобающее он совершает, то унижает этим свое достоинство и достоинство своих родителей. Точно так же понимаем, что мы, свидетельствуя о своем духовном родстве с Богом, должны выстраивать свой строй-порядок жизни совершенно иначе, чем бытовым, понятным нам устроением нашей жизни.

    Господь возводит нас в Небесное достоинство, ради этого Он приходит на землю чтобы даровать нам величайшую честь – именоваться сынами Божиими. Но быть в Небесном достоинстве – это величайшая ответственность для человека: от того, как мы проходим свою жизнь, многое зависит не только для нас, но и для окружающего нас мира, ибо каждый из нас из является свидетелем во Христе. И это достоинство, в которое облечен христианин, в Таинстве Крещения воспринявший благодать Духа Святого, воспринявший Небесное достоинство, которому возвращены честь и возможность быть в полноте жизни, воспринимать в Таинстве Тело и Кровь Христовы, для каждого из нас является испытанием и нашей совести, и свидетельством перед всем миром, что Господь действительно жив и действует в этом мире, что можно жить и строить свой особый строй-порядок жизни, не подчиняющийся житейским, будничным человеческим представлениям.

    И мне хотелось бы в этот день, когда мы слышали слова Книги родства Господа нашего Иисуса Христа, напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, что мы не просто родные Богу, мы – Его дети. И мы призываем нашего Небесного Отца. Поэтому все поступки и дела наши должны быть свидетельством нашего Небесного достоинства, чтобы мы не уничижали в своих поступках, делах и словах Небесное достоинство Отца нашего Небесного.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

07 ИЮЛЬ ЧЕТВЕРГ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (славословие), 1-ый час.
08 ИЮЛЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Всенощное бдение.
[Далее]