• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. 19.12.2021

    19/12/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. 19.12.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в первом Евангельском чтении, которое мы слышали за Божественной Литургией, говорится об исцелении мужей прокаженных, и в чтении, которое посвящено памяти святителя Николая, –  также о том, как множество людей устремлялось ко Господу, чтобы получить от Него исцеление. Все стремились прикоснуться к Нему, и тот, кто прикасался, получал исцеление.

    Десять мужей прокаженных также получают исцеление, но они не смеют прикоснуться ко Господу, ибо больные проказой, не могли находиться в обществе людей, и при приближении других людей должны были предупреждать о том, что они больны и к ним нельзя даже приближаться, а не только касаться. И вот они, видя Господа, обращаются к Нему с просьбой, чтобы Он даровал и им исцеление от этого тяжелейшего и страшного недуга. Господь в ответ на их просьбу говорит, чтобы они шли и показались священникам – как то было положено в Ветхом Завете: ибо о здравии в этой болезни или о самой болезни положено было свидетельствовать священникам. Исполняя это послушание, десять мужей идут к священнику, чтобы он засвидетельствовал об их болезни или о здравии, о чем сами еще не знают. Они направляются в Иерусалим. По пути они получают исцеление, и один из них, движимый радостью сердечной, благодарностью, устремляется ко Христу, воздает Ему хвалу, кланяется Ему, но девять идут к священникам. Господь говорит: «Не де́сять ли очи́стишася? Да де́вять гдѣ́?»

    Они все исполняют послушание. Эти девять идут туда, куда направил их Господь. И только один смог сердцем своим почувствовать, что Господь рядом, –и он устремляется ко Господу. Он открыл для себя присутствие Бога – здесь, рядом с ним – являющего неизреченную милость над этими больными людьми. Девять не почувствовали сердцем своим присутствие Бога: это осталось для них где-то вовне, они исполняют предписанное. Но сердце их молчит и не исполняется радостью и благодарностью ко Господу, которая и открывает сердцу Его присутствие.

    Благодарность, которая наполнила сердце выздоровевшего человека, дает ему возможность услышать от Господа удивительные слова, обращенные к нему, свидетельствующие о том, что он не ошибся: «воста́въ иди́: вѣ́ра твоя́ спасе́ тя»  – что он действительно поклонился Господу, сподобился милости видеть Господа.

    Сколь скорбит и нуждается сердце в том, чтобы почувствовать присутствие Бога рядом с собой! Сколь велика и неизреченна радость, которую обретает сердце человеческое, когда оно находит Господа и в благодарности изливает Ему все свои слова!

    Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам с вами о том, что только сердце благодарное может найти Господа. Если человек действительно стремится благодарить Господа за все, как заповедует нам апостол, то для такого благодарного сердца открывается иной строй-порядок жизни. Ибо там, где в сердце пребывает радость – там не может быть печали, где благодарность – там наполняется светом весь состав человека. Если человек умеет благодарить Господа за милости по отношению не только к самому себе, но и по отношению к другим людям, то истребляется из такого сердца зависть, и враг посрамленный отступает от такого сердца, и обретает оно покой и мир.

    Благодарность сопутствует человеку во всей его духовной жизни. Своей благодарностью человек как бы возвеселяет Господа – тем, что человек умеет делать то, к чему призывает нас Господь. Благодарность наша нужна не Господу, а нам, потому что это – движение нашего свободного сердца по направлению к Богу. И Господь открывает новые двери благодеяний тому, кто умеет благодарить.

    В благодарности выстраивается должный порядок жизни человека с Богом и должный порядок отношений между людьми. Через благодарность другому человеку за его внимание к нам мы учимся благодарить не самого человека, а через него приносим свою благодарность Богу. Мы благодарим другого человека как образ и подобие Божие, которые он несет в себе. Благодаря другого человека, мы поставляем его как бы перед собой: не за своей спиной, но перед собой – так мы научаемся и кротости, и смирению, и вновь и вновь через благодарность нашу сердечную посрамляется любое действо дьявольское. Мир приходит туда, где есть благодарность и обращенность друг к другу вниманием, –  выстраивается тот особый порядок жизни, который возвращает тишину в наше сердце. Не буйство страстей и переживаний всякого рода мирских, житейских начинает тревожить наше сердце: сердце тревожится только тем, как бы не пропустить благодарности Богу и другим людям, как бы не остаться должником перед Богом и перед другими людьми, не воздав им благодарности за благодеяния, которые они оказывают по отношению к каждому из нас.

    Благодарному сердцу открывается Господь. И наша Божественная Литургия называется Евхаристией (Благодарением), которое мы все вместе приносим Богу за Его неизреченные милости, которые Он являет над нами. В Священном Писании, как говорят те, кто исследует его, больше 125 раз употребляется слово «благодарение» – столь важно и значимо оно для нашей духовной жизни. За Божественной Литургией мы слышим слова: «Благодарим Господа!» Как они отзываются в нашем сердце? Придя на Божественную Литургию – мы приходим благодарить Господа, но эта благодарность Господу должна быть исполнена достойного благодарения Бога, а не наших человеческих приношений Богу.

    Литургия начинается с Часов, когда совершается Проскомидия. Поэтому, придя благодарить к половине Литургии, человек обделяет самого себя, если теряет это литургическое время. Приходя к Часам, обычно приносят синодики – так, например, делают в Греции. И когда священник у Жертвенника вынимает частички, каждый прочитывает свои синодики – о здравии, о упокоении. Это особое время для приуготовления к той встрече, которая должна произойти у нас с Богом за Литургией. То благодарение, которое есть на нашем сердце, и ведет нас в храм, ведет к вершине нашей таинственной жизни, когда мы соединяемся теснейшим образом в Таинстве Причастия с Самим Богом.

    Благодарность нас направляет в храм, благодарным сердцем мы воспринимаем Святые Таины Христовы и в благодарности мы должны дальше жить и хранить то, что мы получаем от Господа. Человеку было определено от Бога возделывать и хранить Рай. Посему труд духовный, который мы совершаем над собой, должен приводить к тому, что сердце наше должно научиться хранить благодать Божию, быть всегда и безмерно благодарными Богу за Его неизреченные милости.

    Благодарить только за то, что получаемое нас утешает и радует – в этом нет большого труда. Но когда у человека получается благодарить в том случае, когда все выстраивается не так, как ему бы хотелось, виделось и представлялось – то в этой благодарности действительно дьявол не имеет успеха над человеком и отступает от него.

    Когда приходят какие-то обстоятельства, недоведомые человеку, его сердце смущается и готово уже унывать, печаловаться. Но ты поблагодарили Господа! Вознеси благодарственную молитву Господу – и рассеются облака, выглянет солнце, и вновь утешится сердце твое, вместо печали, уныния и холода, которые привносит присутствие дьявольского смущения. Посему сегодня мы, имея перед собой духовные пределы праздника Рождества Христова, учимся и напоминаем себе, что мы должны подойти к этому празднику с сердцем благодарным.

    Вновь и вновь обрати свой взор не на трудности и обстоятельства, но ты рассмотри жизнь свою: сколько милости являл над тобой Господь, начиная от юности. Как Он вел и хранил тебя! Через какие стремнины Он тебя провел! И эта обращенность благодарного сердца будет помогать преодолевать и те обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся в нашей земной жизни каждый день, будет удерживать нас от уныния и печали, от недолжной скорби.

    В благодарности, в обращенности человека к Богу сокрыт весь строй-порядок духовной жизни – и мир, и тишина, и любовь, и милосердие, и сострадание. Они раскрываются во всей полноте, если сердце будет всегда благодарно и Богу, и людям.

    Посему мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из вас в эти дни поста, когда мы восходим к празднику Рождества Христова: не утратить в сердце своем благодарности Богу, которая только и позволяет нам раскрыть во всей полноте эту тайну грядущего Рождества Христова. Тайну, когда Бог приклоняет Небо и сходит на землю, не имея в этом никакой нужды, а только любовь по отношению к каждому из нас – не вообще к человеку, ко всему человечеству. Господь сходит ради каждого из нас, ради тебя являет Свою любовь. И как же нам остаться в таком случае безразличными? Как же не возгреть свое сердце безмерной благодарностью за любовь и милосердие, которые Господь являет по отношению к каждому из нас?

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

07 ИЮЛЬ ЧЕТВЕРГ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (славословие), 1-ый час.
08 ИЮЛЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Всенощное бдение.
[Далее]