• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 22ю по Пятидесятнице (28.10.2018)

    28/10/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 22ю по Пятидесятнице (28.10.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, мы с вами, братия и сестры, слышали притчу о сеятеле. Многие уже в который раз в своей церковной жизни слышат эту притчу. Но вновь и вновь Святое Евангелие и Господь напоминают нам о том, сколь важно для человека иметь ясное и точное понятие о самом себе, об устроении своего собственного сердца.

    Если сердце человеческое бывает подобно камению или утоптанной дороге, то, сколь бы слово Божие ни пыталось найти путь и возрасти на этом месте, ничего не устраивается, и слово бывает похищаемо из сердца человека – жизнь его совершенно не меняется. И Господь указывает на то, что в сердце, подобном каменной почве, где принимает вроде бы человек слово Божие в себя и желает поступать по заповедям Божиим, по услышанному слову, но не имеет плодородной почвы в себе, в таком сердце этот росточек жизни вечной быстро теряется и засыхает, не имеет продолжения в жизни этого человека.

    Есть и другое сердце, которое зарастает терниями. Оно принимает семя, вроде бы и почва плодородная, но возрастает терние и подавляет росточек, слабый, может быть, еще, жизни вечной, и теряется в таком сердце росток среди житейских устремлений, среди каких-то житейских попечений, забот, и не находит человек в сердце своем той радости, о которой говорит нам Господь и к которой нас с вами призывает.

    Другое же сердце подобно земле плодоносной - вырастает это слово Божие в сердце человеческом. А из сердца человеческого исходят все поступки и дела, и имеет это слово Божие продолжение в делах, словах человека, и человек обретает для себя это особое сокровище в сердце своем, о котором нам также говорит Господь. Сокровищем является Царствие Небесное, которое приоткрывается такому сердцу в этой полноте жизни, радости, и забывает такое сердце о всех сладостях житейских и мирских.

    Господь указывает нам эти четыре состояния сердца человеческого, и мы должны, обратившись к самим себе, подумать: где обретаюсь я, чему я уподобляюсь, какой плод приносит слово Божие в моей жизни?

    И даже если мы понимаем, что не плодоносит наше сердце, наша душа остается пустой, сколько бы мы ни слышали слово Божие – никак не может оно найти в нашем сердце той доброй почвы, чтобы пророс росточек жизни небесной - отчаяние не должно посещать сердца человеческого. Потому что мы с вами знаем, сколь много порой употребляет человек усилий и трудов, и невозможное совершает. Казалось бы, почва утоптанная и неплодоносная, но усердием своим человек возделывает и такую землю. Трудится, и через какое-то время почва приобретает эти свойства земли плодоносной, способной возрастить то семя, которое попадает в него. Точно так же мы знаем, что какой бы каменистой ни бывает земля, как бы трудно ни было людям возделывать эту землю (многие путешествовали и видели, знают, как много порой употребляют люди усилий, освобождая землю от камней, разбивают и перетирают эти камни), но они достигают цели, и земля становится плодоносной. Через труд совершается то чудо изменения нашей природы, в которой мы живем. Точно так же и человек, употребляя усилия, освобождает землю от терния, и земля отвечает ему той радостью, которую он обретает в плодах труда своего.

    Сегодняшнее Евангельское чтение напоминает нам и говорит о том, что между нами, между плодоносностью нашей души и Богом, стоит лень, через которую мы должны переступить, которую мы должны победить в самих себе. Мы знаем и понимаем, что такое - лень физическая, когда человек ничего не желает делать, не желает трудиться. Но есть лень и духовная, которая чаще посещает человека, стремящегося хоть что-то сделать в своей духовной жизни. Но приходит духовная лень – и похищает это намерение сердца человеческого.

    Мы понимаем, в каком бедственном состоянии оказывается человек, который все только откладывает. Он все время только желает, о чем-то говорит, без конца куда-то стремится – таково свойство лени. Но ничего не делает на том пути, о котором он возвещает. Лень сковывает человека и подчиняет все его дела каким-то пустым разговорам, пустым устремлениям. А то, что должен человек делать сегодня и сейчас – он этого не делает. Человек живет в мечтах, в фантазиях, в представлениях, в какой-то устремленности в нереальные дела. А день сегодняшний проходит, и человек не делает того, что он мог бы сделать сегодня.

    Святитель Иоанн Златоуст нас предупреждает и говорит о том, что мы можем утратить этот день, и ничего не получить взамен, о том, что мы желаем что-то получить и устремляемся в завтра, но, нас может уже и сегодня не быть: приходит смерть, и человек лишается всех своих мечтаний, устремлений и желаний. У человека есть только то время – сегодня – в котором он трудится и совершает поступки. Это то время, когда мы должны трудиться над сердцем своим и стремиться к тому, чтобы оно стало действительно плодоносным. Употреблять усилия для того, чтобы не потерять того благодатного времени, которое нам дает Господь.

    Очень часто люди говорят: «Как мало времени! Как не хватает времени!» Но святые отцы говорят: вставай пораньше! Вставай так быстро со своей постели, чтобы лень осталась в ней, а не встала вместе с тобой! И тогда ты многое будешь успевать в течение дня своего. Время, которое нам дается – бесценно. Авва Дорофей предупреждает и назидает: человек все может вернуть в своей жизни, и злато, и серебро, если он потерял, но он никогда не вернет времени. Сколько бы мы ни искали, мы не найдем этого потерянного часа нашей жизни.

    И самым драгоценным временем нашей жизни является время, когда мы посвящаем себя Богу, когда мы открываем сердце свое навстречу Богу. Это время молитвы. И каждый из нас знает, как не проста бывает эта брань, когда человек желает встать перед Богом, сколько требуется понуждения, чтобы заставить себя совершить молитвенное правило. Все откладывается «на потом». И порой Богу остаются худшее время нашей дневной жизни – когда мы устали, когда нам некогда, трудно сосредоточиться. Человек собирается молиться, а сил нет, и человек позволяет себе расслабиться и засыпает – а правило остается непрочитанным. Душа не уготовилась войти в тот мир, когда она должна отдохнуть – в мир сновидений и особого устроения, важного очень для человека. Душа входит неуготовленной, со своими переживаниями, со своими дневными смущениями, и это сопровождает человека в нощи его. Встает человек разбитый и вновь не готовый к трудам и делам своим. Но ведь молитвенное правило уготовляет нашу душу к тому, чтобы она могла обрести этот покой, успокоение и набраться сил в течение этой ночи. Получилось, что мы сами себя лишаем тех сил, которые имеем потом в продолжение следующего дня.

    Точно так же, вычитывая утренние молитвы, мы просим бодрости, бодрого сердца, трезвенного ума, чтобы совершать дела свои в течение дня. И если мы не совершили этого молитвенного правила, то можем быть уверены, что не так-то просто придется нам в течение этого дня бороться с самим собой, не имея этого устроения бодренного сердца и трезвенного ума. Мы же не попросили этого у Господа, думая, что оно само по себе у нас будет. Но так не получается…

    Посему даже этот наш небольшой молитвенный труд совершения нашего правила духовного – это есть наше преодоление самих себя, преодоление этой лени, которая лишает нас полноты жизни в самих себе. Лишает и не дает нам возможности вновь и вновь сделать шаг навстречу Богу. Мы говорим о Царствии Божием, мы многого желаем, но, к сожалению, сами в себе находим ответ – что на этом пути не так уж много и делаем. А порой среди суеты и забот, терний житейских забываем о том слабом небесном росточке, который пытается укорениться и прорасти в нашем сердце.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили о том, что легко в духовной жизни ничего не дается. Особенно - труд над своим собственном сердцем, в котором укореняется лень, маловерие и прочие устроения, духовно противные тому, что мы слышим в Святом Евангелии. Противные – ибо они противятся слову Божию, не дают ему во всей полноте раскрыться в нашем сердце. А только из сердца исходят дела. И сколько бы человек ни пытался выстроить свой строй-порядок жизни, с какими бы призывами он ни обращался и к другим, и к самому себе – ничего не будет происходить, ибо такое свойство лени: без конца оттягивать время на потом. И желается, чтобы мы в сердце своем преодолевали эти прилоги вражии, которые лишают нас, не больше и не меньше, Царствия Небесного. Лишают полноты жизни и друг с другом, и с Богом!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

[Далее]