• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю  25-ю по Пятидесятнице. 08.12.2019

    08/12/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. 08.12.2019

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали слова Господа, обращенные к нам, о том, что блаженнее слышать слово Божие и хранить его, нежели иные какие-то дела и труды, которые употребляет человек в жизни своей. Ибо Он обращается к Марфе, указывает ей на Марию и говорит, что она «благу́ю ча́сть избра́».

    Сегодня мы с вами слышали и Евангельское чтение о том, как некая жена, уже более восемнадцати лет страдавшая от недуга своего, и «не могла восклонитися», то есть была в таком состоянии, что не могла выполнять многих дел житейских, страдала от этого. Но сердцем все время тянулось в храм Господень, то есть в то место, где читалось Священное Писание. Она устремлялась в собрание – в синагогу, чтобы слышать слово Божие для того, чтобы напитывать этим словом душу свою. Несмотря на свой недуг, когда она, видимо, не могла позаботиться о самой себе, но сердце ее стремилось туда, где читалось слово Божие. И Господь, придя в это собрание, увидел эту женщину и явил над ней милость Свою: Он освобождает ее от того духа, который, как Он сам говорит, более восемнадцати лет связывал эту женщину. Он дает то, о чем она даже не могла представить: она вновь возвращается к полноте жизни, освобождается от этого недуга своего.

    О здравии души и сердца ее свидетельствует то, что, освободившись от недуга своего, почувствовав и увидев сердцем своим присутствие Бога, она славит Его. Таково естественное здравие души и сердца человеческого.

    Сегодняшнее Евангелие говорит нам о двух болезнях. От одной болезни Господь исцелил эту женщину, страдавшую более восемнадцати лет от недуга своего. Но Господь говорит нам, что есть еще одна болезнь, более тяжелая для человека, ибо она внешним, телесным образом не проявляется. Человек находится в добром здравии, в добром устроении, как ему кажется, по тому закону, который ему положен, своих дел и забот – это начальник синагоги. Когда он увидел исцеление этой женщины, гнев и зависть появились в сердце его. Он – начальник этого собрания, и вдруг кто-то, помимо него, привлекает к себе внимание, не спрашивает даже разрешения у него, а совершает какие-то поступки в месте сем. Этот маленький начальник в сердце своем не чувствует, что перед ним стоит Сам Бог. Он не хочет поклониться Богу, но желает остаться в сердце своем самодовольным начальником, ибо в сердце его живет болезнь, на которую нам указывает Господь – это самолюбие, себялюбие. И мы видим, как эта болезнь тут же вспыхивает и начинает проявляться вовне. Прежде всего, она проявляется в гневе и зависти, которые являет этот человек. И еще одно проявление этой болезни – трусость. Ибо он обличает Господа не напрямую, но обращается к народу: вы приходите в иные дни исцеляться, а не в день субботний.

    Таковы проявления страшного недуга, которым поражается душа и сердце человеческое: человек перестает чувствовать в жизни своей присутствие Бога. Человек предается своим каким устремлениям, целям, и не чувствует того, что Господь всегда рядом с ним и посылает ему и помощь, и поддержку. Но сердце его оказывается настолько больным, что оно не способно ответить Богу. Оно занято только собой и терпит страшный недуг: от тех или иных весточек, посылаемых ему от Бога через обстоятельства жизни, он только становится, наоборот, человеком, более исполненным зависти, гнева, недоброжелательства по отношению к другим людям. Ведь Господь желает его исцелить от этой болезни самолюбия и посылает ему скорбные, трудные обстоятельства для того, чтобы он все-таки очнулся и отступил от этого своего состояния, начал бы искать врача, который бы исцелил от этого страшного недуга сердца его. Но он только озлобляется, в сердце своем еще более укрепляется в этом состоянии болезненном.

    Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что никакой лютейший враг не может досадить, доставить столько неприятностей и зла, сколько сам человек доставляет себе. То есть человек в состоянии самолюбия, в ослепленности становится самым страшным врагом самому себе. Он, в буквальном смысле, уничтожает сам себя. Эта любовь, обращенная на самого себя, лишает человека возможности видеть Бога, видеть других людей. Ибо есть состояние Бого-любия, из которого в сердце человеческом рождается человеко-любие. Но тот, кто избирает иной – третий путь – само-любия, лишает себя возможности быть с Богом. Он обоготворяет свой падший разум, скрюченный, подобный внешнему образу этой несчастной женщины, и не ищет исцеления.

    Но сегодняшнее Евангелие указывает нам на то, где же исцеляются душа и сердце человеческое, где они могут найти, как эта болящая женщина, исцеление. Это место – там, где звучит слово Божие. В храме человек получает для себя эту помощь, это благословение Божие, эти силы, которые дают человеку возможность вновь приобрести здравие души и сердцу своим, которые не разрушают его, не приносят ему состояния страшного, когда он предан самому себе, когда в стихиях страстей желает удовлетворить свое самолюбие, но никому еще этого не удалось. Бесконечно он жаждет внутри души своей. Желает большего и большего, и никак не может остановиться. Желает от людей, чтобы они проявляли к нему внимание, служили ему, но сам он оказывается не способным на то, чтобы любить и служить другим людям.

    Это величайшее несчастье, которым поражаются душа и сердце человеческое, может быть исцелено только Самим Богом. Человек должен притекать ко Господу. И единственное, особое местом в нашей жизни, где присутствует Господь, который видит немощи и скорби каждого из вас – здесь, посреди нас, в храме. Ибо не ложны Его слова: где двое или трое собраны – там Я посреди них.

    Но Господь желает, чтобы мы явили Ему свою любовь и желание того, чтобы Он нам помог. Ведь и начальник синагоги не просто был в месте, где читалось слово Божие, но он сам читал слово Божие, сам его толковал. Но оказалось, что сердце его поражено таким страшным недугом, что он отступил от Самого Бога, не почувствовал и не увидел Бога. Человеку требуется постоянное слышание слова Божия. Это слышание должно быть не только раз от разу. Но ниточка нашей духовной жизни от воскресенья до воскресенья должна быть наполнена этим содержанием духовным, которое мы черпаем из слова Божия. То, что было прочитано сегодня, должно остаться на сердце, и мы должны сохранить и пронести это до следующей недели. Это сокровище, которое мы не должны утерять. В течение дней недели мы должны исполнить то, о чем нам Господь сказал.

    Господь говорит нам, что мы должны бороться и преодолевать эта страсть самолюбия. Преодолевать ее можно, делая противоположное тому, на что нас подталкивает эта любовь к самим себе. Вместо злословия и осуждения другого человека выбери иной путь: либо промолчи и не участвуй в этих разговорах, которые ты слышишь, либо найди оправдания поступкам и делам, которые совершает тот или иной человек.

    Самое горшее, что нас посещает, это то, что мы делимся не тем, что приобретаем через чтение Священного Писания, но делимся новостями, которые слышим из средств массовой информации, которые наполняют всякого рода нечистотой нашу жизнь и стремятся сбить человека с того пути, по которому стремится пойти душа боголюбивая. А уж горше для человека – услышав что-то или увидев, начинает пересказывать другому человеку. Ведь Евангелие мы не пересказываем. Мы не делимся теми удивительными открытиями, которые делаем, когда читаем Священное Писание. Но делимся почему-то новостями пустыми, безумными, а порой разрушительными для другого человека. Приятны, интересны они для нас. Но ведь в этом же есть и осуждение. И тот, кто осуждает, сам будет осужден.

    Бояться более всего надо этого осуждения, которое лишает нас Царствия Небесного. Это страшная болезнь – самолюбие, которое проявляется в осуждении других людей. И мне хотелось бы пожелать каждому из нас и, прежде всего – самому себе, чтобы мы от сегодняшней недели до следующей недели протянули эту ниточку своего духовного труда и подвига, и, услышав от Господа предупреждение о страшной болезни, которой поражаются душа и сердце человечески, поучились бы не осуждать, удерживаться от любых слов, в которых есть осуждение и которые могут смутить другого человека. Сделать первый шаг на этом пути, постараться удержаться и не утратить благословение Божие. Ибо тот, кто осуждает, мгновенно становится пустым от того, что является более всего для нас сокровенным – от благодати Божией. Лишиться легко, искать потом и найти – много трудов, слез и скорбей требуется от человека.

    Посему желается, чтобы богомыслие и боголюбие не оставляли наше сердце в течение этой недели, чтобы мы последили за собой, как мы любим Бога. И вот из этой любви к Богу будет рождаться и человеколюбие. И потихонечку сердце наше будет исцеляться. А Господь не оставит нас, убогих, немощных, скрюченных душой и сердцем своим, и дарует нам полноту здравия. Но нужно потрудиться. И милость Божия будет с каждым из нас.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!


    все праздники

Расписание богослужений

19 APRIL FRIDAY
08:30 Исповедь, Часы, Изобразительны, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Малое Повечерие, Утреня с чтением акафиста Пресвятой Богородице.
20 APRIL SATURDAY
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]