• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. 26.01.2020

    26/01/2020
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. 26.01.2020

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали два Евангельских чтения.

    Первое Евангельское чтение – это чтение Недели по Богоявлении. Всегда после праздника Богоявления следующий за ним воскресный день именуется Неделей по Богоявлении и имеет свое особое Евангельское чтение.

    Второе Евангельское чтение, рядовое – это чтение Недели 31-ой после Пятидесятницы. В этом чтении мы слышали о том, как Господь исцеляет человека слепого, который, услышав о том, что мимо идет Иисус, обращается с воплем к Нему: «Иису́се Сы́не Дави́довъ, поми́луй мя́!» И умолчать он не хотел, хотя и пытались заставить его замолчать. Он хотел быть рядом с Иисусом, чтобы Он услышал вопль его сердечный. И Господь не оставляет без внимания эту сердечную устремленность к Нему. Призывает слепого человека и спрашивает: чего же ты хочешь? - хотя Господь - всемогущий, сердцеведец и знает ответ на этот вопрос. «Го́споди, да прозрю́», – говорит этот человек, оказавшийся в такой тяжелой болезни, когда не мог сам себе помочь, позаботиться о себе, и нуждался в помощи других людей. «Прозри́: вѣ́ра твоя́ спасе́ тя». Мы видим, как Господь прикрывает Свое всемогущество и действие Свое этими вопрошениями к человеку и указывает, что того спасла его вера. Хотя мы видим и понимаем, что это – действие силы Божией.

    Господь указывает на то, что это действие стало возможным потому, что сердце человека обратилось к Нему. Конечно же не по вере, а по всемогуществу божественному совершаются эти удивительные события и чудеса, которые являет Господь в Своей земной жизни. Но Он прикрывает и вновь показывает нам то смирение, которое должно сопровождать и нас в нашей земной жизни: «…трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит», - так говорится о Христе.

    Господь постоянно сокрывает Свое божественное достоинство и желает, чтобы мы увидели и научились, как и нам надо поступать в жизни. Господь показывает нам, как действует смирение, как мы должны уметь сокрывать какие-то свои человеческие устремления, какие-то свои, как нам кажется, достоинства и возможности, облекая все во смирение, поставляя другого человека перед собой. Не себя воздвигать на пьедестал, но воздавать должное другому человеку. Господь наставляет нас, что это тот путь, по которому и мы должны идти в нашей земной жизни. Господь нам все сполна дает. Нет ничего, с чем бы сердце человеческое, обратившись к Богу, не получило от Него помощи и необходимого для жизни.

    Но видим-то мы себя совершенно иначе, чем видит нас Господь. Мы живем, в своем большинстве, земными заботами, суетой, которая нас окружает и о которой говорил царь Соломон: «суета сует, томление духа». Все это сопровождает человека здесь на земле. И когда обращаемся к Богу с какими-то просьбами и вопрошаниями, то это, чаще всего, всё земное. Даже когда мы просим здравие другому человеку, то мы должны понимать, а для чего ему нужно это здравие, если Господь послал ему болезнь? Если мы просим о здравии, значит, мы просим, чтобы Господь продлил время этого человека для чего-то. Это продление времени нужно только для покаяния.

    Во втором сегодняшнем Евангелии мы слышали, как Господь говорит: «Пока́йтеся, прибли́жибося Ца́рствiе Небе́сное». Смысл всех наших прошений должен быть для нас понятен. Мы просим земного, но Господь желает дать нам большее. Он желает дать нам Царствие Небесное. И путь туда лежит через покаяние.

    Покаяние – это делание, которое мы должны совершать до самого последнего момента земной жизни. Этот процесс покаяния невозможно остановить, ибо здесь мы должны убрать все, что находится на пути ко Христу, все, что мешает, все, что отделяет нас от Христа. Мы должны потрудиться, понизить холмы, рытвины убрать с той дороги, которая ведет нас ко Христу. И часто мы спотыкаемся на одни и те же камешки на этой дороге, падаем в какие-то рытвины. Но покаяние и состоит в том, чтобы убрать все это с пути: убери этот камень – и не будешь больше за него цепляться и падать, закопай канаву, в которую ты постоянно падаешь, когда идешь ко Христу. Покаяние – это труд, который мы должны совершать в дни нашей земной жизни.

    И за что же цепляется наша нога на этой дорожке ко Христу? Чаще всего враг уловляет наше сердце для того, чтобы лишить нас самого важного и самого значимого – лишить нас смирения. Дает для этого всякого рода прилоги, мысли, какие-то даже, может быть, кажущиеся с человеческой точки зрения правильные оценки тех или иных действий, которые мы совершаем в нашей жизни. Но с точки зрения духовной, мы совершаем падение, потому что принимаем в сердце свое тщеславие – и лишаемся спасительного для нас смирения.

    В мире во все времена были какие-то свои особенности, свои какие-то трудности, которые приходилось преодолевать христианам. Но в наше время мир легко уловляет сердце человеческое через то обилие безумной, ненужной, пустой информации, в которую погружается сам человек. А как только он оказался в этих сетях, он мгновенно принимает в сердце свое осуждение. Начинает, как ему кажется, «рас-суждать». Но мы должны помнить о том, что рассуждение – это величайший дар, который дается человеку. И этот дар – рассуждение о духах. То есть мы должны понимать, с кем мы имеем дело в тот или иной момент нашей жизни. Кто является нашим советчиком? Кто дает нам эти наставления? От ангела  они, или кто-то другой нашептывает в наше ухо? И теряет человек чистоту своего сердца, теряет самое главное в своей жизни – теряет смирение. А без смирения, как показывает Господь через Самого Себя, спасение невозможно.

    Этим столь легким грехом пропитан весь современный мир, когда каждый считает возможным рассуждать и говорить о том, чего он не понимает и не представляет, о том, что он только где-то услышал краем уха, а тут же выносит суждения – суждения и о другом человеке, восхищая Суд Божий. И мгновенно лишается того, что является и для нас главным и столь необходимым и в земной жизни, и в жизни духовной. Человек, который осуждает, лишается благодати Божией. А без благодатного покрова человек становится легкой добычей для помыслов разного рода, которые начинают заполнять его ум, потом погружаются в сердце. Человек начинает все это перемалывать в своем уме, и в итоге получается на выходе совсем не та пшеничка, из которой можно испечь добрый и хороший хлебушек. А получается какая-то грязь… И радости от этого человеку нет.

    Посему мне хотелось бы, прежде всего, пожелать самому себе и каждому из нас помнить слова, которые нам говорит сегодня Господь: «Пока́йтеся, прибли́жибося Ца́рствiе Небе́сное». Покаяние – это не столько перечисление каких-то тех или иных грехов, которые мы совершаем. Это то, что мы действительно должны убрать из нашей жизни. Убрать этот камень, о который спотыкаемся, может быть, уже десятки лет! Ну, потрудись, убери его со своей дороги! А дальше будешь идти и не совершать этих падений, а совершать свой путь в радости и полноте того духовного здравия, которое нам столь необходимо для того, чтобы достичь Царствия Небесного. Устоять и не смущаться, не поддавать на искушения и прилоги этого мира, который нас окружает и желает похитить самое дорогое – похитить Царствие Небесное. Похитить то, ради чего трудимся мы в нашей земной жизни. А без Царствия Небесного и в земной жизни радости нет, ибо только Царствие Небесное, открывшееся в сердце человеческом, дает ему радость. А уж после смерти точно никакой радости вне Царствия Небесного для такого человека не будет!

    Да не будет сего с нами!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

23 Апреля вторник
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
24 Апреля среда
08:30 Исповедь, Часы, Изобразительны, Литургия Преждеосвященных Даров.
[Далее]