Приходская жизнь
Пастырское слово
-
15/04/2023
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Великую Субботу.15.04.2023Мы с вами совершили службу Великой Субботы, молились, следовали за теми песнопениями, за тем движением нашей службы, которые говорили нам о событиях, которые совершаются в это время Великой Субботы. Господь на Кресте. В последние мгновения Он говорит: «свершилось» – свершилось дело спасения – и являет Господь Свое всемогущество божественное, и доныне это дело спасения действует.
все праздники
Как говорили святые отцы, «ад – всеядец»: он уловлял душу всякого человека. Точно так же он принимает в недра свои Самого Бога. Под этим естественным состоянием плоти – окровавленным, уничиженным, оплеванным он принимает в себя человека (как он видел) великого, творящего великие дела и чудеса, но не может даже представить себе, что под таким видом уничижения он принимает в себя Самого Бога. Тайна эта была от него сокрыта.
Господа сопровождают ангелы. Они в страхе пребывают в той тайне, которая совершается, и той, что должна совершиться и произойти. Свет является во аде и, как образно говорят святые отцы-песнопевцы, ад сам просит, чтобы Господь как можно быстрее вышел из него, потому что ад не может переносить этот Свет. Как человек, у которого болят глаза, не может переносить яркий свет солнца, старается спрятаться, уйти в тень, точно так же яркий свет сияния Божества ослепляет тех, кто противится Богу, не хочет быть с Ним. Святые отцы говорят, что сила божественная всегда одна – это Любовь, которая действует, и нет никакого от Бога наказания: сама Любовь божественная является наказанием для тех, кто остается во аде, потому что они не могут ее стерпеть – не могут стерпеть Света Любви, который являет Господь. И эта любовь, которую Он являл по отношению к человеку, точно так же раздражала сердца, которые были полностью привязаны к земле, до такой степени, что они были готовы кричать: «Распни, распни Его».
Человек привязан к земле, и когда является свет Божества, – это напоминание человеку, что есть иная жизнь, иной план жизни, по которому человек должен в первую очередь выстраивать все свои дела, поступки, мысли. Но человеческое в его земных заботах и усердии, лишает человека возможности видеть все в духовном измерении, и тогда ему нестерпимо явление Божественной любви – порой оно воспринимается человеком как наказание. Но это не наказание: это любовь Божественная является к нам, чтобы поддержать, помочь, научить, «наказать» нас – именно дать наказ, как правильно поступать в земной жизни. Господь без меры любит каждого из нас. Ради этого Он перенес страшные страдания, Животворящий Крест и претерпел вольное погребение, сошел даже до дна адова – чтобы и там найти последних, найти Адама и Еву.
Сегодня мы видим, как на иконах изображены Адам и Ева, протягивающие к Нему руки свои. Это радость для них величайшая. Они долгие времена ждали, надеялись, что придет Спаситель и освободит их из тьмы и глубины адовой. Но проходили тысячелетия, а ожидания их сердец не исполнялись – наверно уже и смущались они, и печаловались. И вот является Свет Любви – радость, полнота жизни даже в тех местах, которые совершенно не готовы принять Любовь. Разрушается средостение смерти.
Раньше смерть для человека была благом, данным от Бога. Это был некий предел, положенный Богом, чтобы человек уж совсем не лишился того доброго начала, которое есть у него в сердце, чтобы зло не подчинило окончательно этот мир. Все является благом от Бога. Потоп тоже был благом: если бы его не было, то зло бы окончательно разлилось и потопило всю землю. Но несколько человек смогли выйти из того мира и начать новый мир, новую жизнь. Так и нас Господь выводит из этого мира Своей любовью, блистанием Божества, которое мы чувствуем в своем сердце через Таинства церковные, когда принимаем Тело и Кровь Христову. Господь полагает, что каждый из нас есть начало той новой жизни, которая должна начинаться уже здесь на земле, а Церковь – этот тот Ноев ковчег, в который нас всех собирает Господь – тех, кто хотел бы быть с Ним, чувствовать этот свет любви Божества, являемый по отношению к человеку. И не надо нам удивляться, но, на самом деле, не все хотят жить с Богом, не все хотят Его Любви, не все хотят Его Света. Так было во все времена: и во время Потопа, и в городах Содоме и Гоморре, которые опускались все ниже и ниже, и грех становился главным и определяющем в их жизни.
Направление современной жизни мы тоже знаем. Преподобный Антоний говорил, что наступят такие времена, когда в этом мире девять из десяти человек, будучи больными, будут говорит здоровому десятому, что он болен. И это говорит о том, что ощущение присутствия Бога в этом мире все дальше и дальше уходит из сердец очень многих. Но мы благодарим Господа за ту милость, которую Он являет над нами: дает нам возможность быть вместе с Ним.
Как сегодня, в Великую Субботу, Господь сходит до глубин адских, точно так же Господь сходит в наше сердце через Таинство Тела и Крови Христовой. Свет Божества, который мы в себя принимаем, достигает неведомых порой даже для нас самих глубин нашей души, опаляет там терние греха и напоминает нам, что наша жизнь связана только с Богом, а не с землей, не с суетой, не с заботами, которые мы пытаемся здесь организовать. Есть только одно – то, что многократно мы слышали в Евангелии, которое читалось в дни Страстей Господних: жизнь строится только в любви к ближнему и к Богу. То, как мы любим Бога, мы должны показать через отношение к своему ближнему. И не должны себя обманывать: если мы не умеем любить того, кто рядом с нами, то нет в таком сердце и любви к Богу. Как ты можешь любить Бога, о Котором ничего не знаешь? Ты представляешь Бога таким, каким хочешь Его представить и начинаешь своему ложному богу служить. Но Господь говорит нам: ты видишь перед собой другого человека – образ и подобие Божие, и послужи ему так, как должно служить Богу. И тогда научишься правильно чтить и понимать, как должно служить Богу.
В эту Великую Субботу Господь являет величайшую любовь ко всем: и к ушедшим в тысячелетиях праведникам, и к нам – тем, кто сегодня причастился Святых Христовых Таин. Господь являет Свою величайшую любовь, чтобы мы научились жить любовью в этом мире и проявлять эту любовь по отношению к нашим ближним. Тогда действительно все будет иметь какой-то смысл и продолжение в нашей жизни. Если же заполнятся наши отношения всякого рода обидами, завистью, превозношением, тщеславием, гордостью – то, что каждый может найти в своем сердце – то из этого рождаются плевелы, которые забивают те новые начала, которые мы воспринимаем в нашей Церкви и в Таинствах Причащения Тела и Крови Христовой.
Желаю, чтобы сегодняшнее Причастие, для тех, кто стал причастником Тела и Крови Христовой, стало этим добрым началом и принесло добрый плод на радость и утешения и вас самих, и ваших ближних!
Расписание богослужений
- 20 Сентября пятница
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Всенощное бдение.
- 21 Сентября суббота
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.