Приходская жизнь
Пастырское слово
-
13/04/2023
Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. 13.04.2023Сегодня в Великий Четверток мы совершили Божественную Литургию, за которой поются песнопения, связанные с Таинством Евхаристии, ибо в Великий Четверток воспоминаются события установления нашей литургической жизни – в Четверток воспоминаются события Тайной Вечери – все то, что происходит у нас за Божественной Литургией.
все праздники
Также в Великий Четверток задержка бывает перед Причастием, связанная с тем, что на весь год заготавливаются Запасные Дары, с которыми уже священники могут посещать и причащать тех, кто не может быть в храме из-за болезни.
Мы слышали Евангелие Великого Четвертка. Оно сложное – составлено из нескольких Евангелий, в которых упоминаются события Великого Четвертка. И начинается чтение Евангелия с того, как было принято решение среди фарисеев и архиереев: что Господь виновен и подлежит смерти по понятиям того времени. И вот Каиафа говорит, обращаясь к тем, кто собрался: «лучше, чтобы один человек умер за народ, чтобы не погиб весь народ». Евангелие дальше говорит, что сказал это не он, а потому, что он был в тот год первосвященником. Это свидетельство того, что в человеке действует божественная власть таким образом, что даже первосвященник, который противится, восстает, может быть, вкладывает какие-то свои смыслы в слова, которые произносит, но говорит то, что повелевает ему Господь: Господь действительно пришел, чтобы человеческий род не погиб, но имел возможность вновь и вновь совосставать вместе с Господом и возвращаться в свое первоначальное достоинство, в которое был облечен при своем творении.
Мы слышали от Господа, как Он дал Своим ученикам образ той жизни, которая должна быть между ними: «Если Я, Господь и Учитель, омыл ноги ваши, то и вы должны омывать ноги друг другу», – Господь проявил любовь и смирение, чтобы и ученики проявляли любовь и смирение по отношению друг к другу. Он желает, чтобы образ Спасителя – Господа, умывающего ноги Своих учеников, – напечатлелся в нашей памяти. Образ дан вам – да последуйте ему! Говорят, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать. И вот Господь дает нам образы, которые мы видим и в этих образах для себя запечатлеваем то, как мы должны поступать по отношению друг к другу, если мы хотим быть учениками Самого Господа.
В Евангельских событиях нам показан и образ той дерзости, которую проявляет апостол Петр.
«…Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя».
И мы знаем из Евангелия, что Петр не просто отрекся, а с клятвой: «Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека».
Мы видим и другого человека – Иуду, который тоже проявляет дерзость. На Тайной Вечере Господь говорит: «Лучше было бы этому человеку не родиться». Даже эти прямые слова слышит Иуда и знает, что они обращены к нему, но не они останавливают его, и он устремляется на то дело, которое замыслил. Потому что он, хотя и был рядом со Христом, но никогда не был рядом с Ним своим сердцем, имел свои представления и желал подчинить им и Самого Христа.
Дается образ Иуды, как человека, исполненного гордости, желания властвовать над другим человеком, желания добиваться своего, наставать, требовать. Последствия греха Иуды – удавление: «И пове́ргъ сре́бреники въ це́ркви, отъи́де: и ше́дъ удави́ся». Потому что он не верил, что Господь есть Спаситель, совершает великие чудеса. Иуда предпочел считать свои представления более важными, значимыми, нежели с покаянием обратиться ко Христу. Гордость не позволила Иуде сделать шаг навстречу Господу.
Точно так же и каждый человек: если в нем проявляется гордость и желание по-своему строить жизни других людей, то это приводит к последствиям Иудиного греха. Не всегда человек внешним образом удавляется, но уныние поселяется в сердце – как и Иуда не смог победить уныние, не видел впереди ничего. Уныние приводит к тому, что человек может стать иудой во всех смыслах.
Образ этот нам сегодня Господь дает, чтобы бы мы его запечатлели и помнили, сколь страшна гордость, которую мы носим порой в своем сердце. Она проявляется по отношению к другим людям, и последствием этого является уныние: оно поражает сердце человеческое и ведет его к тому краю, на котором и оказался Иуда.
Мы видим и дерзость Петра, который возражает Господу, настаивает на своем и проявляет свою самонадеянность, хотя Господь его предупреждает. Но Петр верит Господу, и после крика петуха он вспомнил слово Господа и «изше́дъ во́нъ, пла́кася го́рько». И здесь разница: человек, который готов принести покаяние – это слезы, это – вера в Господа, в то, что Он все может исправить, может убелить даже наше испачканное житие, на радость и утешение нашего сердца. А всего-то от нас требуется – вспомнить о Господе, как вспомнил Петр. И исправился его жизненный путь. Потом будет радость от встречи с Господом, первоверховное апостольское служение Господу, но это все после того, он вспомнил о Боге, вспомнил слова, которые сказал Ему Господь.
И эти образы, которые напечатлевает в нас Евангелие в Великий Четверток, очень важны для нашей духовной жизни: образ дерзости, которую проявляют Петр и Иуда, и образ кротости, которую являет Сам Господь. Они должны быть в нашем сердце. Если мы будем вспоминать Евангелие, то многое сможем в нашей жизни исправить и преодолеть, потому что мы будем вспоминать слова Бога. Как Петр помянул слово Божие – и все встало на свои места, все изменилось, все стало видеться совсем по-другому, а не так, как представлялось и хотелось.
Для нас очень важно вспоминать слова Бога, слова Евангелия. Надо читать постоянно Евангелие, и оставлять в своем сердце, в своей памяти эти слова, вспоминая эти слова в течении дня, живя с этими словами. И это будет нам давать возможность преодолевать те искушения и соблазны, смущения, тревоги, уныние и печаль, которые так разлиты сейчас в окружающем нас мире.
Хотелось бы пожелать, чтобы мы причащаясь Святых Христовых Таин, в сердце своем положили образы людей, которые были рядом с Господом. Прежде обстоятельств и скорбей, с которыми они через несколько часов встретятся и которые трудно будет им понести, они причастились Святых Христовых Таин, которые Сам Господь в священнодействии им подал, – Господь этим их укрепляет. Пройдет немного времени, и они смогут, уже укрепившись духовно, восстать от тех падений, смущений, скорбей, уныния и печали, в которые будет полностью погружено их сердце, возвратиться к полноте жизни, встретившись с Самим воскресшим Христом.
Для нас такая возможность тоже открыта. И важно, чтобы мы не забывали, что вся наша жизнь сокрыта и выстроена в образах Евангелия. Если мы будем вспоминать эти образы, то земной путь будет совсем иным: многое нам будет проще понимать, проще принимать решения, потому что многое будет видеться недостойным того, чтобы мы принимали это в свое сердце и в свою жизнь.
Расписание богослужений
- 20 Сентября пятница
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
18:00 Всенощное бдение.
- 21 Сентября суббота
-
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Всенощное бдение.