• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. 23.01.2022

    23/01/2022
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении. 23.01.2022

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы в Неделю по Просвещении – по Богоявлении слышали Евангельское чтение о том, как Господь приходит в Галилею языческую, землю Завулонову и Неффалимову. Первые слова Благовестия слышатся в этой земле: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

    Господь входит в мир и, по слышанному сейчас в Евангелии слову пророка Исайи: «лю́дiе седя́щiи во тмѣ́ ви́дѣша свѣ́тъ ве́лiй, и сѣдя́щымъ въ странѣ́ и сѣ́ни сме́ртнѣй, свѣ́тъ возсiя́ и́мъ». В этом откровении пророка мы слышим о том, что Господь есть Свет.

    Как бы человек ни пытался рассуждать о Боге, все это будет оставаться словами внешними. Но свет не нуждается ни в каких описаниях, ни в каких словах, ибо  свет – это то, что человек переживает, то, что он видит и ощущает. Свет земной позволяет человеку ясно видеть окружающий его мир. Свет приносит и тепло, позволяя всему земному возрастать. И сегодня мы слышим, что Господь — это Свет, который приходит в земли тьмы и сени смертной. Мы знаем, что после грехопадения человек оказался в бедственном положении: преступив заповедь Божию, он погрузился в состоянии тьмы и сени смертной, в состояние, когда окружает его грех. Совершив преступление, человек наследует и наказание.

    И что же значит сидение во тьме и сени смертной для человека падшего? Прежде всего, это человеческое своеволие – когда своя воля поставляется впереди всего, свои желания, свои представления и понятия определяют жизнь человека. Он не соизмеряется ни с обстоятельствами окружающих его людей, ни с тем, чего желает от него Господь. Человек не слышит воли Божией и выстраивает свой земной путь по тому, как хочется ему. В своеволии человек двигается, как во тьме, и получает для себя наказание в этом своем бедственном состоянии: приносит и себе, и окружающим его людям бедствия, ибо не видит, куда идет, порой, спотыкаясь на ровном месте, претыкается и бедствует. Но сегодняшнее Евангельское чтение возвещает радостную весть: Свет пришел в мир, Бог пришел в мир, чтобы осветить наш земной путь, чтобы возвестить Свою волю, чтобы мы вновь последовали по тому пути, который полагает нам Господь.

    Некогда человек преступил заповедь Божию. И для того, чтобы исцелить последствия этого преступления, новую заповедь получает человек от Господа. Мы слышим ее сегодня: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Человек преступил волю Божию, вкусив от того, что было запрещено ему от Бога. И в этой заповеди, которую мы слышим сегодня, Господь указывает нам с вами, что Он запрещает нам касаться греха, касаться всего того, что противоречит воле Божией и Царству Небесному.

    Преступивший эту заповедь, вновь коснувшийся греха, чувствует, как лишается благодати Божией. Как некогда первые люди почувствовали себя голыми, ничтожными, точно так же человек, оказавшись безблагодатным, чувствует это свое состояние, которое подобно состоянию, пережитому первыми людьми в Раю. Он становится безблагодатным, Свет уходит из сердца его, жизнь его становится темной, мрачной, покрывается сенью смертной. И сколько бы ни пытался человек выстроить свою жизнь так, чтобы вернуть себе утраченную радость, сколько бы человек ни пытался выстраивать для себя мир, в котором хотелось бы ему обрести эту радость – как некогда люди, утратившие райское состояние, начинают строить новую цивилизацию, создавать города, чтобы для себя создать радость и ею заменить утраченную радость присутствия Бога в сердце человеческом, – но ничем внешним за все прошедшие века не смог человек насытить свое сердце: какие бы он ни изобретал для себя удовольствия, какими бы он ни обладал возможности и богатствами, ни одному человеку не удалось насытить свое сердце и вкусить этой радости, которая была некогда утрачена человеком! И только там, где возвращается в сердце Свет Божественный, там человек действительно возвращается в то удивительное состояние, когда он чувствует присутствие Бога рядом с собой.

    Ходить во Свете радостно для человека. И каждый из нас имеет такой свой небольшой духовный опыт. Стоит только внимательно отнестись к своей духовной жизни, как вспомнишь, как удерживал тебя Господь от того или иного греха, к которому тянулась рука твоя. И стоило тебе устоять на этом пути, как удивительная радость возвращалась в сердце человеческое! Но, к сожалению, знаем и другое из своего духовного опыта: стоит только переступить эту заповедь Божию, коснуться греха, как тьма входит в сердце человеческое, и оно становится мрачным, и это тут же отражается во внешнем облике человека. Все становится для человека унылым и печальным. Не может человек уже ничем утешиться в этом мире, и ищет только для себя новых и новых впечатлений и удовольствий.

    Сегодня нам Господь дает заповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Отступите от греха, не прикасайтесь к нему, освободите свое сердце и душу из этого страшного обиталища – сени смертной и тьмы. Господь дает нам это не по нашим заслугам, не по нашим усилиям, а только за то, что не будем протягивать руку свою ко греху. Только за это Господь дает нам величайшую радость – Свет, возвращенный в сердце: благодатное и удивительное состояние, когда все совершенно иначе начинает выстраиваться в нашей жизни. То, что казалось трудным, сложным, невозможным, вдруг так легко решается во Свете Божественном, – там, где присутствует Господь, все выстраивается: Господь находит иные пути, нежели представлялось нам по нашим человеческим рассуждениям.

    Господь ждет от нас только одного: чтобы мы доверились Ему, поверили в те слова, которые нам возвещает Господь. Прямые Его слова мы слышим в Евангелии. Оно открывает для нас ту дверь, через которую мы входим в Божественный Свет. Евангелие – это начало и конец нашей духовной жизни. Постоянное чтение, погруженность нашего ума в Евангелие и размышление над ним помогает нам в духовной жизни, научает нас, как должно следовать за Господом. Не рассуждать, а исполнить Евангелие в жизни своей – этого ждет от нас Господь. Евангелие должно стать нашими поступками, нашими словами, ибо ум должен туда погрузиться, и мы должны увидеть окружающий мир не так, как нам представляют образы современные, а увидеть таким, каким видит его Господь. Если мы смотрим на мир через Евангелие, тогда и другого человека мы будем видеть совершенно иначе – не как того, кто раздражает и смущает нас, а как того, через кого Господь пытается нас излечить от тех иных немощей наших души и сердца. Будем в нем видеть посланника Божия и не будем смущаться никакими поступками, словами и делами, которые совершает тот или иной человек. Господь желает нам с вами только одного: чтобы мы вкусили величайшей радости Света Божественного.

    И путь исполнения Евангелия лежит для нас через другого человека, через нашу способность увидеть нас такими, какими видит нас Господь: Он знает наши немощи, знает все пределы наших беззаконий, знает все наши глубины, о которых мы и не догадываемся. Но Господь приходит и призывает каждого из нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Господь говорит: хочу дать вам Царство Небесное, но только отступите от греха, только не прикасайтесь к нему! Господь видит нас иными – как образ и подобие Божие, как творение Божие. Так и в наших глазах любой другой человек, с которым мы встречаемся в нашей земной жизни, должен быть таким же для нас откровением: мы должны видеть не падшую природу человека, не ничтожество поступков и дел его, но увидеть образ и подобие Божие – то сокровенное, глубочайшее, что сокрыто в каждом человеке.

    И как же помочь человеку, как нам исполнить заповедь о служении другому человеку, о которой мы слышим в Евангелии? Это, прежде всего, дать возможность другому человеку прийти в храм, помочь ему пройти этот путь. Не какими-то досужими рассуждениями и размышлениями, а помочь найти Бога, помочь войти в эту дверь, где человек встречается со Христом. И здесь, на этом пути исполнения Евангелия, для нас главными являются не слова, которые мы легко произносим, а наша жизнь, наши поступки. Другой человек должен увидеть в нас исполнение Евангелия, чтобы не обессиливало Евангелие в нашем сердце, чтобы не смутился другой человек от той разницы, которая существует между нашими словами, которые мы говорим, и поступками, которые совершаем. Цельность нашей жизни по Евангелию, по следованию за Господом и для нас является спасением, и для окружающих нас людей, ибо в этом они найдут ту поддержку и помощь, тот путь, который их ведет ко Христу, ведет к Свету, к той удивительной, таинственной и сокровенной жизни, которая вновь возвращает радость в сердце человеческое.

    Посему мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы эта заповедь, которую мы слышим от Господа: ««Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», не терялась в нашем сердце среди суеты и забот, которыми полна наша земная жизнь. И порой, когда тянется рука ко греху, подумай о том, что ты можешь этим другого смутить. И может быть это поможет тебе удержаться и не вступить на этот путь сени смертной и тьмы, в которую погружается сердце человеческое, преступив заповедь Божию.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

21 МАЙ СУББОТА
17:00 Всенощное бдение.
22 МАЙ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
[Далее]