• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. 25.07.2021

    25/07/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 5-ю по Пятидесятнице. 25.07.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы слышали в Евангельском чтении об исцелении бесноватых людей, которые были много лет мучимы от бесов, не имели части в своей жизни с другими людьми, жили во гробах, далече от людей. Как повествуют разные отрывки из Евангелия об этих людях, они и себе доставляли мучения, и людям, которые проходили тем путем, где жили эти бесноватые.

    Господь совершает чудо, вновь являя Свою власть, как над миром земным, что Он многажды показывал, так и здесь – над миром духовным, освобождая из плена души этих людей. И, как повествует евангелист Лука об этом событии, они были у ног Иисусовых и слышали слово Его, но выходит весь город страны  Гергесинской и молит, чтобы Он оставил пределы их, ушел из их града.

    Евангелие говорит нам, что только два человека из того города приняли Христа – люди, которые переносили тяжелейшие страдания, оказались способными принять Христа. А люди благополучные того города, которые имели большие стада, жили, видимо, безбедно, не имели тягот – просят, чтобы Христос ушел от них.

    Бес не может действовать в жизни человека явным образом. Если бы человек почувствовал тот смрад, который идет от него, увидел безобразие его, то тотчас бы отшатнулся от него и никогда не захотел бы быть рядом с ним и исполнять волю его. Посему и надо бесу спрятаться от взора человеческого, чтобы подчинить человека воле своей. И часто прячется это действие бесовское за идеалами жизни, которые строит себе человек. Желает он выстроить свою жизнь по тому или иному пути, прокладывает себе какие-то интересы жизненные, но, как это часто бывает, все это рушится, человек теряет порой и всякую надежду и начинает смущаться и доходит до печали, уныния. Доходит до того состояния, которое и требуется, чтобы попасть под власть духов злобы поднебесной.

    Печаль и уныние – самые страшные состояния сердца человеческого, которые свидетельствуют, что власть бесовская – уже над нашим сердцем. Апостол говорит, обращаясь к христианам: всегда радуйтесь, всегда молитесь, за все благодарите. Вот то устроение сердечное, которое должно быть у того, кто следует за Христом. А там, где крушатся в буквальном смысле человеческие идеалы, представления, понятия, там человек находится во власти духов, которые ведут его по пути отчаяния и уныния. И у людей, оказавшихся в такой ситуации, без конца возникают на сердце вопросы: «За что? Почему? Почему я, а не кто-то другой?» Но на все эти вопросы есть один ответ от Бога: «Так надо!» Не все ты можешь понять в своей жизни, не обо всем ты можешь правильно судить, ибо еще не имеешь опыта, не понимаешь до конца цели, которой ты должен достичь.

    Простой и понятный пример приводит митрополит Антоний Сурожский. Он говорит о том, как больно бывает тесту, когда его месят, мнут, когда его начиняют и делают из него пирожки. Как оно должно пищать, скорбеть и возмущаться тем, что творят с ним. А после этого его еще посадят в нестерпимый жар в печь. Наверно, возмущается и пищит это тесто, но потом превращается в прекрасные, вкусные пирожки.

    Так происходит и с человеком. Мы не знаем тех границ, которые полагает каждому из нас Господь. Господь трудится над каждым из нас, чтобы получилось хоть что-то доброе. И человеческая воля должна содействовать этому действию Божию, не разрушать то, что строит Господь, но принимать все и помогать Господу в деле возрастания, взросления нас. Если человек долгое время живет в детстве, в мечтаниях и фантазиях детских, то порой такому человека уже во взрослом возрасте ставят диагноз – ибо он не способен решать задачи, которые по возрасту должны были бы стоять перед ним. Апостол нам говорит, что Господь желает, чтобы мы вошли в меру возраста духовного для того, чтобы начать правильно видеть и понимать все происходящее и с нами, и вокруг нас, и не выстраивать наши человеческие идеальные представления, понимания, которые, как нам кажется, Господь должен выполнить, потому что мы тоже стараемся что-то делать. Но Господь говорит и нам, как некогда юноше, который обратился к Нему с вопросом «что еще не докончал», Господь сказал: «продай имение и иди за Мной». Господь указывает и нам на те немощи и недочеты в нашей душе и сердце, которые мы должны исправить, подлечить.

    Если Господь указывает что-то нам, то Он знает, что мы можем это сделать, что у нас есть на это силы, ибо прежде, чем Он дает задание, Он дает нам Свою благодатную помощь. Благодать предваряет всякого рода испытания, которые приходится преодолевать человеку. И если человек не отступает, не отказывается от задач и принимает благословение Божие, то легко и быстро все может устроить в жизни своей ко благу своему. Если же начинает отказываться и отступать от того послушания, которое дает ему Господь: «Не мое! Не надо! Не хочу! Не буду!», – то и результат тогда бывает налицо: благодать и благословение Божие отступают. А безблагодатное состояние человека – это смущение, печаль, скорбь. Если нет благодати, то отступают и ангелы, потому что приятна для них только «воня благоухания духовного». Если же нет благодати, то уже имеет возможность приступить к душе человеческой тот, кто хочет подчинить человека воле своей, сломать человека, заставить его делать то, что желает эта злая воля. И находит он в сердце человека то основание, которое позволяет ему совершать свое дело.

    Сегодняшнее Евангельское чтение нам напоминает и говорит о том, как страшно и опасно для человека благоденствие, ибо в этот момент человек может отступить от Бога, может не почувствовать минуты, когда позвал Господь. Увлекшись своими земными заботами и интересами, не увидеть даже того удивительного, что происходит пред глазами твоими. Как не увидели люди страны Гергесинской: Господь совершил невозможное – исцелил бесноватого. Но желание людей видеть все только по своим интересам и представлениям не позволило им остаться со Христом. Они отступают от Него.

    Господь ведет нас и желает, чтобы не утрачивался в нашей жизни этот путь к Нему, ибо со Христом все возможно. Без Христа все пустое, все ничтожное, оно сгорает и разрушается.

    Как обретается наша жизнь во Христе? Мы знаем, что без постоянного молитвенного обращения ко Господу быстро выветривается в нас это ощущение духовной жизни, приходит некая пустота. И потому молитва, которая должна согревать наше сердце, никогда не должна теряться из нашего вида, страх Божий не должен покидать наше сердце.

    Мы должны все время напоминать самим себе, что все, что мы делаем – мы делаем пред Лицем Божиим. Господь это видит. Видит не только то, что мы сейчас делаем, но и все то, что мы совершили. Ему открыты те глубины нашей жизни, которые недоступны и непонятны нам самим. Но все открыто Господу. Посему и ждет от нас Господь только одного: сердце сокрушенно и смиренно, которое будет возносить Ему свои воздыхания и молитвы. И Господь никогда не оставит такого человека, в каких бы тяжелейших обстоятельствах ни находился человек.

    Как эти бесноватые действительно не могли даже жить среди людей, так и мы сами не всегда способны жить среди людей. Бывает что, как говорят, «несет человека», он становится вне общества людей. И мы понимаем, что это есть на самом деле, кто стоит сейчас за этим человеком, кто руководит его волей и куда направляется в такой ситуации действие человеческое – чаще всего на разрушение, на разделение, на искушения, которые разрушают и самого человека, и вокруг него делают пустыню.

    Сегодня мне хотелось бы напомнить самому себе и каждому из нас: Господь рядом с нами, Он всегда посреди нас, сугубо – когда мы собираемся в храме на Божественной Литургии. Он видит и знает сердце каждого из нас. Он знает и настоящее, и будущее, и прошлое. И ждет, чтобы мы на обращение Бога к нашему сердцу «Так надо!», ответили Ему: «Да будет воля Твоя!»

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

16 СЕНТЯБРЬ ЧЕТВЕРГ
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
17 СЕНТЯБРЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Благодарственный молебен в день памяти освящения нижнего храма в 1521 году (перенос с 15 сентября).
18:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
[Далее]