• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. 27.06.2021

    27/06/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. 27.06.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Евангельском чтении мы слышали, как Господь вновь напоминает Своим ученикам, что они должны идти во след Него, чтобы достичь цели, ради которой Он пришел в мир сей – войти в пакибытие, как говорит Господь.

    Господь обращается к ученикам и говорит, что они должны исповедовать Его пред человеки, должны последовать за Ним со крестом своим. Апостол Петр говорит Господу: «се́, мы́ оста́вихомъ вся́ и вслѣ́дъ Тебе́ идо́хомъ: что́ у́бо бу́детъ на́мъ?» Он рассуждает по-человечески: мы пошли за Тобой, Господи, и что же мы получим, какое утешение взойдет на сердце наше?

    Такое вопрошание сердца свойственно человеку, когда он еще не до конца понимает и открывает для себя те духовные просторы, цели, к которым нас ведет Господь. «Все мы оставили», - говорит Петр. А что «все»? Все – от Господа. Что может оставить человек пред лицем Господа? Все то, о чем говорит Петр, не имеет смысла и ценности в глазах Господа. Все это – прах и пепел, суета сует, томление духа. «Вы оставили все это и пошли во след Мене», – говорит Господь, – «и получили сторицей - получили удивительную радость, были свидетелями таинственных событий, которые совершались пред глазами вашими».

    Господь дает нам понять, что это вопрошание сердечное человека, входящего в храм, не много значит для духовной жизни и является продолжением того, что мы еще мыслим и рассуждаем по понятиям человеческим: что будет нам? Эта мера, если человек использует ее в своей духовной жизни, не дает ему возможности переступить границу, за которой начинается жизнь иная: где начало пакибытия, где Господь. Господь говорит: тот, кто следует за Мной, и будет исповедовать Меня в мире сем, будет свидетелем о Моем присутствии и о той благодатной силе, которая действует через Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

    Господь вводит нас в этот удивительный и таинственный мир – мир совершенно иной, где все выстраивается не по нашим человеческим представлениям, а действует Господь. И желает только одного, как Он нам сегодня говорит: чтобы мы были свидетелями об этом таинственном и удивительном присутствии Бога в Церкви Христовой. Чтобы за пределами Церкви, выходя в мир, мы были свидетелями перед другими людьми о Христе.

    Это свидетельство – быть перед другими людьми христианином, требует от человека много мужества, терпения, смирения и иных удивительных качеств, которые не свойственны миру сему. Человек должен изменить себя, преодолеть себя, чтобы стать свидетелем в мире о Христе. И сегодня мы, празднуя память всех святых, которых вселенная приносит в дар Богу, в церковных песнопениях слышим, что они именуются мучениками. Под мучеником мы понимаем человека, отданного на растерзание, претерпевшего мучения, страсти. Но это не точный перевод слова с греческого языка. Там слово «мученик» имеет другой оттенок – это свидетель, исповедник Христа перед другими людьми. Действительно, для того чтобы быть таким свидетелем, требуется мужество преодолеть самого себя, поставить себя на последнее место, а заботу о другом человеке, как об образе Божием, поставить пред лицем своим и заботится о Христе через другого человека, которого нам посылает Господь.

    Ничего не происходит случайного в нашей земной жизни. Все определяет Господь. Все дается в свою меру и тогда, когда посчитает Господь. Господь предваряет все наши трудности, проблемы и заботы Своей помощью, Своей благодатью. И нет ничего, что не мог бы понести человек в этом земном мире с помощью Божией, с благодатной поддержкой и утешением, которые дает нам Господь.

    Но то устроение сердечное, о котором мы слышали сегодня в словах апостола Петра – «все мы оставили и последовали за Тобой» – не позволяет нам порой видеть этого действия Бога в нашей жизни через окружающих нас людей. Видение самого себя, наше представление о том, как должно быть, выражается словами: «все мы оставили и последовали за Тобой, и что же будет нам за это?» Но Господь ждет от нас мученичества, исповедничества в этом мире. Ждет, чтобы это исповедничество было не словами. Его невозможно вычитать в книгах, ему невозможно научиться через какие-то человеческие понятия и представления.

    Свидетельство о Христе, прежде всего, это свидетельство нашей постоянной молитвенной обращенности к Богу. В молитве мы предстоим перед Господом и приносим всего себя пред Лице Его, как бы жертвуем всего себя со всеми своими заботами, печалями и смущениями. И через это молитвенное, сердечное устроение Господь дает нам радость – радость, которую мы можем подарить людям, подарить то, чего они не имеют, поскольку не входят в Церковь, живут иной жизнью. И только христианин исповеднически может даровать этому миру радость. Как бы мир ни относился ко Христу, к Церкви, но наш путь, по которому нас ведет Господь – это исповедничество пред лицем всего мира. Другого пути спасения нет. Господь говорит: тот, кто исповедует Его пред человеки, о том Он будет молить Отца Своего Небесного. А тот, кто отвергается Его пред человеки, от того отступает Господь. Мы же понимаем, когда предаем Господа. Совесть наша все нам подсказывает: когда мы уходим на страну далече, когда мы пытаемся насытиться пустых радостей и удовольствий мира сего, пытаемся забыться, уйти от Господа. Но вновь и вновь Господь напоминает нам о Себе – через те или иные обстоятельства, через скорби других людей. Просит, чтобы мы явили свое христианское усердие – и молитвенное, и в заботе о других людях. Потому что мы должны видеть в других людях образ и подобие Божие, должны видеть Самого Христа, который порой страждет в этом мире, желает, чтобы мы эту свою малую лепту могли принести Богу. И Господь, видя это малое, воздаст нам без меры Своей милостью, Своим утешением, Своей радостью.

    Быть со Христом в нашей церковной, молитвенной жизни – это одна составляющая. Но Господь говорит и о втором, большем пути, который мы должны пройти в нашей земной жизни: за зримыми пределами Церкви мы точно так же должны оставаться свидетелями Христовыми. Все, что мы получаем здесь, мы должны нести в мир и поделиться с ним – поделиться этой удивительной глубиной жизни, к которой мы прикасаемся в жизни церковной. Утрата желания проявлять свое свидетельство, свою любовь к другим людям приводят человека к тяжелому состоянию, когда мир для него становится совсем маленьким: человек как бы ограничивает себя, не видит вокруг себя других проблем и забот, которые порой превозмогают его собственные.

    И сегодня нам Господь напоминает, что мы должны быть мучениками в земном мире перед глазами других людей – мучениками, которые распинают самих себя со своими страстьми и похотьми. Гордость свою распинают в самих себе для того, чтобы другим людям даровать радость Небесную, которая приходит к человеку, когда он живет со Христом. Дар и милость являет Господь над тем, кто следует за Ним, а тот, кто отвергается Христа, не может исполнить свидетельства, о котором нам говорит Господь. Только со крестом следуя за Христом, можем мы действительно быть свидетелями в этом мире о Христе и сподобиться того, о чем нам говорит Господь – сподобиться пакибытия.

    Сегодня мы чествуем всех святых – после Троицы, после Дня Святого Духа – это свидетельство того, что эта благодатная жизнь увлекла и повлекла за собой огромное количество людей, знаемых и незнаемых. Мы сегодня чествуем не только тех, которые были явлены этому миру – огромное количество тайных подвижников, сокровенно пронесших подвиг свой в мире сем, сподобились Царства Небесного. Их гораздо больше, чем подвижников явленных. Сегодня мы, обращаясь к памяти этих угодников Божиих, видим, как благодать Святого Духа, изменяла их жизнь. Казалось бы невозможное, становилось возможным. Среди этих угодников Божиих мы видим тех, кто преодолел бездну греха, переступил границу и распял самих себя.

    Еще хотелось бы сказать о том, что мешает нашему свидетельству о Христе в мире сем. Мешает осуждение, которое укореняется в сердце нашем и не позволяет нам видеть все иначе – так, как видит Господь. Среди святых, которых чествуем мы сегодня, много таких, которых бы мы обязательно осудили, если бы увидели в какой-то отрезок их жизни. Вынесли бы свой приговор об этом человеке. Но он стал святым, а мы с этим осуждением продолжаем жить и лишаемся самого главного в нашей жизни – лишаемся благословения Божия, лишаемся благодати Божией. Осуждение – самый страшный порок, который восходит на сердце человеческое. Святые, когда даже видели согрешающего, старались его оправдать, покрыть немощь его, а не вынести своего суда о человеке – и ни ему не повредить, и ни самим не повредиться и не утратить благословения Божия.

    Любой суд, который выносит человек через осуждение – это, прежде всего, проявление гордости, которая укореняется и живет в сердце человеческом, когда вот это «все», о котором говорит апостол Петр, становится для человека значимым, и он видит себя именно в таком свете – как значимый и способный что-то понимать и выносить свой приговор об окружающем мире, об окружающих людях. Но святые нам сегодня говорят: не нам рассуждать о путях Божиих. Не нам рассуждать о том, по какому пути ведет Господь того или иного человека, какой крест у него и что предстоит ему дальше. Это все нам неведомо. Господь говорит: ты только укрепляй людей на их пути, по которому они идут в этом мире, давай им радость и утешение! Обличай только самого себя, свои пороки и тайные недуги души своей. И так человек может достигнуть врат Царствия Небесного.

    Сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, чтобы сонм угодников Божиих, явленных и неявленных, прославленных у Господа, был нам помощником и порукой в том, чтобы мы преодолели тайный недуг души своей, который нам мешает быть свидетелями Христовыми. Чтобы мы научились не осуждать никого ни под каким видом, как бы ни соблазнительно это было, чтобы нам не лишиться вечных благ и радости быть со Христом.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

16 СЕНТЯБРЬ ЧЕТВЕРГ
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
17 СЕНТЯБРЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Благодарственный молебен в день памяти освящения нижнего храма в 1521 году (перенос с 15 сентября).
18:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
[Далее]