• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. 13.06.2021

    13/06/2021
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора. 13.06.2021

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы в Неделю пред грядущим событием – явлением Духа Святого, пред Пятидесятницей слышали Евангельское чтение, в котором слышали Первосвященническую молитву Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В этих словах молитвы Господь, обращаясь к Отцу Небесному, свидетельствует о Своем Единосуществе со Отцем и о той жизни, которая соединяет Святую Троицу во Единое. Слышали слова Господа: «Вся Моя Твоя суть, и Твоя Моя».

    В этих словах, которые произносит Господь, обращаясь к Своему Небесному Отцу, Он свидетельствует, что любовь является единством жизни, объединяющим во одно целое Пресвятую Троицу. Указывается и на особое проявление этой любви: «Вся Моя Твоя суть…», - говорит Господь Иисус Христос, являя этим величайшее самопожертвование, послушание и жертвенность, в которых только и может, как Он нам приоткрывает, проявляться любовь.

    «Твоя Моя суть», - говорит Господь, указывая на то, что в любви есть удивительное, сокровенное единство жизни, когда нет разделения на твое и мое, где каждый не ищет части своей в другом, но радуется о единстве жизни. Господь в молитве, которую мы сейчас слышали, обращаясь к Отцу Небесному, просит Его, чтобы «тѣ́хъ, и́хже да́лъ еси́ Мнѣ́, …да бу́дутъ еди́но, я́коже [и] Мы́». Просит о том, чтобы это единство жизни было среди тех, кто последует за Ним, чтобы не разрушалось это единство жизни тревогами, смущениями, человеческим нестроением, чтобы единство этой жизни пребывало в Церкви.

    Но по этим словам молитвы Господа мы понимаем, что этого единства жизни невозможно человеку достичь своими усилиями. Господь молит за нас, чтобы благодатная божественная помощь содействовала нам на этом пути – пути любви в единстве нашей жизни. Господь приоткрывает и говорит нам, что только в Церкви Святой, которая и есть Сам Христос, мы через благодатную жизнь и таинства можем соединяться в одно единое целое. Мы – Тело Христово. Христос – Глава Церкви. Не может быть никакого разделения в теле. Ежели оно разделяется и начинается в нем вражда, то ничего доброго из этого произойти не может.

    Господь, указывая нам на жертвенность любви, говорит о том, как каждый должен служить другому. Не думать о себе, о своих желаниях: другой с его заботами и проблемами должен встать перед каждым из нас. Через искру сострадания и жалости к другому человеку в сердце зажигается любовь. Любовь, которая действительно превозмогает всякого рода наши человеческие построения, эгоизм наш, наши желания, мнения. Преодолевается наше падшее человеческое устроение. И появляется и вырастает действительно иной человек – человек Церкви Христовой, а не человек этого мира с его понятиями, устремлениями, который живет и желает все выстраивать по понятиям, доступным и возможным для всякого рода человеческих построений.

    Сегодня мы празднуем также память святых отцов Первого Вселенского собора, которые восстали против разделений в Церкви, возникших из-за ереси Ария. Он был талантливый, ученый человек. Очень много писал, видимо, замечательных духовных песен, которые распевали по Александрии. Но во всем этом содержалось глубочайшее нарушение веры во Христа: когда Святую Троицу вместо любви вносилась некая иерархия и подчиненность. Святые отцы восстали против такого искажения нашей веры, которое разрушало понимание Церкви, и на Первом Вселенском соборе запечатлели для нас первую часть Символа веры, который мы поем за Божественной Литургией.

    Сегодня, когда мы слышим Первосвященническую молитву Господа, многие слова должны для нас стать определяющими в нашей жизни.

    Господь молится за нас. И у этой молитвы нет иных преград, кроме свободы самого человека: принять ее и пойти за Христом или начать все строить по своим человеческим понятиям и меркам. Господь обличает нас, как обличает фарисеев, которые утратили самое главное в своей жизни – утратили любовь, утратили милосердие и сострадание, все заменили буквой закона, всякого правилами, соподчинениями, так обличает и нас за то, что мы в своей жизни теряем любовь. Теряем способность самопожертвования и сострадания к другому человеку.

    Но вновь и вновь, слыша слова Первосвященнической молитвы, как бы трудно ни было, мы должны преодолевать самих себя, свое сложившееся представление о мире и о других людях. Это и есть труд духовный, есть тот крест, который каждый должен взять и идти за Христом, преодолевая самого себя в исполнении заповедей Христовых.

    Наиглавнейшая заповедь, о которой много говорит Господь в Евангелии: да любите друг друга. Другого духовного закона, который бы оставил нам Господь, нет. Все остальное – человеческие представления, какие-то желания выстроить все по своим меркам и понятиям. Но если разрушается главное, то частное уже не имеет никакого значения. Любая наша устремленность к земным построениям, улучшениям, не имеет никакого значения и даже будет во вред, если построено на разрушении самого главного в нашей жизни – любви. Если разрушается любовь, то лучше отступить, лучше позволить другому человеку делать так, как он считает нужным, но не нарушить любовь. В противном случае разрушается и в душе человека, и вокруг него тот благодатный мир, порядок, который должен сопровождать нашу жизнь в Церкви и во Христе.

    Не может быть раздражений, обид, никаких смущений, если мы во Христе. Господь принял нас в Свою молитву. Посему и желается, чтобы среди всех своих забот и проблем, с которыми мы сталкиваемся в жизни своей, мы помнили только об одном – о главном: что Господь молится за каждого из нас. Желает, чтобы, преодолев свое падшее человеческое естество и устроение, мы ушли от буквы закона, и в сердце своем через милость, сострадание возгрели начало любви, которая и является спасительной для человека.

    Какая жизнь, приносящая человеку радость и утешение, может быть в Райских селениях, за границами этой земной жизни? Что соединяет и наполняет эту жизнь? Это – любовь. Если здесь мы будем причастниками благодатной жизни и немного напечатлеем в сердце своем начало этой любви, то для нас возможно будет и дальнейшее возрастание в этой любви уже за границами мира сего. В противном случае, если этого не происходит в сердце человеческом, то иной строй-порядок предстоит уже за границами этого мира. Посему Господь сегодня и говорит: не за всех молюсь, а за тех, которых Ты дал Мне.

    Любовь дается нелегко. И это не то, что слышим мы в окружающем мире – в Церкви это нечто иное, отличное от всего того, что окружает нас в мире сем.

    Посему желаю и самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили эти слова Господа, обращенные к Отцу, о каждом из нас. Молится Он только об одном: чтобы мы все были едины в Церкви Святой, были едины во Христе.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

16 СЕНТЯБРЬ ЧЕТВЕРГ
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-й час.
17 СЕНТЯБРЬ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Благодарственный молебен в день памяти освящения нижнего храма в 1521 году (перенос с 15 сентября).
18:00 Вечерня, Утреня, 1-й час.
[Далее]