Икона пророка Божия Илии
Образ пророка Божия Илии - главного небесного покровителя нашего Храма, встречает всех входящих в Верхний храм. Данный образ был написан около 2000-ого года и достался нашему храму промыслительно. Иконописец, написавший эту икону, предложил храму купить ее. Однако, в тот момент наша община переживала не лучшие финансовые времена. Поэтому храм отказался купить икону, но предложил реализовать ее через нашу церковную лавку. Получилось так, что нашлась благотворительница, выкупившая образ и подарившая его нашей общине.
Пророк Илия
Память пророка Божия Илии (IX в. до Рождества Христова) совершается 20 июля / 2 августа.
Святой Пророк Божий Илия был родом из Фесвы Галаадской (в Палестине), сын Саваха, из колена Левиина. К пророческому служению святой Илия призван был Богом при царе израильском Ахаве. Для вразумления нечестивого царя Ахава и совращенного им израильского народа Пророк Илия поразил землю засухою, «молитвою небеса заключив». Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве Пророка. Три с половиной года Израиль страдал от зноя, засухи и голода. От царского гнева святой Илия скрылся при потоке Хорафе, куда каждое утро и вечер вороны приносили ему хлеб и мясо.
Через год божественный Пророк поселился в Сарепте, в доме бедной вдовы, которая поделилась с ним последними своими запасами. По молитве Пророка во все время голода в доме Сарептской вдовицы не иссякали мука и масло. Здесь было совершено еще одно великое чудо — воскрешение умершего сына вдовицы.
По прошествии трех лет засухи Илия возвестил царю о прекращении бедствия. При этом Пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Соорудили два жертвенника. Святой Пророк Илия предложил жрецам Ваала помолится своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Илия приказал обильно полить водой приготовленный им второй жертвенник. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву. Народ с благоговением стал прославлять Бога Илии. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.
За свою пламенную духовную ревность о славе Божией Пророк Илия был, как повествуется в Священном Писании, взят живым на Небо в огненной колеснице, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. По Преданию Церкви, Пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо, будет предтечею Второго пришествия Христа на Землю.
К памяти святого Пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (†945г.) был посвящен святому Пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, то есть главным. После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться на Руси. Обычно в день памяти святого Пророка Божия Илии, 2 августа, совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы. Православные молятся об избавления от засухи, о благословении нового урожая, но с особой силой в словах богослужения звучит в этот день призыв к покаянию, обличение нечестия и идолопоклонства. Святой Пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией.
Икона апостола Тимофея
Икона апостола Тимофея с житием. Написана и подарена нашему храму в 2006 году. Образ предназначен для размещения в иконостасе Нижнего храма по окончании реставрационных работ.
Апостол Тимофей
Память святого апостола Тимофея († около 96 г.) совершается 22 января/ 4 февраля.
Святой апостол Тимофей происходил из Ликаонской области, а воспитание и образование получил в знаменитом городе Листры. Святой Тимофей произошел от неверующего еллина, который был известен своим языческим нечестием и настолько погряз в пороках, насколько впоследствии сын его превосходил всех людей добродетелями и высокою нравственностью. Мать же и бабка святого Тимофея были родом евреянки, обе святые и праведные, украшенные добрыми делами. Еще будучи отроком, блаженный Тимофей, питаемый свею матерью не столько телесною пищею, сколько словом Господним, всячески уклонялся от языческого и иудейского заблуждения. Когда апостол Павел вместе с учеником и апостолом Христовым Варнавою пришел в Листры, мать сего блаженного апостола Тимофея, оставшаяся вдовою по смерти своего мужа, с радостью приняла святого апостола Павла в дом свой, заботилась о нем жизни и, наконец, отдала ему в обучение своего сына.
Тимофей был еще очень молод годами, но весьма способен и подготовлен к восприятию семени слова Божия. Святой Павел, приняв юношу, не только нашел в нем кротость и расположение к добру, но и прозрел в нем благодать Божию. Но так как святой Тимофей был еще очень юн, то святой апостол Павел оставил его в доме матери, приставив к нему искусных учителей, которые научили бы его Божественному Писанию. Сам же апостол Павел, по наущению иудеев, побитый камнями, пошел в другие города.Спустя несколько лет святой апостол Павел, вышедши из Антиохии, вместе с Силой пришел в Листры. Видя, что Тимофей достиг совершенного возраста и преуспевает во всякой добродетели, апостол Павел принял его к себе на апостольское служение.
Юноша всюду следовал за апостолом Павлом, воспринимая учение благовествования Христова и научаясь высоким подвигам и добродетельной жизни, как об этом и сам святой апостол Павел свидетельствует: «ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях» (2 Тим. 3:10, 11).Тимофей почерпнул от апостола Павла все добродетели и воспринял от него, ради Христа, апостольскую нищету. Он усвоил обычай воздавать добром за зло; укоряемый – он благословлял, гонимый – терпел, поносимый – радовался духом, и во всем являл себя Божиим слугою. Апостол Павел, видя ученика своего столь преуспевающим в добродетелях, поставил его сначала диаконом, затем пресвитером и наконец - епископом. Сделавшись чрез возложение рук апостольских служителем Христовых Тайн, святой Тимофей сделался усерднейшим подражателем тягостей и трудов апостольских, не уступая другим апостолам в страданиях и трудах во время благовествования учения Христова. Он был проницателен в рассуждениях, быстр в ответах, – в проповеди слова Божия – искусный оратор, в изложении Божественных писаний – увлекательный истолкователь, в церковном управлении и защите истин веры – достойнейший пастырь. Во всей своей деятельности он обнаруживал величие духа, о чем неоднократно свидетельствовал его учитель, святой апостол Павел, в своих посланиях.
Апостол Тимофей не только имел своим учителем святого Павла, но поучался и у святого Иоанна, возлюбленного ученика Христова, так что учение свое он почерпнул из двоякого источника и получил изобильную благодать. Когда же святой Иоанн был сослан императором римским Доминианом в изгнание на остров Патмос, то Тимофей был вместо него епископом города Ефеса, где, спустя немного времени, и пострадал за свое свидетельство об Иисусе Христе.Спустя много времени честные мощи святого апостола Тимофея, по повелению царя Констанция, сына Константина Великого, были перенесены из Ефеса в Константинополь и положены в церкви святых апостолов вместе с мощами святого апостола Луки и Андрея Первозванного.
Выносная икона пророка Божия Илии
В притворе Верхнего храма находится древняя икона пророка Божия Илии. Этот образ, один из наиболее почитаемых в нашем храме, принесен в дар нашим прихожанином. Образ был обретен в 2002 году в селе Купля Рязанской области, и это было связано с примечательным событием. Лето в той местности выдалось очень засушливым, и длительное время в селе молились о даровании дождя. Сразу после принесения иконы пророка Божия Илии неожиданно пошел сильный дождь с грозой. Старинный образ на тот момент находился в состоянии, требующем реставрации. После ее проведения в 2003 году икона стала участвовать в крестных ходах, проводимых в престольный праздник нашего храма 2-го августа.
Ковчежец с частицами мощей разных святых
В декабре 2009 года в дар храму было передано множество частиц мощей святых
угодников. Ковчежец с мощами помещен в Верхнем храме для общего
почитания и поклонения верующих. Теперь в нашем храме всегда незримо
присутствуют:
Св. ап. Андрей Первозванный
Свт. Тихон, патриарх Московский
Свт. Иоанн Златоуст
Свт. Митрофан, епископ Воронежский
Свт. Игнатий, епископ Ростовский
Свт. Лука, архиепископ Симферопольский, исповедник
Сщмч. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий
Вмц. Марина (Маргарита) Антиохийская
Св. блгв. кн. Александр Невский
Св. блгв. кн. Михаил Муромский
Св. блгв. кн. Петр Муромский
Св. блгв. кн. Феврония Муромская
Прп. Серафим Саровский
Свт. Лаврентий Печерский, епископ Туровский, затворник
Свт. Феофил Печерский, архиепископ Новгородский, затворник
Прп. Феодор Печерский, кн. Острожский
Свт. Феофан, затворник Вышинский
Прп. Илия Муромец, Печерский
Прп. Нестор Летописец, Печерский
Прп. Макарий игумен Калязинский
Прп. Пелагия Антиохийская Елеонская, Палестинская
Св.бесср. Косма
Св. блаж Матрона Московская
Св. блаж. Любовь Рязанская
Икона Божией Матери "Тихвинская"
В Верхнем храме находится еще одна очень почитаемая икона: Богоматерь Тихвинская в старинном окладе. До революции в Ильинском храме находился аналогичный образ. В описании Новгородского архиерейского дома 1857 года говорится: «Внутри подворья к юго-западной его стороне, находится 2-х этажная старинная каменная церковь с колокольнею. В верхнем этаже престол во имя св. прор. Илии, а в нижнем – во имя св. ап. Тимофея, местные иконы в том и другом иконостасе в сребропозлащенных ризах и венцах. В паперти верхнего этажа находится Тихвинская икона Божией Матери, также в сребропозлащенной ризе в богатом киоте, она чтится с особенным благоговением у Московских жителей. Служба в церкви каждодневно совершается живущею там братиею архиерейского дома». Тихвинская икона для Ильинского храма была написана в городе Тихвине и являлась копией с чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
Празднование иконе Божией Матери "Тихвинская" совершается 26 июня.
Тропарь, глас 4-й
Днесь яко солнце пресветлое возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискусобрачная.
Кондак, глас 8-й
Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем, и возопием Ей: о Владычице Марие! Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.
Икона Божией Матери "Достойно есть" ("Милующая")
Старинная икона, список с чудотворного образа, написанная в технике масляной живописи на кипарисной доске, подарена нашему храму в 2001 году и является одной из самых почитаемых святынь в нашем приходе.
Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Достойно есть" ("Милующая") X в. совершается 11 июня/ 24 июня.
Тропарь, глас 4-й
Отцев все Афонское множество, соберитеся, верно празднующе днесь радующеся и светло восклицающе вси в веселии, Божия бо Мати от Ангела преславно воспевается. Темже, яко Богородицу, присно Сию славим.
Ин тропарь, глас тот же
Притецем вернии со дерзновением к Милующей Царице Богородице и умиленно воззовем к Ней: низпосли на ны милости Твоя богатыя: град сей избави от всякаго обстояния, мир даруй мирови и спасение душам нашим.
Кондак, глас 4-й
Празднует днесь весь Афон, ко песнь прият от Ангела чудно Тебе, чистей Богоматери, Юже вся тварь чтит, славящи.
Ин кондак, глас 8-й
Архангельский глас вопием Ти, Всецарице: достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего.
Икона Божией Матери "Споручница грешных" с избранными святыми
Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Споручница грешных", совершается 7/ 20 марта и 29 мая/ 11 июня.
Основанием для такого типа изображения иконы Божией Матери послужили слова из акафиста Покрову Пресвятыя Богородицы: «Радуйся в руце Твои поручены о нас Богу приносящая». По всей вероятности, изображение иконы Божией Матери Споручницы грешных составлено в южной русской Церкви, то есть, в Малороссии или Белоруссии: там, в подражание обычаям латинским, издавна принято было изображать Богоматерь и Богомладенца с богато украшенными коронами. Как бы то ни было, но прославление иконы Божией Матери, под названием Споручницы грешных, началось впервые в ближайшем к Малороссии месте, а именно—Орловской епархии в Николаевском Одрине монастыре. Находившаяся в этом монастыре икона Богоматери Споручницы грешных долгое время оставалась в неизвестности и невнимании. Она стояла между другими иконами в обветшавшей часовне подле ворот за монастырем и до того потускнела и покрыта была пылью, что невозможно было прочитать надписей на ней. В 1844 году летом в Одрин монастырь пришла купеческая жена, по фамилии Почепина, с двухлетним своим сыном Тимофеем, который подвергался сильным болезненным припадкам, не уступавшим никаким медицинским средствам. После литургии мать попросила монашествующих отслужить молебен пред находившеюся в часовне иконою Божией Матери Споручницы грешных. Молебен был отслужен— и больной сын Почепиной выздоровел. После этого икона Богоматери взята была из часовни в монастырь, промыта и поставлена в приличном месте. Вскоре от нее последовали другие чудесные знамения, и с тех пор икона Божией Матери Споручницы грешных прославилась в Одрине монастыре чудотворною.
Затем икона Божией Матери Споручницы грешных прославилась в Москве, в Николаевской, что в Хамовниках, церкви и в Кяхте, в Троицкосавском соборе. Слух о необычайных явлениях в Николо-хамовнической церкви привлекал к ней толпы народа как ночью, так и днем: ночью для наблюдения за появлявшимся в алтаре светом, а днем для совершения молебнов пред иконою Божией Матери Споручницы грешных.
Тропарь, глас 4-й
Умолкает ныне всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорби сердца обретают утешение и небесною любовию озаряются светло: днесь бо Матерь Божия простирает нам спасающую руку и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголющи: Аз Споручница грешных к Моему Сыну, Сей дал есть Мне за них руце слышати Мя выну. Темже, людие, обремененнии грехми и скорбьми многими, припадите к подножию иконы Ея, со слезами вопиюще: заступнице мира, грешным Споручнице, умоли Матерними Твоими молитвами Избавителя всех, да Божественным всепрощением покрыет грехи наша и светлыя двери райския отверзет нам, Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.
Кондак, глас 1-й
Честное жилище бывшее неизреченнаго естества Божественнаго выше слова и паче ума и грешным еси Споручница, подаваеши благодать и исцеление, яко Мати всех Царствующаго: моли Сына Твоего получити нам милость в День судный.
Икона Божией Матери "Почаевская"
Новописанная икона подарена нашему храму в 2008 году.
Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других местах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий. В Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. (Сведения о перенесении иконы в Почаевскую обитель помещены 8 сентября). Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.
Празднование иконе Божией Матери, именуемой "Почаевская", совершается 8/ 21 сентября и 23 июля/ 5 августа.
Тропарь, глас 5-й
Пред святою Твоею иконою, Владычице, молящиися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.
Кондак, глас 1-й
Источник исцелений и веры Православныя утверждение Почаевская Твоя икона, Богородице, явися, темже и нас, к ней притекающих, от бед и искушений свободи, Лавру Твою невредиму сохрани, Православие во окрест стоящих странах утверди и грехи разреши молитвенник Твоих: елика бо хощеши, можеши.
Икона Святой Троицы
Непосредственное изображение Троицы противоречило бы концепции вечного, непостижимого и триединого Бога: «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), поэтому каноническими признаны лишь изображения в символическом виде. Наиболее часто используется сюжет так называемого «гостеприимства (греч.φιλοξενια) Авраама» — явления ему трех ангелов: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. (Быт. 18:1-8)
В христианском богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные — как единосущная Святая Троица.День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют еще Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов. Святой Дух сошел на апостолов, когда все они собрались вместе в Сионской горнице в Иерусалиме. Внезапно раздался сильный шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и этим шумом наполнился весь дом, в котором они находились. Тогда все они увидели как бы разделяющиеся языки огня, и по одному огненному языку почило на каждом из апостолов. Сошедший с неба Святой Дух дал апостолам благодать священства для устроения Церкви на земле, силы и разум для проповеди Слова Божия по всему миру. Этот день считается днем рождения Новозаветной Церкви и торжественно празднуется с древнейших времен.
Тропарь, глас 1-й
Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.
Кондак, глас 2-й
Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.
Икона святителя Николая
Память святителя Николая († 342 г.) совершается 6/ 19 декабря и 9/ 22 мая.
Тропарь Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина: /сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / Отче священноначальниче Николае /моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак святителю Николаю. глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.
Икона апостола Андрея и мученицы Неониллы.
Память апостола Андрея празднуется 3 июля (20 июня), 12 декабря (30 ноября).
Тропарь апостолу Андрею Первозванному. гл. 4
Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостолу Андрею Первозванному. гл. 2
Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.
Память мученицы Неониллы († III в.) совершается 24 октября/ 10 ноября.
Блаженный Терентий, благочестивый христианин, сочетался законным браком с единоверною Неониллою, и от сего брака родились у них семь детей: Савил, Фот, Феодул, Иеракс, Нит, Вил и Евникия, коих они воспитали в благочестии. Когда дети вместе с родителями были схвачены нечестивыми, и представлены на беззаконное судилище, то ясно исповедовали Христа и хулили идолов. За то они были повешены и мучимы строганием, причем раны их поливали крепким уксусом и прижигали огнем. Святые же с усердием молились и утешали друг друга. Бог не презрел их моления и послал святых Своих ангелов, которые освободили их от оков и подали исцеление их язвам. Видя святых внезапно освобожденными от оков и исцелившимися от ран, нечестивые ужасались. После сего святые были брошены на съедение зверям, но не испытали никакого зла, ибо звери, по Божию повелению, были кротки как овцы. Тогда они были брошены в котел с кипящею смолою, но тотчас огонь угас и котел охладился, а смола стала похожа на холодную воду. Видя, что муки вовсе не наносят вреда святым, злочестивые мучители мечем отсекли им головы.
Тропарь, глас 4-й
Агница Твоя, Иисусе, Неонилла зовёт велиим гласом: Тебе, Женишё мой, люблю, и Тебе ищущи страдальчествую, и сраспинаюся и спогребаюся крещению Твоему, и стражду Тебе ради, яко да царствую в Тебе и умираю за Тя, да и живу с Тобою; но яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Тебе. Тоя молитвами, яко милостив, спаси души наша.
Кондак, глас 4-й
Мученическая честная память прииде днесь, веселящи всяческая, Терентия премудраго, и подружия его. Тепле убо стецемся, да приимлем исцеление: сии бо благодать приимше от Духа Святаго, исцеляти недуги и болезни душ наших.
Икона преподобного Илии Муромца
Память преподобного Илии Муромца празднуется 1 января (19 декабря).
Преподобный Илия был родом из Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г.
Преподобный Илия почивает в молитвенном положении, сложив персты правой руки так, как принято и теперь в Православной Церкви — три первые перста вместе, а два последние пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец ХVII-ХIХ вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трехперстного сложения.
Некоторые из историков считают, что преподобный Илия и былинный богатырь Илия Муромец — одно и то же лицо.
Икона великомученицы Варвары
Икона святой Варвары появилась в храме в 2004 году. Образ является списком с чудотворной иконы великомученицы Варвары второй половины XIV в из Углича, находящейся сейчас в собрании Государственной Третьяковской Галереи.
Память великомученицы Варвары празднуется 17 декабря (4 декабря).
Тропарь великомученице Варваре. глас 8
Варвару святую почтим:/ вражия бо сети сокруши/ и, яко птица, избавися от них// помощию и оружием Креста, всечестная.
Кондак великомученице Варваре. глас 4
В Троице благочестно певаемому/ последовавши Богу, страстотерпице,/ идольская притупила еси чтилища,/ посреде же подвига страдальчествующи, Варваро,/ мучителей прещения не устрашилася еси, мужемудренная,/ велегласно поющи присно:// Троицу чту, Едино Божество.
Икона праведного Иоанна Кронштадского
Память святого праведного отца Иоанна Кронштадского празднуется 2 января (20 декабря).
Тропарь праведному Иоанну Кронштадтскому. глас 1
Православныя веры поборниче,/ земли Российския печальниче,/ пастырем правило и образе верным,/ покаяния и жизни во Христе проповедниче,/ Божественных Таин благоговейный служителю/ и дерзновенный о людех молитвенниче,/ отче праведный Иоанне,/ целителю и предивный чудотворче,/ граду Кронштадту похвало/ и Церкве нашея украшение,/ моли Всеблагаго Бога// умирити мир и спасти души наша.
Кондак праведному Иоанну Кронштадтскому. глас 3
Днесь пастырь Кронштадтский/ предстоит Престолу Божию/ и усердно молит о верных/ Христа Пастыреначальника,/ обетование давшаго:/ созижду Церковь Мою, // и врата адоване одолеют ей.
Икона преподобной Марины Берийской с житием
Икона преподобной Марины появилась в нашем храме в 2007 году. Образ очень редкий, поскольку древних икон святой не сохранилось, а сведения о ее житии очень скудны. Тем не менее очень у многих православных людей, носящих это имя, преподобная Марина является их небесной покровительницей.
Память святой преподобной Марины († около 450 г.) совершается 28 февраля ст. ст.
Преподобные Марина и Кира, родные сестры, жили в IV веке в городе Берии (Малая Азия Город Берия находился в Сирии на востоке от древней столицы сирийского царства Антиохии.). Происхождения они были знатного и воспитание получили соответственно своему происхождению. Однако, презрев всё это, они отгородили для себя небольшое место за городом, затворились там и завалили дверь землей и камнями. Служанкам же, пожелавшим разделить их подвиги, они построили небольшой домик возле своей ограды: через малое отверстие в этой ограде Марина и Кира присматривали за своими соподвижницами, побуждали их к молитве и воспламеняли в них Божественную любовь. Сами же, не имея ни дома, ни хижины, проводили жизнь под открытым небом. Вместо двери у них прорублено небольшое окно, через которое они принимали необходимую пищу и беседовали с приходящими к ним женщинами. Для таких свиданий у них было определено время Пятидесятницы; во все остальные дни года они хранили молчание. Впрочем, лишь одна Марина беседовал с приходящими, голоса же Киры никто никогда не слышал. Они носили вериги, которые были столь тяжелы, что Кира, будучи более слабого сложения, склонялась до самой земли и не могла выпрямить своего тела. Жизнь святых подвижниц Марины и Киры хорошо знал блаженный Феодорит, епископ Кирский: его одного, из почтения к святительскому сану, допускали святые девы в свое жилище. Так подвизались они в течение 42 лет, стойко перенося все превратности погоды — дождь, снег и палящие лучи солнца, не унывая и не скорбя, но из этих видимых невзгод умея извлекать радостное утешение для себя. Подражая посту божественного Моисея (Исх.24, 18), они трижды пребывали без еды столько же времени и лишь по прошествии сорока дней принимали немного пищи. Так же трижды, подражая воздержанию блаженного Даниила, они проводили в посте по три седмицы дней, а потом уже слегка насыщали тело. Однажды, возжелав увидеть священные места спасительных страданий Христовых, они поспешили в Иерусалим. В пути Марина и Кира не принимали никакой пищи; только придя в этот город и совершив поклонение святыне, они вкусили её. На обратном пути они соблюдали столь же строгий пост, хотя расстояние было не менее двадцати дней пути. В другой раз, пожелав увидеть гроб первомученицы равноапостольной Феклы в Исаврии, подвижницы отправились туда, совершив путь в оба конца, не принимая пищи. Скончались преподобные Марина и Кира около 450 года.
(Блаж. Феодорит Кирский. История боголюбцев. Вступит. статья и новый перевод А. И. Сидорова. М.: Паломник, 1996)
Тропарь, глас 8-й
В тебе мати, известно спасеся еже по образу, приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со Ангелы срадуется, преподобная, Марина, дух твой.
Кондак, глас 4-й
За любовь Господню, преподобная, покоя желание возненавидела еси, пощением дух твой просветивши, крепко бо звери победила еси, но молитвами твоими противных шатание разори.
Икона великомученика и целителя Пантелеимона
Старинная икона написана на кипарисной доске масляной краской и является списком с чудотворной иконы, хранящейся на Афоне. Подарена нашему храму в 2001 году.
Память великомученика Пантелеимона празднуется 9 августа (27 июля).
Тропарь великомученику Пантелеимону. глас 3
Страстотерпче святый и целебниче Пантелеимоне,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.
Кондак великомученику Пантелеимону. глас 5
Подражатель сый Милостиваго/ и исцелений благодать от Него прием,/ страстотерпче и мучениче Христа Бога,/ молитвами твоими душевныя наша недуги исцели,/ отгоня присно борца соблазны от вопиющих верно:// спаси ны, Господи.
Икона святителя Иоасафа Белгородского
Память святителя Иоасафа Белгородского празднуется 23 декабря (10 декабря).
Тропарь святителю Иоасафу. глас 3
Святителю Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси:/ телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии// и спасет души наша.
Кондак святителю Иоасафу. глас 8
Многоразличныя подвиги жития твоего кто исповесть?/ Многообразныя милости Божия, тобою явленныя, кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоея помощи и заступления,// святителю Христов и чудотворче Иоасафе.
Икона святителя Николая Мирликийского
Для постоянного поклонения в храме находится чтимая икона свт. Николая с
частицей его святых мощей.
Память святителя Николая († 342 г.) совершается 6/ 19 декабря и 9/ 22 мая.
Тропарь Николаю, архиеп. Мир Ликийских, чудотворцу
Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему, / яже вещей истина: /сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая, / Отче священноначальниче Николае /моли Христа Бога / спастися душам нашим.
Кондак святителю Николаю. глас 3
В Мирех, святе, священнодействитель показался еси,/ Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив,/ положил еси душу твою о людех твоих/ и спасл еси неповинныя от смерти./ Сего ради освятился еси,// яко великий таинник Божия благодати.
Икона "Сошествие во ад"
В воскресные дни для поклонения выносится икона "Сошествия во ад" с частицей
кустодии от Гроба Господня.