• Планируемые поездки
  • Отчеты о поездках

ПаломничествоПаломнические поездки

Отчеты о поездкахОтчеты о поездках

  • 16/09/2007 - 19/09/2007 Черногория

    Паломническая поездка в Черногорию явилась продолжением поездки в Сербию и вообще по Балканам. Черногория показалась нам более спокойной, чем униженная войной Сербия. Однако, при этом в Монтенегро, как называют свою страну черногорцы, не смотря на большое количество православных святынь, в том числе - одной из величайших, а именно, десницы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, все сильнее и сильнее, по мере нашего пребывания, ощущался католический дух. Но, тем не менее, пока он не в силах перебить Православного благоухания!

    Монастырь Морчаны
    montenegro1_400Монастырь Морчаны расположен на самой границе Сербии и Черногории в очень живописной горной местности. Одной из величайших святынь монастыря можно назвать десницу священномученика Харалампия (II век). Святой Харалампия был епископом в городе Магнезии, в Фессалии. Он обратил ко Христу многих из язычников, наставлял их на путь спасения, поучая Слову Божию. За Евангельскую проповедь святого епископа Харалампия привели на суд к правителю Лукиану и военачальнику Лукию. Угрожая мучениями, они требовали от епископа Харалампия принесения жертвы языческим богам. В ответ святой твердо исповедал свою веру во Христа. Тогда священномученика Харалампия подвергли жестоким истязаниям. Его подвесили на дереве и строгали тело железными крюками до тех пор, пока не содрали кожу с головы до ног. «Благодарю вас, братие, — говорил при этом мученик. — Острогавши тело, вы обновили мой дух». Воины Порфирий и Ваптос, истязавшие святого епископа, были так поражены его незлобием и терпением, что открыто исповедали Воскресшего Христа. Оба они были тотчас усечены мечом. Вместе с ними были усечены три женщины, которые, подобно Порфирию и Ваптосу, уверовали во Христа. Военачальник Лукий сам взял орудия пыток и жестоко терзал тело святого Харалампия, но вдруг руки его отнялись у локтей. Лукиан, увидя это, плюнул в лицо священномученика Харалампия, и внезапно голова его повернулась назад лицом. Тогда народ, объятый ужасом, стал молить святого мученика отвратить Божий гнев. С ними просил и Лукий. По молитвам святого мученика Лукий и Лукиан были исцелены. Тогда и Лукий уверовал во Христа и крестился. Множество очевидцев также обратились к истинной Христовой вере, другие получали исцеления от различных недугов по молитвам священномученика Харалампия. Лукиан донес обо всем случившемся императору Септимию Северу (193-211), находившемуся в Антиохии. Император распорядился привести святого к нему. Исполняя приказание, воины вбили в тело мученика острый железный гвоздь, в бороду вплели веревку и, обмотав вокруг шеи, повлекли его к императору. Сам император, увидев святого, вонзил в грудь священномученика Харалампия три острых кола, а потом приказал палить его на медленном огне. Но сила Божия укрепляла святого Харалампия, и он остался невредим. По молитве священномученика вновь стали совершаться чудеса. Святой изгнал диавола из человека и воскресил мертвого юношу. Сам император пришел в ужас, но вскоре вновь ожесточился и подверг святого Харалампия другим страшным мукам. Видя его терпение, дочь Септимия Севера Галина уверовала во Христа и стала убеждать в истинности христианской веры своего отца. Но император после новых истязаний осудил священномученика на смерть. «Благодарю Тебя, Господи, за милость Твою. Помяни меня во Царствии Твоем», — сказал святой, воззрев на небо, и после этих слов преставился — прежде, чем меч коснулся его (+ 10 февраля 202). Галина с честью погребла святое тело страдальца. Память священномученика Харалампия Церковь празднует в день его преставления — 10 февраля (по данным портала Православие.ру).
    montenegro2_400Часовня свт.Николая

    Острог

    У каждого православного народа, помимо особым образом почитаемых общецерковных святых, есть еще и свои собственные, выросшие на родной земле. В России это, безусловно, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, в Сербии - святитель Савва, а в Черногории таким святым является Василий Острожский, мощи которого почивают в монастыре Острог, расположенном на небольшом удалении от границы с Сербией, довольного таки высоко в горах. Несмотря на то, что до монастыря ведет лишь очень узкая автомобильная дорожка, по которой с трудом могут разъехаться две легковушки, паломники со всех Черногории и Сербии приезжают туда автобусами. Приезжают в таком количестве, что монастырская гостиница не может вместить всех желающих попасть с утра на воскресную Литургию и люди ночуют в спальниках прямо во дворе монастрыря, устилая его так, что ночью зайти туда просто не возможно, не наступив в темноте на какого-нибудь паломника.

    Святитель Василий родился в 1610 году в деревне Герцеговине, находившейся тогда, как и в современности, под мусульманским игом. Его юношески кроткий и нежный нрав вынес в течении жизни множество испытаний. Он был отдан для учения в близлежащий 3авальский монастырь, где его острый ум и великая любовь к церковному богослужению и писаниям святых Отцов помогли собрать ему мудрость в рассуждении небесного и земного. Еще юношей он вел жизнь, полную трудных подвигов и был пострижен с именем Василия. Вскоре был рукоположен в иеродиакона, а затем и во иеромонаха. Увидев попытки иезуитов обратить Сербию в унию, он предал гласности эти нападки на Святое Православие. За это митрополит, никак не противоборствовавший еретикам, вернул его в монастырь. Наказания преследовали его всю жизнь. Продолжив свои подвижнические труды, будучи уже архимандритом, святитель Василий положил начало духовному и литургическому обновлению народа, основанному на интенсивном участии в литургической и аскетической жизни Церкви. Его часто можно было видеть переходящим из дома в дом и поучавшим сербов Евангелию Христову. Узнав об этом, мусульмане стали его искать с тем, чтобы убить. Временно бежав в Россию, святитель Василий вернулся, чтобы трудиться среди своего народа. Вскоре после открытия детской школы, он снова вынужден был бежать, на этот раз на Афон. Когда святитель Василий вернулся в Сербию, Патриарх, видя его благоговейный евангельский нрав, посвятил его в епископа, несмотря на то, что ему не было и тридцати лет. Святитель Василий безбоязненно обходил свою паству, принимая под свой омофор все епархии, епископы которых были замучены мусульманами. Спустя всего месяц после хиротонии, резиденции его была разрушена. Неустрашенный, он перенес свою кафедру в Острожский монастырь, расположенный на горном склоне. Святитель Василий управлял епархией более пятнадцати лет, проводя дни и ночи в молитве, посте и бдении, когда не посещал свою паству. Еще при жизни он был чудотворцем, исцеляя слепых и увечных. Но всего дороже для людей было само его светоносное присутствие среди народа во время их пленения. Святитель почил окруженным ярким, таинственным светом; и спустя семь лет после его смерти тело его было обретено нетленным и даже теплым, целым и благоухающим ароматом травы базилики. Из своей небесной обители святитель Василий воодушевляет и поддерживает своих преемников, труждающихся в наши дни, сохраняющих православных сербов, просвещая и укрепляя паству в их мученическом подвиге (по данным портала Православие.ру).
    montenegro3_450Ранняя Литургия в монастыре Острог
    montenegro4_400После ранней Литургии на горе и поклонения мощам святителя Василия Острожского, паломники перемещаются к ее подножию на Литургию позднюю. Ее также выстаивают до конца и причащаются Святых Христовых Таин. Желающих причаститься так много, что один из трех священников с чашами выходит из храм на паперть и причащает паломниов уже за пределами храма.

    Цетиньский монастырь

    Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа. Основал монастырь господарь Иван Черноевич - Иван-бег - правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 г., когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484г. строит себе дворец и «задужбину» - Цетиньский монастырь - в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою «задужбину» землями, лесными угодьями и всем необходимым. Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был «малый, но прекрасный» монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев. Иван Черноевич умер в 1490 г. и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки были найдены при археологических раскопках 1980-х гг. (по данным сайта МНЕ-тур).
    montenegro5_400Современный вид монастыря Цетинье.
    montenegro6_400Фрески монастыря Цетинье
    montenegro7_450Рака святителя Петра Цетиньского, в которой в настоящий момент почивает также и десница Иоанна Кресителя. Эта величайшая христианская святыня попала в монастырь после Гражданской войны 20-х годов в России.

    Монастырь Подмаине

    Так получилось, что место нашей "черногорской резиденции", если так можно выразиться, оказался монастырь Подмаине, в небольшом приморском городке - Будва. Насельники монасытря проявили редкое в наши дня христианское смирение, покинув часть собственных келий, с тем, чтобы нам было где разместиться и  в течение трех дней терпели наш гомон и суету, которую мы, к сожалению,  не смогли не привнести с собою в монастырь. Спаси их Господи! 
    montenegro8_450Главный храм монастыря Подмаине.
    montenegro9_400Братский корпус монастыря Подмаине

    Котор. Храм свт.Николая
    montenegro10_400Настоятель храма о.Николай (второй слева) с нашими руководителями о.Алексеем, о.Сергием и о.Александром (слева направо) пред входм в храм. Батюшка был настолько рад нашему визиту, что велел вывесить с колокольни сербский флаг и звонить при нашем приближении архиеерейским перезвоном. По его словам, православные так редко заезжат в Котор, что любое посещение, можно расценивать как особую милость Божию. Мы, в свою очередь, пожелали отцу настоятелю терпения в непростом деле проповеди Православия посреди католического мира. 
    montenegro11_450Храм свт.Николая в Которе
    montenegro12_450Интерьер храма.

    Монастырь  Михаила Архангела (Михольска Превлака)

    Монастырь  расположен на полуострове Превлак  у  приморского города Тиват. По преданию, на месте рапсоложения монастыря  проповедовал апостол Павел. До 1452 г. там находился престол епископов Зетской епархии (так раньше называлась Черногория). В 1452 г. венецианцы во время престольного праздника отравили всех монахов и людей, собравшихся на праздник. Как гласит монастырское предание, преступление было делом рук католиков, подкупивших человека, доставлявшего пищу в монастырь.  Их смерть тогда объяснили якобы эпидемией и монастырь разрушили. Позднее монастырь хотела возобновить графиня Екатерина Властелинович, она и построила ныне существующий храм (графиня Екатерина впоследствии была убита при невыясненных обстоятельствах). Мощи 70 Превлакских мучеников находятся сейчас в монастыре, и им можно теперь поклониться в монастырском храме. Когда-то комплекс монастырских зданий занимал весь остров, а сегодня от него остался лишь небольшой корпус с кельями и единственный Троицкий храм. В монастыре пока всего трое насельников - два монаха и монахиня. Перед Троицкой церковью руины древнего храма Архангела Михаила VI века (по данным сайта МНЕ-тур).
    montenegro13_450Троикий храм монастыря Архангела Михаила
    montenegro14_400Мощи преподобномученика Нестора.
    Монастырь Савина

    Свое название монастырь получил по имени расположенного на территории монастрыя храма XIII века, названного в честь святителя Саввы.
    montenegro15_450Монастырь Савина. Маленький храм, как раз и есть храм Святтеля Саввы, который дал название всему монастырю.
    montenegro16_400Соборный храм Савина монастыря
    montenegro17_400Наша группа с настоятелем монастыря
    Будва
    montenegro18_450Мозаика с изображением Святителя Петра Цетиньска на стене в старом городе Будва.

    Автор фотографий и составитель текста Шишов Кирилл 

    все отчёты

Расписание богослужений

26 ИЮНЬ СРЕДА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
27 ИЮНЬ ЧЕТВЕРГ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
17:00 Вечерня, Утреня (полиелей), 1-ый час.
[Далее]