• Планируемые поездки
  • Отчеты о поездках

ПаломничествоПаломнические поездки

Отчеты о поездкахОтчеты о поездках

  • 13/09/2007 - 16/09/2007 Сербия. Сентябрь 2007 года

    Поездка в Сербию паломнической группы прихожан нашего и не только нашего храма, состоялась в сентябре 2007 года. Мы провели в этой удивительной балканской стране всего три с половиной дня. Но объехали ее всю. Очень подробно ознакомились с ее духовной историей. Единственным белым пятном в ней на тот момент осталась духовная колыбель Сербии - край Косово, тогда еще входившей в состав маленькой православной республики, против которой ополчился весь мир. Без преувеличения можно сказать, что память о Сербии и ее народе с того момента навсегда запечатлелась в наших сердцах.

    Белград

    serbia1_400Как и полагается любой поездке, целью которой является познание страны, наша поездка началась со столицы. Говорят, что столица любого государства - это все государство в миниатюре и потому, какое впечатление остается от столицы, можно составить себе мнение и о всей стране. Белград не стал исключением из этого правила. Хотя, конечно, внешне он не очень похож на всю остальную Сербию, которую мы видели, потому что она тиха и более тяготеет к простой сельской жизни, нежели представший перед нами Белград - высокий, местами очень величественный, а местами, сохранивший следы недавнего насилия, совершенного всем Западом над маленькой Сербией. Насилием, которое, тем не менее, не заставило Сербию покориться.

    serbia2_450Сербы очень тяжело пережили агрессию со стороны стран НАТО и еще более тяжело аннексию их исконной земли – края Косово, совершавшуюся с многочисленными насильственными действиями со стороны албанцев. У многих, в Косово жили родственники, многие жили там сами и вынуждены были оттуда бежать, когда началась война. Единственной, кто поддержала тогда сербских братьев - была Россия. И сербы помнят об этом. Услышав русскую речь, многие сербы подходили к нашей паломнической группе и завязывали с нами разговор. Большое количество сербов посетило престольный праздник Собора Александра Невского в Белграде (13 сентября праздновалось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского), который промыслительным образом совпал с началом нашего паломничества.

    serbia3_400История его строительства связана с событиями сербско-турецкой войны 1876-1877 годах и участием в ней руссских добровольцев, которые прибыли в Сербию с шатром-часовней во имя благоверного князя Александра Невского. Доставленный со штабом генерала М. Г. Черняева в Белград, переносной храм был установлен 19 сентября 1876 года в центральной части сербской столицы, возле здания университета, и освящен митрополитом Сербским Михаилом (Йовановичем). Вместе с отрядом русских воинов эту часовню перевезли в район боевых действий, и со второй половины сентября 1876 года она находилась на Делиградском поле, после окончания войны вновь оказалась в Белграде. Несколько раз часовня меняла свое местоположение, затем была продана с аукциона, а утварь перенесена в белградский собор и вскоре передана новопостроенному храму, возведенному по благословению митрополита Михаила и освященному им 1 октября 1877 году в честь благоверного князя Александра Невского. Спустя 14 лет храм был разрушен, несмотря на протесты прихожан и самого митрополита. Такое решение объяснялось тем, что собор якобы нарушал целостность планировки города и ближайших улиц. В действительности, видимо, причины были чисто политические, обусловленные проавстрийской ориентацией правящей династии Обреновичей. На месте собора построили школу, в которой временно оборудовали домовую часовню во имя того же святого, позднее часовню перевели в Дом святителя Саввы Сербского. Место для закладки нового собора было освящено в 1894 году, но из-за неустойчивости грунта строительство приостановилось, а затем и вовсе прекратилось. 

    Освящение фундамента ныне существующего храма на ул. Царя Душана совершено 12 мая 1912 г. митр. Димитрием (Павловичем) в присутствии престолонаследника Александра (Карагеоргиевича). Однако строительство, начатое весьма активно по проекту Е. Начич, вскоре было прекращено по причине Балканских и первой мировой войн. Возобновилось оно лишь в 1927 г. Новый архит. П. Й. Попович внес некоторые изменения в первоначальный проект. 23 ноября 1930 года Сербский Патриарх Варнава освятил новосооруженный храм в присутствии короля Александра I Карагеоргиевича.

    Александро-Невский собор - крупный центр духовного просвещения и православного миссионерства. Благодаря подвижнической деятельности протоирея ставрофора Хаджи-Любодрага Петровича при храме в 1985 году организована Православная миссионерская школа, действует Миссионерский центр, который еженедельно проводит своеобразные «трибуны» (встречи). Работают катехизаторские курсы для детей и взрослых. Развивается издательская деятельность.
    serbia4_400После Литургии и архиерейского Крестного хода вокруг Собора, для всех желающих была устроена благотворительная трапеза для всех желающих, а прихожан, несмотря на будний день, было очень много. Во время трапезы мы много успели услышать от сербов об их жизни и начали значительно лучше понимать настроение этой небольшой европейской страны со столь древней историей.

    serbia5_400Немым свидетелем этой истории через некоторое время предстала перед нами старая Белградская крепость, расположенная на берегу реки Саввы, у подножия которой устроился небольшой, но очень красивый, особенно своими интерьерами, храм преподобной Параскевы-Петки. Память преподобной Параскевы-Петки (Сербской, Болгарской) празднуется 14 (27) октября. Преподобная Петка родилась в благочестивой болгарской семье, жившей в XI веке в селении Епиват, между Силистрией и Константинополем. Однажды, как стрела, пронзили ее сердце услышанные за богослужением слова Господа: Иже хочет по Мне идти, да отвержется себе (Мф. 16, 24). По смерти родителей святая постриглась в монашество и удалилась в Иорданскую долину, где славно подвизалась до глубокой старости. За два года до кончины преподобной Параскеве явился Ангел и повелел ей вернуться на родину, что она исполнила. Святая скончалась мирно. Мощи ее, покоящиеся в соборном храме в Яссах, ознаменовались нетлением и многими исцелениями.

    serbia6_450Храм святой Параскевы находится рядом с церковью Ружица, выстроена после 1867 года у расположенного здесь же чудотворного источника. Нынешнее здание часовни сооружено в 1937 году по проекту архитектора Момира Коруновича. Внутри помещения стены и своды украшены мозаикой - в 1980-83 годов росписью часовни занимался художник Джуро Радулович.

    В храме Параскевы-Петки (Пятницы) в Белграде, по словам его настоятеля, в алтаре находится часть мощей, а именно, десница святой Параскевы, которую выставляют для всеобщего почитания каждую пятницу. Правило это неукоснительно. Мы навестили преподобную в среду, поэтому, несмотря на нашу просьбу превратить этот день недели в маленькую пятницу и очень хорошее к нам отношение, настоятель храма не рискнул нарушить заведенные правила.


    serbia7_400_01После визита к святой Петке, мы посетили замечательное место, своего рода материальное воплощение русско-сербской дружбы, а именно – «Русский дом».
    По словам историка русской иммиграции А.Б. Арсеньева – потомка русских беженцев, покинувших родину в годы революции – "Русский дом" в полном объеме разделил судьбу сложных отношений двух наших стран. Уже само его создание в 1933 г. стало следствием великой русской трагедии – массового исхода из России цвета отечественной интеллигенции во время революции и гражданской войны. По признанию многих наших соотечественников, Югославия была чуть ли не единственным государством, встретившим русских беженцев с радушием и гостеприимством и оказывавшим вынужденным переселенцам из России реальную и искреннюю помощь. При этом русские оставались русскими, бережно сохраняя неразрывную связь с отечественной культурой. Именно в целях сохранения культурного единства, объединения всего лучшего, что было присуще выходцам из России, в конце 1920-х годах родилась идея строительства Русского дома в Белграде. Огромную помощь в реализации этой идеи оказал тогдашний король Югославии Александр I Карагеоргиевич, бывший в прошлом воспитанником русского пажеского корпуса. Деятельное участие приняли сербский Патриарх Варнава, председатель Комитета по делам русской культуры академик Александр Белич, многие сербские и русские благотворительные организации и частные лица. Строительство было осуществлено в рекордно короткие сроки и уже в апреле 1933 года состоялось открытие культурного центра русской эмиграции в Белграде, получившего название "Русский дом имени императора Николая II". Возведенный по проекту русского архитектора В.Ф. Баумгартена и расположенный вблизи королевского дворца в центре Белграда, "Русский дом" занял достойное место среди лучших зданий югославской столицы того времени.

    В стенах "Русского дома" разместились Русский научный институт, русско-сербская мужская и женская гимназии, музей императора Николая II, музей русской кавалерии, великолепная библиотека с изумительной коллекцией дореволюционной литературы и ценнейшим собранием книг, изданных во всех странах русского рассеяния, прекрасный концертно-театральный зал, гимнастический зал, домовая церковь, ряд обществ, союзов и организаций. В Русском научном институте работали виднейшие деятели русского зарубежья П.Б. Струве, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, К.Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Е.В. Спекторский, Ф.В. Тарановский и другие. Концертно-театральный зал "Русского дома" слышал голос Ф.И. Шаляпина. В нем с успехом проходили гастроли замечательной русской актрисы Е.А. Полевицкой и других известных деятелей культуры. Шла активнейшая издательская, образовательная, просвещенческая деятельность.

    За короткое время "Дом" стал национальным центром, влияние и значение которого переросло границы многочисленной русской колонии в Белграде. После Второй мировой войны "Русский дом", по понятным причинам, продолжил свое существование, но уже как "Дом советской культуры" (ДСК).  После распада СССР дому было возвращено его историческое название.

    serbia8_450Между улицами Таковской, Георгия Димитрова, Белградской и бульваром короля Александра когда-то располагались большие каменоломни. Название "Ташмайдан" происходит от турецких слов "таш" – камень и "майдан" - место, где камень добывают. Большинство старых зданий Белграда построены из камня, добытого здесь. После закрытия каменоломен в катакомбах, оставшихся на этом месте, хранились боеприпасы, также их использовали как военные укрепления.

    Новая церковь Святого Марка строилась в 1931-1936гг. на месте разрушенной, по проекту архитекторов Петра и Бранка Крстича. Ее облик выдержан в сербско-византийском стиле. По общему строительному решению и архитектурным формам этот храм сродни монастырю Грачаницы. В церкви находится одно из богатейших собрание икон XVIII-XIX веков.

    serbia11_400В 1924 году здесь строится Русская церковь во Имя Святой Троицы, в 1934 году – здание Главной почты. Также здесь располагаются отели "Таш" и "Метрополь", кафе "Мадера", детский парк развлечений.

    serbia12_450После посещения собора Апостола Марка и прилежащей к нему русской церкви Святой Троицы. Мы отправились к главной святыне Белграда – собору святого Саввы. Святыне, которая имеет такое же символическое значение, как Храм Христа Спасителя для Москвы. Кафедральный собор святого Саввы – одна из главных достопримечательностей города. Он находится в белградском районе Врачар в восточной части Святосавской площади. Решение о строительстве храма было принято в 1894 году, после освобождения Белграда от турецкой оккупации. Местом возведения был избран холм Врачар, на котором в Страстную Пятницу 1594 года турки сожгли мощи святителя Саввы – первого архиепископа Сербского, основателя Сербской Православной Церкви. В 1926г. был принят проект архитекторов Богдана Несторовича и Александра Дерока, в 1935г. патриарх Варнава 15-й освятил фундамент храма и работу продолжили архитекторы В.В. Лукомской и Ж.Николич. Дальнейшее строительство было прервано нападением Германии на Югославию 6 апреля 1941 года. Лишь спустя 50 лет, летом 1984г. было получено разрешение от государства на продолжение работ по сооружению храма. 30 апреля 1985 года на строительной площадке Святейшим Патриархом Сербским Германом была совершена Божественная литургия, ознаменовавшая начало нового этапа строительства, которое возглавил архитектор Бранко Пешич, профессор Белградского Университета. В девяностые годы XX века возведение храма вновь замедлилось из-за военных действий. В 2003 году храм был официально передан Сербской Православной Церкви. К июлю 2004 года основные работы были завершены. Сейчас он увенчан куполом с крестом, внутри здания продолжаются отделочные работы.

    Монастырь Лелич

    serbia16_400Монастырь Лелич, расположен в очень живописном месте относительно недалеко от Белграда. Все в нем связано с именем одного из сербских святых, жившего относительно недавно – в начале XX века. Речь идет о святителе Николае Сербском, произведения которого достаточно популярны и в России.

    serbia17_400Святитель Николай (Велимирович). Дни памяти:  Март 5,  Апрель 20 (Перенесение мощей). Святитель Николай, Богоносный отец наших дней, родился в день памяти святителя Наума Охридского в 1880 году. Его родители, крестьяне-фермеры, всегда прекращали работу для ежедневной молитвы и соблюдали церковный постовой и богослужебный крут. С младенчества вскормленный этим небесным хлебом, святитель Николай впоследствии стал «новым Златоустом», известным и любимым повсюду в Православном мире за свои проповеди, наставления и писания. Он стал монахом, затем иеромонахом, и впоследствии епископом Жичским в возрасте 39 лет. Во время Второй мировой войны принял страдания в концлагере в Дахау. После войны спас многие покинутые сербские монастыри от разрушения, посылая туда монахинь вместо замученных, заключенных или призванных на военную службу иноков.

    Он подвизался как архиерей и духовный наставник в Америке и скончался в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Кэнане, штат Пенсильвания. Его мощи были перенесены в 1991 году в его родную деревню Лелич, чтобы почивать близ мощей преподобного Иустина (Поповича).

    serbia18_450
    Святитель Николай Сербский в молодости. Фотография из музея святителя в монастыре Лелич.

    serbia19_400
    Вид на монастырь Лелич со стороны музея святителя Николая Сербского.

    serbia20_450
    Церковь на месте рождения (в селе Лелич) святителя Николая Сербского.

    Монастырь Челие (близ Валева)

    serbia21_400В настоящее время – женская обитель. Наиболее известна во всем православном мире тем, что в ней чуть больше сорока лет назад подвизался великий сербский богослов архимандрит Иустин (Попович), прославленный в 1993 году в лике святых.

    День памяти преподобного Иустина – 25 марта. Иустин Попович - великий подвижник и духовный писатель родился в городе Вране в семье священника в праздник Благовещения. Учился в семинарии св. Саввы в Белграде, где в то время преподавал будущий святитель Николай (Велимирович). Позднее отец Иустин учился в Петербургской Духовной академии, затем — на теологическом факультете в Оксфорде. Душа его искала подвижнической и аскетической жизни. Спустя некоторое время он преподавал в семинарии и окормления многочисленных чад, принимал участие в издании православных газет. И мечтал об Афоне...

    serbia22_450В 1926 году отец Иустин защитил в Афинах докторскую диссертацию по теме: «Учение святого Макария Египетского о тайне человеческой личности и тайне ее познания». С конца 1930 года потрудился миссионером в прикарпатских городах (Ужгороде, Хусте, Мукачеве и др.). Был выдвинут на возрожденную Мукачевскую епископскую кафедру, но по смирению своему отказался от нее. С 1932 года отец Иустин — преподаватель Битольской семинарии, а спустя два года — доцент Теологического факультета в Белграде. С мая 1948 года до кончины подвизался в монастыре Челие близ Валева, где был духовником; написал многие богословские труды. Преставился ко Богу, как и родился, в праздник Благовещения.

    Монастырь Жича

    serbia23_450Монастырь Жича расположен в самом сердце Сербии, в окрестностях исторической области Рашка (упомянем в скобках о популярной гипотезе, согласно которой русские и сербы - это один народ, чему должны служить подтверждением сербские топонимы Рас, Рашка и под.). Основателем и жертвователем явился в начале XIII века св. Стефан Первовенчанный (в монашестве Симон), а строителем (в старом смысле этого монашеского титула) - сам святитель Савва, оба - сыновья великого сербского святого государя Стефана Немани (преп. Симеона Мироточивого), родоначальника династии Неманичей, давшей Вселенской Церкви небывалое число угодников Божиих - в основном святых благоверных правителей сербских. 

    Много трудов приложили святые братья на благоустроение своей "задушбины" (то есть "за душу" пожертвованной). За строительством Жичи на средства св. Стефана наблюдал св. Савва до своего отъезда в Византию, где в 1219 году был хиротонисан в архиепископа отныне самостоятельной Сербской Церкви и откуда привез мастеров для росписи Спасова дома - Жичского собора Вознесения Господня. 

    Кафедральный, престольный характер храма святитель Савва более всего выразил во фресках. Можно сказать, что программа настенных росписей соответствует тому образцу, что почитался во всей Православной Ойкумене, однако с более или менее значительными изменениями она прилагается к сербской или, еще лучше, жичской среде. Соборной церкви новоустановленной Архиепископии он желал придать вид прославленных кафедральных соборов и таким образом связать ее с первой, старейшей, апостольской Церковью - Сионской горницей в Иерусалиме, "матерью всех церквей", которую основал сам Спаситель. 

    serbia24_400Последующими святыми благоукрасителями храма явились святитель Савва III, при котором трудами солунских зографов были обновлены пострадавшие от болгарских нашествий росписи, и св. благоверный король Милутин, чьи сорок (!) задушбин до сих пор украшают просторы Балкан, Святую Землю, Царьград. 

    Наделенный исключительными привилегиями, имея богатейшую ризницу юго-восточной Европы, монастырь Жича владел и огромными имениями, приносившими ему обильные доходы. Природа, среди которой располагается обитель, не только прекрасна, но и плодородна, отсюда и название: Жича означает богатая житом. Тому лишним доказательством служит житная яма, обнаруженная недавно в ходе археологических раскопок у внешней паперти, что можно связать с великими праздниками и днями, когда совершается панихида, поскольку жито, вероятно, использовалось для колива и хлебов освящения, раздаваемых народу.

    Таким образом, всей своей сущностью и величайшим нетленным богатством, славными святынями - согласно грамоте св. Стефана, которую до сих пор можно прочесть на стене у входа в храм, Жича владела частицей Креста Господня, Богородичной ризой и поясом, десницей и частью честной главы Иоанна Предтечи, многочисленными мощами Апостолов, пророков, мучеников, иконами, драгоценными сосудами, ризами, - а также почиванием мощей святого короля, Дом Спасов как престол архиепископов и коронационная церковь служил укреплению правой Веры в народе и обеспечивал законность и преемственность последующим хиротониям владык и коронациям государей. В народном эпосе обитель воспета как "седмивратная Жича", поскольку, начиная со Стефана Первовенчанного, при коронациях первых семи государей каждый раз открывали новые ворота. Всего же в Спасовом доме было венчано на престол сербских королей 19 правителей, последний раз в начале ХХ века.

    serbia25_400Характер Жичи как оплота Православия и Самодержавия обнаруживается и в самом выборе места: Жича равно удалена от первого Рима и второго - Константинополя! 

    В период между двумя мировыми войнами при короле Александре Карагеоргиевиче были проведены масштабные реставрационно-ремонтные работы. В 1930-х годах переведенный из Охрида в Жичу владыка Николай (Велимирович) много постарался об обновлении зданий и о культурном и духовном делании в монастыре. В то время духовная жизнь в Сербии была в своем наивысшем расцвете, во многом благодаря трудам и заботам владыки Николая, "предводителя богомольна войска Христова" (тропарь Владыке), и Жича была полна монахов. Здесь нашли приют и несколько наших соотечественников после бегства из подсоветской России. Сам Владыка был "великий русофил" и своим духовником имел русского монаха Харитона, родом из Эстонии, и когда тот преставился ко Господу, много горевал (сербские газеты писали: "Сын Великой Сербии плачет над сыном Великой России"). В монастыре трудились русские зографы Иван Мельников и Николай Майендорф.

    Монастырь Студеница

    serbia26_400Монастырь Студеница был основан в конце ХII в. Стефаном Неманией (в монашестве Симеон Мироточивый), основоположником средневекового сербского государства, вскоре после его отречения. Это крупнейший и богатейший из православных монастырей Сербии. Два его главных памятника – церковь Богоматери и Королевская церковь - построены из белого мрамора и содержат бесценные собрания византийской живописи ХIII-ХIV вв.
    serbia27_450Богородичный собор монастыря Студеница
    serbia28_450
    serbia29_400Мощи преподобного Симеона до сегодня дня почивают в монастыре. День памяти преподобного Симеона 13 февраля. Симеон Мироточивый в миру Стефан, родился в 1114 году от жупана Давида и был младшим из четырех сыновей. Даже в раннем возрасте он правил столь мудро и благочестиво, что после смерти отца ему была отдана в управление большая часть страны; и потом он всю жизнь страдал от гнева своих братьев. Бог утешил его, даровав в жены княжну Анну, дочь Византийского Императора. И они, сами стяжав святость, произвели на свет двоих сыновей, также ставших святыми. Стараясь превратить Сербию в Православное Царство, преподобный Симеон воздвиг и содержал множество храмов в самой Сербии и во всем христианском мире.

    Венцом его жизни стало отречение от Престола, когда он последовал своему сыну, святителю Савве, в возрасте 82 лет. Вместе они подвизались на Святой Горе, основав здесь Сербский Хиландарский монастырь. С лицом, осиянным небесным светом, преподобный Симеон почил о Бозе в возрасте 86 лет. Его мощи оставались мягкими и теплыми и источали нежное миро. Когда святитель Савва вернулся в Сербию, он принес с собою мощи своего отца, и весь народ был свидетелем того, что тело Симеона все еще было теплым и выглядело живым, он как бы спал. В настоящее время его мощи пребывают в Студеницком монастыре, который он воздвиг и в котором начал свою монашескую жизнь. И доныне они Божией благодатью приносят всем приходящим исцеления и утешения.
    serbia30_400Мощи преподобного Симеона Мироточивого
    serbia31_400Вид на братский корпус монастыря Студеница

    Храм Елены Сербской (бывший Реческий монастырь)

    Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей – Стефана Милютина и Драгутина, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.
    serbia32_450
    Храм Петра и Павла

    Один из древнейших храмов Европы. Построен в 1196 году. В настоящее время находится под защитой ЮНЕСКО.
    serbia33_400
    Монастырь Солочаны
    serbia34_400Соборный храм монастыря Солочаны
    serbia35_400Фреска Успения Богородицы в соборном храме монастыря Солочаны
    serbia36_400
    Монастырь Джурджеви Ступове

    Один из древнейших монастырей Сербии.  В нем находится храм, основанный Стефаном Неманией, великим жупаном, основателем династии Неманичей, в честь своей победы при восшествии на престол. Впоследствии он принял постриг на Афоне и прославился как Симеон Мироточивый. Тут были построены две высоченные башни, столпы святого Георгия, которые были разрушены сначала болгарами, а потом турками, так что от храма остался только кусок стены. Этот храм – символ возрождения Сербии. Акция по восстановлению храма продолжается уже несколько лет. «Обновим себя – восстановим Ступови» (Сербск. - "Обновимо себе - подигнимо Ступове”) - так называется миссионерское и благотворительное движение, проводящее разнообразные акции с целью восстановить монастырь Джурджеви Ступови в Расе и духовно просветить сербский народ. В движении участвует множество государственных, культурных и научных учреждений, больших и малых предприятий, спортсменов, музыкантов, художников и артистов.
    serbia37_400Собор великомуеника Георгия
    serbia38_400Разрушенные башни собора
    serbia39_450В Ступове мы, с благословения местных монахов, отслужили Вечерню и Утреню.

    Монастырь Милошево

    Монастырь расположен близко к границе с Черногорией. В нем почивают мощи архиепископа Саввы Второго.
    serbia40_400
    serbia41_400
    serbia42_400Саркофаг с мощами Саввы Второго Сербского
    serbia43_400
    serbia44_400

    Граница с Черногорией

    serbia45_400Водопад в приграничой полосе
    serbia46_400Храм Архангела Гавриила награнице Сербии и Черногории.

    Автор фотографий Шишов Кирилл

    Текст составлен Шишовым Кириллом
    При составлении текста использовались данные:

    Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
    Жития святых с сайта Православие.ру
    Статьи Владимира Кутырина «Русский дом в Белграде»
    Сайта «Православные храмы и Монастыри Белграда»
    Статьи Марии Мельковой, опубликованной на сайте Серпска.ру
    Сайта «Православие и мир»

    все отчёты

Расписание богослужений

20 СЕНТЯБРЬ ПЯТНИЦА
17:00 Всенощное бдение
[Далее]