• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (21.09.2018)

    21/09/2018
    Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии (21.09.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сейчас перед чтением Евангелия мы принесли в алтарь само Евангелие – это так называемый «Малый вход с Евангелием». Раньше в древней Церкви Евангелие хранилось не на Престоле, а в соседнем помещении, и на службу его приносили. Теперь такая необходимость отпала, потому что Евангелие все время лежит на Престоле, но само действие осталось, и оно является некоторым таким подтверждением готовности храма к совершению Литургии. Если вы бывали на архиерейских службах, например, у нас в храме, то наверно помните, что в этот момент архиерей, который до этого находится в центре храма и не участвует в службе, заходит в алтарь – именно тогда, когда заносится Евангелие в алтарь. И вот когда Евангелие заносится в алтарь, то поется песнопение того праздника, который мы празднуем. Сегодня пелся тропарь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

    Тропарь праздника – это, как правило, сама квинтэссенция всего праздника, самая основная суть того события, который мы празднуем. И мне хотелось бы сегодня с вами посмотреть текст того тропаря, который пелся.

    Текст был такой: «Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный». Самое главное слово в этом тропаре – это слово «радость». Это и есть та зацепка, которая нам позволяет понять наше отношение к празднику, то есть наше положение по отношению к этому празднику, к Богу и ко всему окружающему миру в этот праздник.

    Это праздник радости. Радости - почему? Потому что сегодня мы отмечаем то историческое событие, которое стало переломным во всей истории человечества. Вот, когда мы хотим нашему ребенку подарить какую-то игрушку, мы, как правило, всегда немножко ошибаемся в возрасте ребенка и дарим те игрушки, которые ему еще рановаты. И с недоумением или с обидой даже, бывает, смотрим, как ребенок начинает эти игрушки ломать, неправильно их использовать. И все ждем: ну, когда же он дорастет, наконец, до того, что я ему уже купил? И вот Господь тоже ждал. Господь ждал, когда же человечество дорастет до того состояния, когда в мир можно будет отдать Сына Своего. И вот этот момент наступил. Богородица Дева пришла в этот мир через своих родителей Иоакима и Анну. И настолько это событие было важно для всей истории человечества, что мы родителей Богородицы называем богоотцами и поминаем их на каждом отпусте, на каждой Литургии, на каждой службе – поминаем их имена. Вот в нашем храме мы всегда поминаем имя Илии Пророка. В другом храме мы будем поминать того, в честь кого построен этот храм. А имена богоотцев Иоакима и Анны постоянно звучат во всех храмах – настолько мы чтим родителей Божией Матери.

    И вот эта радость, которую мы испытываем от переживания данного исторического события связана с конкретными  переживаниями, нашими с вами, которые тоже желательно акцентировать. В тропаре как сказано? «…из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный». Что за клятва, которую Он разрушил? Это клятва, которая была дана Адаму, когда его изгоняли из Рая. Вот весь Ветхий Завет пронизан этим переживанием человечества той клятвы, которая была дана Адаму. Человечество страдало, человечество переживало тот момент, что человек изгнан из Рая. Что то, что ему поручено, что было для него создано, оказалось вне его власти, оказалось вне его жизни. И вот через Богородицу, через рождение Спасителя для нас эта клятва теперь стала разрушенной. «…и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние…», - нам дано благословение. Нам вернули то благословение, которое было Адаму, когда его поселяли в Раю.

    Это очень важный момент, потому что человек ветхозаветный жил на проклятой Земле, и когда он умирал, он знал, что уйдет в Шеол, что он уйдет в адские обители и будет ждать, неизвестно, сколько ждать прихода Спасителя. И всегда был страх: а вдруг Он не придет? А сейчас мы с вами живем на той же проклятой Земле, но мы с вами живем не только этой Землей, мы с вами живем знанием и верой в то, что для нас уготован Рай, что он для нас открыт, что мы даже здесь на Земле можем это Рай почувствовать. Господь так и говорит: Царство Божие внутрь вас есть. Оно здесь, оно сейчас, оно присутствует здесь в этом мире в наших сердцах. Если мы этого хотим, конечно…

    И вот вторая фраза, которая заключает тропарь: «…и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный», - это все, в принципе, о том же. О том же обретении нами Рая. О том, что смерть в этой жизни больше не главенствует. То есть мы конечно будем умирать все, но наше умирание здесь на Земле не будет связано с уходом в Шеол, не будет связано со страхом того, что «а вдруг Спаситель не придет?» Не будет связано со страхом того, что жизнь может закончиться, ведь мы знаем, что жизнь продолжается, что смерть физическая, как апостол говорит, что: смерть для меня приобретение. То есть только смерть дает мне возможность полноценного общения с Богом и полноценной жизни, потому что здесь на этой Земле, я скован своей телесностью, я скован тем проклятием, которое дано этой Земле, а, значит, и тем, кто живет на этой Земле. А эта Земля, в любом случае, сгорит, в любом случае исчезнет, она не сможет перейти в Царство Небесное. Но я-то перейду туда – я об этом знаю точно. Я об этом знаю и я сейчас живу пониманием того, что моя смерть на Земле для меня является свободой. Она для меня является великой радостью, которая соединяет меня с Богом намного сильнее, чем вся моя жизнь. Живя на Земле, я пытаюсь молиться Богу, я пытаюсь идти к Богу, я пытаюсь как-то цепляться за Царство Небесное, но это все попытки, которые упираются в тленность моего тела. А после смерти я стану свободен – свободен в выборе своего существования, в выборе той жизни, которую я хочу, к которой я стремлюсь.

    И если мы приходим на праздник и не понимаем той сути события, которое празднуется, мы теряем очень многое из службы, мы теряем очень многое из Литургии. И конечно каждая Литургия – это дар Божий. Каждая Литургия – это воспоминание Тайной Вечери, это повторение Тайной Вечери, это наше личное приобщение к дару Бога, это наше личное приобщение к Самому Богу. Но вот эта праздничная окраска дает нам возможность полноты жизни, потому что если бы у нас не было церковных праздников, если бы у нас не было этого исторического наполнения нашей жизни… Вот у святых отцов есть такое мнение, есть такая формулировка, что каждый человек, живущий на Земле, он проживает всю историю человечества – от Сотворения мира до последних времен. И чем более полно мы можем вместить в себя историю человечества, тем более полноценна наша жизнь в Царстве Небесном. И церковные праздники дают нам возможность не просто вспоминать, не просто констатировать какие-то исторические факты в своей памяти. Они дают нам возможность сопереживать историю человечества, сопереживать самым важным моментам истории человечества. И если Рождество Пресвятой Богородицы выделено в двунадесятый праздник – это значит, что Церковь считает, что это историческое событие имеет настолько большое значение для каждого из нас лично, что не сопереживать ему мы просто не имеем права.

    И дай Бог, чтобы эта радость обретения личной жизни, чтобы эта радость понимания благословения Божия на нас с вами, которая перечеркивает Адамово проклятие, которая перечеркивает тот грех, который пытается владеть нашими сердцами, чтобы мы понимали, что вот эта радость, она и только она, может нас привести к Богу!

    Храни всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]