• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Игоря в Неделю 28-ю по Пятидесятнице 01.01.2017

    01/01/2017
    Проповедь о. Игоря в Неделю 28-ю по Пятидесятнице 01.01.2017

    Протоиерей Игорь Осипенко.

    Проповедь в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец
    01.01.2017
    Мф., 1 зач., I, 1-25.

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодняшнее Евангельское чтение очень богато по содержанию и, пожалуй, очень сложно высказать все, что в нем содержится - проще сказать, где это лучшего всего прочитать. У свт. Иоанна Златоуста есть толкование на Евангелие от Матфея, где он очень подробно разбирает родословие Иисуса Христа, и, действительно, если вы дойдете до этого чтения, то оно будет очень интересным и полезным для вас, потому что то, что мы воспринимаем, как просто перечисление имен, на самом деле несет в себе огромный духовный потенциал: фактически, вся история человечества и весь духовный путь каждого из нас.

    Я сегодня хотел бы затронуть только два маленьких аспекта этого чтения – два духовных закона, которые это чтение затрагивает. Сегодняшнее зачало можно поделить на две части: архивную – там, где родословие, и повествовательную – о том, как произошло Христово Рождество. И каждый из этих отрывков несет в себе определенную идею, которая для нашего духовного развития может быть достаточно важной и веской.

    Первая часть, архивная, говорит о родословии Иисуса Христа и указывает нам на то, что духовная жизнь вообще, для всего мира, для отдельного народа, для отдельного человека, не может быть оторвана от традиции. То есть всегда, когда мы живем духовной жизнью, мы понимаем, что самое главное в духовной жизни – это традиция, это сыновство, то, что мы понимаем, что мы не самостоятельны в своем развитии, что та заповедь, которая была дана в Декалоге Моисеевом про почитание родителей, относится не только и не столько к нашим телесным родителям (если вы помните, там было сказано, что «почитай родителей своих и доголетен будешь на Земле»). Вот, если смотреть на эту заповедь с точки зрения биологической, то понятно, что если мы почитаем стариков, то мы и сами долго проживем на Земле. Но смысл-то этой заповеди не в таком толковании, а именно в духовном смысле: что, если человек почитает традицию, почитает тот духовный опыт, который передается ему из поколения в поколение, он будет жить вечно. То есть это долголетие человека упирается в вечность, в духовную жизнь в вечности.

    Сейчас мы с вами стали свидетелями грандиозной технической революции, когда всеобщая глобальная компьютеризация поставили всю цивилизацию перед страшным фактом того, что старый опыт оказался ненужным. Мы с вами видим, как сейчас на наших глазах старое поколение не может ничего передать молодому поколению, потому что изменились технологии, потому что изменилось оборудование, изменилась система отчетности, система взаимодействия различных организаций и производств, изменились отношения в торговле, изменились отношения в системе услуг, особенно в медицине, когда теперь, например, пациент диктует свои условия врачам, хотя раньше это было принципиально наоборот, и это было более правильным.

    В каждой профессии есть вещи, которые невозможно записать, невозможно теоретически оставить для будущих поколений, а можно передать только личным опытом, личным общением. И вот на наших глазах старое поколение уходит, ничего не передавая молодому поколению. И молодое поколение, все зарытое в компьютерах, формально продолжает традицию, формально продолжает творчество в своем направлении, но глубинный духовный смысл профессионализма при этом полностью теряется.

    И, к сожалению, церковная жизнь сильно завесит от внешних условий. К сожалению, в церковную жизни эта тенденция к неслушанию старшего поколения тоже прорывается. И мы должны понимать, что если мы поддадимся на эту уловку, поддадимся на это искушение, то конец света будет близок.

    Вторая часть зачала - повествовательная. Она нам рассказывает о том, как произошло Христово Рождество. И в этом конкретном описании некоторых событий из жизни Святого семейства нам раскрывается другой духовный закон – закон, говорящий о том, что духовная жизнь принципиально больше жизни физической. И поэтому когда человек живет духовной жизнью, он, сам того, может быть, и не желая, вынужден выходить за рамки физического закона. И здесь, кстати, есть такой момент интересный, что можно этот закон использовать как лакмусовую бумажку. Если в вашей жизни все идет по законам этого мира - физическим, химическим, биологическим, экономическим, политическим, социальным, если вы вписываетесь во все законы, то значит, что у вас нет духовной жизни. К сожалению, этот закон обратно не работает: если вы выпадаете из общих правил поведения, то это не значит, что у вас духовная жизнь на должном уровне. Тем не менее, эта проверка иногда возможна.

    В чем же проявился этот закон в жизни Святого семейства? Немного надо объяснить древние духовные традиции, чтобы это понять. Когда Деву Марию родители привели в Храм и отдали на воспитание, это было чем-то вроде нашего монашеского пострига. Ребенка отдали как дар Богу для того, чтобы она жила при Храме и прислуживала при Храме, так сказать, в отрыве от социальной жизни общества. А по законам древнего мира женщина не имела права жить без мужа. Поэтому девочку, когда она достигла совершеннолетия, обручили с почтенным старцем для того, чтобы он охранял ее девство, охранял ее существование в этом мире, давая ей возможность спокойно трудиться при Храме. И обнаружилось, что она оказалась вдруг беременна. Единственное, что мог сделать старец по своему человеколюбию, по своей милости – это спасти ее от смертной казни, потому что женщина, будучи замужней, в случае прелюбодеяния должна была быть побита камнями. А ее муж мог сделать такую хитрость – дать ей отпускное письмо давним сроком и сделать вид, что прелюбодеяние совершилось уже после того, как он ее отпустил. И тогда ей смертная казнь уже не грозила, потому что она была уже свободна. Вот это - максимально, что мог сделать муж в такой ситуации. Что собственно и хотел сделать Иосиф Обручник. Но ему во сне явился ангел и сказал: прими жену такой, какая она есть. Неслыханное такое событие. Формально она была женой Иосифа Обручника, но, по крайней мере, в религиозной части общества знали, что девушку отдавали замуж для сохранения девства, для того, чтобы старец охранял ее чистоту, давал ей возможность быть при Храме. Он имел возможность жить с ней как с женой, но если ему дали ее на охранение, то его долг был охранить ее девство. И для окружающего общества это было конечно достаточно странным явлением. И можно представить, сколько пересуд было, и сколько осуждения было выплеснуто на Иосифа Обручника после того, как он согласился на этот жест - на это преодоление элементарного общественного закона. Мало того, что он решился спасти «блудницу», кроме того, он и себя ставит под серьезный удар с точки зрения общественного мнения. И я думаю, что каждый из нас понимает, что будь он в такой ситуации, ему бы пришлось очень туго в жизни, и вряд ли кто-нибудь из нас решился на такое самоуничижение. Но если бы Иосиф Обручник не сделал этого шага, он бы не стал святым. Мы бы не смогли почитать его как Обручника, как истинного хранителя девства Пресвятой Богородицы и Младенца Христа.

    И вот то, что это чтение падает в этом году у нас с вами на начало гражданского года, наверно, тоже для нас некоторое предупреждение, некоторое указание Божие на то, что в новом году имеет смысл нам с вами более внимательно изучать Священное Писание для того, чтобы находить в нем те духовные законы, которые помогли бы нам возрастать, помогли бы нам не бояться тех внешних условий, которые навязывает нам окружающий мир, не бояться тех правил, которые царят в том обществе, в котором мы живем. Чтобы мы понимали, что жизнь вечная никогда не сможет базироваться на тех законах, которые предлагает жизнь временная. И если мы действительно устремляем свое желание, свою любовь к жизни вечной, мы должны понимать, что законы жизни временной мы вынуждены преодолевать. Мы вынуждены каждый раз, выполняя тот или иной внешний закон, мы должны четко себе представлять, а насколько исполнение этого закона не мешает моей духовной жизни, насколько исполнение этого закона не будет для меня смертельным с точки зрения Царства Небесного.

    Помощи Божией в новом году! Духовных радостей от всех скорбей, которые будет приносить нам окружающий мир! Храни всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]