• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице (02.12.2018)

    02/12/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице (02.12.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали притчу от Господа, сказанную всем, кто желает для себя понять и открыть тайны жизни духовной, чтобы найти свой путь в земной жизни среди всех забот, трудов, соблазнов, с которыми сталкивается человек здесь, на Земле. Господь говорит и показывает, как порой непросто бывает человеку найти здесь, на Земле, этот спасительный путь. А мешает ему, прежде всего, привязанность к миру земному, к тем благам и возможностям, которые доставляет этот мир человеку. Но не замечает человек, как вместе с этими благами и возможностями, которые дает ему мир, он теряет свое небесное достоинство, вредит своей душе. И Господь определяет того, кто желает подчиняться этому миру и владеть благами мира сего, как «безумец». Ибо человек, о котором сегодня мы слышали в притче, полагал, что те возможности, которые у него неожиданно появились благодаря случившемуся у него большому урожаю, могут позволить ему иметь многие земные блага на многие лета вперед. «Ешь, пей, веселись», - сказал человек в самом себе, но услышал от Господа: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет».

    Господь говорит нам о том, что есть иные сокровища, мимо которых человек не должен проходить в своей земной жизни. Ибо они более важны и значимы для него, нежели этот достаток земной, эти блага земные, к которым устремляется человек и желает ими насытиться. Но никто еще не смог сполна насытиться этими земными благами. Как только человек вкушает чего-либо от земного, так просыпается в нем ненасытная страсть желаний, хотений. И как только он получает возможность обладать тем, что раньше было ему недоступно, то начинает желать все большего и большего. И остановиться человек такой уже не может.

    Господь говорит нам о том, что есть нечто иное. Остановись! Подумай! Выбери свой путь земной, чтобы не быть безумным пред лицем Божиим.

    Что же это за путь, о котором нам говорит Господь? И как нам богатеть в Бога, а не предаваться этим земным хотениям, желаниям и устремлениям? Человек есть образ и подобие Божие. И человек по мере и силе своей должен уподобляться Богу в тех Его качествах, которые раскрыл нам Сам Господь и Бог наш Иисус Христос. Здесь на Земле Он показывал, каким должен быть человек, к чему мы должны стремиться. О милосердии, о сострадании мы постоянно слышим от Господа в словах, которые Он обращает к людям, которые Его окружают. Апостол говорит о любви, которая «долготерпит, милосердствует,…не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается…». Эти качества должен человек, прежде всего, собирать в душе своей. Богатеть в Бога, уподобляясь по мере малых сил своих тем качествам, которые раскрываются сполна в Самом Боге.

    Приобретая такое состояние своей души здесь на Земле как некое сокровище, человек уносит его вечность. Только в таком состоянии может человек пребывать в вечности, пребывать там, где Сам Господь. Если же человек полагает иные для себя, как ему кажется, радости и утешения, земные, то все это имеет пределом жизнь земную человеческую. С собой это уже не возьмешь. Мы слышим во время отпевания о том, что все оставляет здесь человек. Где великий? Где богатый? Где воин? Где царь? – Нет уже различия за границами нашей земной жизни в тех земных благах, которыми человек так величался на Земле.

    Есть еще для нас на этом пути приобретения богатства в Боге очень важное утешение, связанное с тем, что как бы человек ни пытался найти радость в земных богатствах, но они всегда приносят человеку определенную заботу, определенное беспокойство. И чем больше бывает у человека возможностей и богатств, тем больше испытывает человек страха и переживаний в сердце своем. А порой при всех своих возможностях и богатстве живет «в золотой клетке», и выйти из нее у него уже нет возможности. Нет свободы у человека, который имеет пристрастие к земным богатствам и хотениям. И не важно, сколько их у человека - много ли, мало. Но сердце, прилепившись к ним, начинает испытывать переживания, страхи, беспокойства. И только там, где человек идет по пути искания и приобретения для души своей небесных богатств – там человек обретает мир и радость в душе своей. Там Бог приходит к человеку.

    И вот это удивительное состояние покоя, мира и радости, которыми посещает Господь сердце человеческое, не сравнимо ни с какими богатствами, ни с какими возможностями и радостями, которые дает мир сей через свои сокровища, власть и богатство человеку. И тот, кто хоть раз вкусил от этой радости быть со Христом, не отступать от Него, готов отказаться от всего. Мы знаем из нашей церковной истории, как, вкусив сладость молитвы, вкусив радость полноты жизни с Богом, люди отказываются от всего. И нет уже ничего, что могло бы в этом мире уловить их. Они уходят в места, где недоступны они мирским соблазнам. Так возникает монашество. Монашество в первые времена своего становления было столь велико, ибо люди в те времена были более решительны, чем мы с вами. Существовали целые города монашеские в Египте вдоль Нила. Огромное количество угодников Божиих наполняли монастыри. И все это они предпринимали только с одной целью: быть со Христом, искать этой особой радости жизни, которой мир человеку дать не может. Этого спокойствия и тишины, которые приходят, когда Господь посещает человека.

    Желается  только одного, чтобы мы с вами среди всех тех возможностей, которые сыпятся на нас по милости Божией, не забывали самого главного: все, что мы получаем от Бога как некий дар – все наши земные возможности – это только средство, с помощью которого мы можем приобрести для себя Царствие Небесное. Приобрести и укоренить в душе своей те небесные качества, о которых мы слышим в Евангелии и от Апостола.

    Чем больше дается человеку, тем больше с него и спросится. Об этом предупреждает нас Господь. Как ты распорядился тем, что тебе было дано от Бога – ты будешь давать ответ не перед людьми, а перед Самим Богом.

    И для того, чтобы быть уже в том благодатном состоянии сердца своего, не утерять этот путь, мы должны, прежде всего, научиться слушать свою совесть. У нас есть тот, кто всегда скажет, как правильно мы должны поступить. Тот, кто приоткроет правильный путь в той или иной жизненной ситуации. Нельзя ходить наперекор своей совести. Но, прежде всего, мы должны научиться ее слушать. Слышать ее тонкий голос в душе своей, чтобы она помогала нам правильно рассудить в тех или иных обстоятельствах нашей земной жизни. Когда хочется для себя, а совесть говорит: дай другому! Как маленькому ребенку бывает трудно поделиться или отдать ту игрушку, которая так нравится ему! Но совершив свой маленький первый подвиг, он делает великий шаг и получает иное устроение душе и сердцу своему. Вот перед Богом мы такие же дети. И Господь нам дает возможности – как некие игрушки пред лицем Божиим. Как бы они ни были велики, как бы человек ни пытался представить их многозначимыми, но они – ничто в глазах Божиих. И точно так же, как маленькие дети, мы должны научиться отдавать, не смущаясь, научиться делать этот первый шаг. И вот имея пред лицем своим детей, мы должны и сами научиться поступать точно так же, как они это делают. Хотя это может быть для ребенка и не просто, но он все-таки может совершить этот шаг и пойти навстречу другому, отдать то, что ему сейчас так важно, дорого, чем не хочется делиться. Но он это делает. И для нас в этом и научение, и приоткрывается тот единственно возможный путь здесь на Земле: делиться с другим человеком всем, что есть у тебя. Делиться не только материальными возможностями, но делиться и той радостью, что есть у тебя на сердце. Делиться радостью о Господе – не той радостью земной, которая только может увлечь, уловить сердце человеческое. Но поделиться тем сокровенным, что даст другому сердцу человеческому утешение, умирит его и успокоит.

    Мы многое знаем, многое слышим, о многом нам говорит Господь, постоянно обращаясь к нашему сердцу. Но сегодня нас Господь предупреждает явно, наглядно: безумен тот человек, который надеется на мир сей. Никто еще не смог обмануть князя мира сего. Хотя человеку может казаться, что это другому не удалось, а ему-то удастся. Не удастся! Выстроить свои взаимоотношения, предать близких, предать Бога, предать свое небесное достоинство ради того, чтобы получить какие-то возможности в мире сем. Но никогда и нигде, ни в какие времена и ни в каком обществе предавший не пользовался честью. Поэтому совесть ведет нас так, чтобы мы не предали себя. Не предали себя миру сему и не предали князю мира сего. Но были свободными в Боге, были свободными от уз мира сего и достигали в этой жизни нашей радость полноты жизни в Боге. И тогда действительно никакие обстоятельства, ничто из того, что нас сопровождает по жизни земной, не будет нас смущать. Никакие грядущие страхования, никакие грядущие события, о которых нам с вами возвещает Господь, не будут смущать сердце человеческое. «Не бойся, малое стадо! Аз есть с вами до скончания века!» - говорит Господь, обращаясь к сердцу каждого человека. Ты только не предавай Меня! Ты только не отступай от Меня! Ты только не теряй тот единственный спасительный путь в жизни – ходи по совести твоей, и все будет с тобой в порядке. Ничто не может с тобой случиться, что могло бы повредить тебе и душе твоей.

    Посему хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас: ходить по тому пути, который полагает нам Господь. Ходить и быть внимательным к тем внушениям совести своей, не терять этого проводника нашей земной жизни, который ведет нас в Царствие Небесное.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]