• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице (18.11.2018)

    18/11/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 25-ю по Пятидесятнице (18.11.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, мы с вами, братия и сестры, слышали слова Господа столь утешительные для сердца каждого человека.

    Слова, с которыми обратился Господь к жене, которая исцелела от недуга своего: «дерза́й дщи́, вѣ́ра твоя́ спасе́ тя: иди́ въ ми́рѣ».

    Человек же, который скорбел о том, что дочь его при смерти находится, и желал только одного: чтобы Спаситель пришел в его дом и, помолившись, исцелил дочь его, и когда слышит страшную весть о том, что «…у́мре дщи́ твоя́: не дви́жи учи́теля», и ничего уже исправить и изменить невозможно, слышит слова Спасителя: «не бо́йся, то́кмо вѣ́руй».

    Эти слова Господь обращает и к сердцу каждого из нас и приоткрывает нам ту тайну, что для веры нет уже ничего невозможного. Господь говорит о том, что если будете иметь веру даже совсем маленькую, «как зерно горушное», то от этой малой веры рождаются великие и удивительные чудеса и в нашей жизни, и в жизни всего мира.

    Люди, которые сегодня обращаются к Спасителю – это жена кровоточивая и начальник синагоги (архисинагог). Эта жена использовала все свое имение, чтобы исцелиться от недуга своего, обращаясь к врачам. То есть она употребила по-человечески все свои усилия и желала только того, чтобы кто-то из врачей нашел какое-то лекарство и помог ей исцелеть от недуга своего. Прошло более десяти лет, но никто из врачей не мог ей помочь. И эта сердечная скорбь и недуг заставляли ее уже отвернуться от человеческих усилий, ибо она понимала, что человеческое уже для нее исчерпано. И она, услышав о Господе, устремляется к Тому, кто дарует исцеления всем, кто обращается к Нему. Но по закону она не могла прикоснуться к Нему, ибо сама знала, что она пребывает в нечистоте, а всякий, прикоснувыйся к ней, считался нечистым и должен был исполнить обряд очищения. И в дерзновении сердца своего она решается прикоснуться к воскрилиям одежды Его и получает исцеление в тот миг, когда исполняет желание сердца  своего. Устремляясь во след веры своей, она получает просимое.

    Архисинагог, который скорбел о дочери своей тяжкоболящей, пребывающей при смерти, тоже употреблял, видимо, все свои усилия и человеческие возможности для того, чтобы дочь его исцелилась. Более того, мы знаем, что начальники синагог – фарисеи – гнали Спасителя и искали какие-то человеческие хитрости, чтобы обвинить Его, и желали только одного: чтобы не лишиться своего права быть учителями при виде тех удивительных событий, которые являет Господь. Они желали уловить и обличить Его пред другими людьми, которые говорили, что Он совершает дела силой Божией. И в скорби своей и в обстоятельствах, в которых оказался этот человек, он превозмогает эти свои предубеждения, которые сложились уже в этом обществе фарисеев, и устремляется ко Христу просить Его, чтобы Он помог ему в этой скорби, и чтобы исцелела дочь его. Верой он преодолевает предубеждения сердца своего, устремляясь ко Христу. Побеждается верой эта стена, которая была между ним и Богом.

    Когда мы обращаемся к этим удивительным событиям, о которых нам рассказывает сегодня Евангелие и в которых приоткрывается вера в сердцах человеческих, то мы не можем не обратить внимание и не извлечь такой урок: вера эта раскрывается, когда люди находятся в скорбях. Скорби возникают, когда ничего человеческое не может людям помочь. Вера раскрывается в тот момент, когда они сполна понимают, какой крест они несут, и что крест этот дан им Богом, и кроме Бога никто им помочь не может. Когда оскудевает человеческое, тогда для человека открывается таинственный и удивительный мир веры. И чем больше человек держится за человеческие усилия, за человеческие представления и построения, тем дольше эта таинственная глубина жизни, веры не открывается в сердце его. Он держится за этот мир, за его представления и возможности, за его хитросплетения, участвует и сам, запутываясь, но Господь никогда не оставляет человека. Он желает каждому человеку, чтобы он ответил на этот призыв Божий. Как солнце светит на всех: на добрых и злых, точно так же и милость Божия светит на всех людей. И Господь желает только одного: чтобы человек сделал шаг навстречу к Нему.

    Но почему же, как мы видим, люди так по-разному откликаются на эту любовь, на этот свет, тепло и милость, которые являет Господь над всеми людьми? Это тайна сердца человеческого. Святые отцы говорят, что сердце человеческое бывает подобно грязи и подобно воску. Если от тепла воск растапливается, становится податливым и принимает любую форму, которую желает вылепить из него художник, то грязь от солнца и тепла затвердевает и превращается в камень.

    Мы знаем, сколь много Господь употреблял усилий для того, чтобы смягчить сердце фараона, когда Моисей предупреждал его о том, что ему нужно отпустить людей из Египта - десять казней египетских мы знаем из Священного Писания. И каждый раз, когда сокрушалось сердце фараона этими казнями, он готов был исполнить просьбу Моисея. И уже было принимался за исполнение своего сердечного движения, но как только казни заканчивались, он опять возвращался на круги своя и забывал о том, что желало сердце его. Человек стремился выстроить жизнь по своим человеческим понятиям и рассуждениям и не слушал сердца своего. А сердце многое ему подсказывало. Ибо ведь не зря первым движением его было исполнить то, что желал Господь. И только когда Господь сокрушил первенцев египетских, только когда и люди пришли упрашивать фараона отпустить людей – исполнил волю Божию. Но и потом, как мы знаем, даже исполнив эту волю Божию, о которой ему возвещал Моисей, он пожалел – послал конницу, войска, чтобы вновь вернуть людей. Но и знаем события, которые произошли в Чермном море.

    Вот эта превратность сердца человеческого, которая от желания послужить Богу и исполнять волю Его, порой мгновенно переворачивается и возвращается в мир сей, и не дает человеку той силы - силы веры, которая действительно совершает в этом мире невозможное. Там же, где мы доверяем все свои дела, все свои заботы о себе самих и о своих ближних Богу, там действительно возможно невозможное. Прежде всего, вера в сердце человеческом открывается постоянным пониманием того, что все свои дела, все свои поступки мы совершаем пред Лицем Божиим. Мы внутренним взором своим видим Самого Бога, взирающего на нас. И нет ничего тайного, чтобы мог совершить человек, что не было бы открыто пред Лицем Божиим.

    Этот страх Божий должен нас сопровождать по всей нашей жизни. Страх, связанный с тем, чтобы не оскорбить Того, Кто любит нас. Кто заботится о нас, Кто посылает нам помощь, поддержку в нашей жизни земной. Без страха Божия, без понимания того, что жизнь наша находится в руках Божиих, ничего не выстроится, и не обретутся эти ростки веры в сердце человеческом. Если человек Бога не боится, если он все время занят своими построениями, своими устремлениями, то и путь его будет совершенно иной, и цели, которые он будет здесь полагать, будут иметь земное измерение и совсем не будут направлены в тот духовный мир, где и совершается все для того, чтобы человек обрел свое спасение.

    Сегодня Господь нам приоткрывает эту тайну связи между крестом, который Он дает человеку, и верой, которая должна открыться в сердце человеческом. Желает только одного: чтобы мы последовали за Ним со своим крестом, не утеряли этот путь в своей жизни, и тогда уже эта полнота благодатной жизни, которая раскрывается в сердце человеческом, когда он доверяет всего себя и все свои заботы Богу, вполне раскрывается в сердце его и приносит человеку ту отраду и утешение, которые не может мир дать человеку. Там же, где человек противится кресту, который дает ему Господь, там, на этом пути сердце приобретает иное качество. В таком сердце уже не может присутствовать страх Божий и не может вера прорасти и дать свои плоды.

    Желаю, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали о том, что все, что мы совершаем, все, что происходит в нашей жизни, происходит по воле Божией, и Господь видит все дела, желания, поступки и слова наши, мысли и помышления, и самые глубокие тайны нашего сердца. Все открыто Богу! Но Господь желает порой исцелить нас от этих тайных недугов и посылает те или иные обстоятельства, чтобы сокрушить жестокое сердце наше, чтобы оно стало подобно воску и растопилось в руках Божиих. И милость Божия тогда будет всегда с нами!

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]