• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 3-я по Пятидесятнице (25.07.2017)

    25/06/2017
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 3-я по Пятидесятнице (25.07.2017)

    Рим., 88 зач., V, 1–10
    Мф., 18 зач., VI, 22–33
    Мф., 43 зач., XI, 27–30 (прп.)


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Апостольском чтении мы слышали о пути духовной жизни, о том, что есть плод духовный.  Я не буду перечислять всех этих названий: любовь, долготерпение, радость, мир, кротость, воздержание. А в Евангелии мы слышали ключ: как к этой духовной жизни подступиться. Христос говорит нам: «Не мóжете Бóгу рабóтати и мамóнѣ».

    Очень часто человек, приступая к духовной жизни, пытается изменить себя, пытается исполнять заповеди, исповедуется, причащается, но не видит никакого изменения в себе, не видит никакого результата: каким он был, таким и остается. И он не понимает, почему так происходит: почему я столько лет хожу в храм, и, при этом, я не лучше, чем был, не изменился. Христос дает ответ: «Не мóжете Бóгу рабóтати и мамóнѣ». Мы не можем изменить ничего в нашем сердце. Работник – Христос. Он нас меняет, Он нас спасает, Он нас исцеляет от наших немощей. Но Христос не может подступиться к нам, если мы отдали свое сердце другому – если мы отдали свое сердце в работу мамоне. Работа – это некое рабство (происходит от слова «раб»). То есть, когда человек всецело подчиняется законам этого ветхого мира, законам интеллекта. И свои решения, которые он принимает, он опирает на логичные законы этого мира.

    Отношение к мамоне, к деньгам, очень важно для христианина. Чтобы нам лучше это понимать, его можно разбить на три пункта: отношение к Богу, отношение к людям и соотношенин этих понятий.

    Начнем с первого пункта: отношение к Богу – эта та жертва, которую мы приносим в храме, наверно, эта милостыня, которую мы даем нищим или тратим деньги на какие-то благотворительные нужды. Есть такая хорошая поговорка: «на Тебе, Боже, что нам не гоже». И очень часто в наших православных храмах мы с вами так и относимся к жертве Богу. Невозможно, по современным понятиям, на те подносы, которые носят по храму, класть металлические деньги, потому что на металлические деньги человек и в храм-то не сможет добраться. Сейчас даже билет в метро стоит 50 рублей… Это не то, что я вас укоряю. Это и к нам, священникам, относится. Но жертва – это то, что человек отрывает от себя. Христос принес в жертву за нас Себя, Свою жизнь. А мы зачастую к храмовой жизни относимся так же, как к больнице, где мы знаем, что доктору должны заплатить какую-то денежку. Например, старец Паисий приводит такой рассказ: к нему пришел человек, с которым они долго говорили, и человек оставил потом какую-то денежку. Старец заметил, что оставленная сумма равна тем стандартным деньгам, которые платят за визит врачу. То есть человек относится к храму как к больнице, в которой есть некая «такса», которую он должен заплатить. У нас это оплата записок. Мы можем это воспринимать, как некую жертву Богу, которую мы отдали и считаем, что этого достаточно. Когда мы так живем, мы уподобляемся людям века сего, потому что такие люди ходят, например, в театр, билет куда имеет определенную стоимость, или в клуб, или еще куда-то. А мы с вами ходим в храм. И, наверно, смысл не в том, сколько мы даем в жертву на храм или на какие-то благотворительные нужды. Очень важно то соотношение, которое мы имеем в нашей жизни: что мы тратим на себя, а что приносим в жертву. Об этом говорит сегодня Христос в Евангелии: «Не пецы́теся ýбо, глагóлюще: чтó я́мы, или́ чтó пiéмъ, или́ чи́мъ одéждемся». Казалось бы, это необходимые нужды. Но даже об этом Христос заповедует нам не печься. И если мы с вами тратим громадные деньги на летний отпуск, на то, чтобы провести время в санатории, и, при этом, не жертвуем собою, своими материальными средствами на помощь тем ближним, которые нас окружают, наверно, мы не уподобляемся Христу – мы лицемерим. Самое страшное, что может в нашей жизни быть, это лицемерие – когда человек приходит на исповедь, кается, плачет, говорит: Господи, я хочу измениться. Но при этом не хочет от себя кусочек оторвать, потому что он считает этот кусок своим. Ты, Господи, сделай со мной, что хочешь, а этот кусок – мой.

    Второе – это отношение к нашим ближним. Один человек сказал мне такую вещь: если хочешь посмирять себя, то попробуй занять у православного человека денег. И мы с вами все тоже грешим этим – грешим тем, что не откликаемся на зов наших ближних. Грешим тем, что не видим, что происходит в нашем окружении, чем мы можем помочь. Мы приходим на свадьбу к нашим друзьям, имеем возможность тут их поддержать, но ограничиваемся каким-то формальным подарком, как поступают и люди века сего: принято сколько-то дать, чтобы было не стыдно. Но всё это без участия в жизни этого человека, без понимания того, что мы можем этому человеку реально помочь в становлении семьи или когда крещается младенец, или когда человек хоронит своих ближних – в этих случаях мы имеем возможность реально помочь нашим ближним, а не теоретически. Православные очень часто грешат, думая: мы сейчас помолимся за тебя, а реально помогать тебе не будем. Если мы с вами не изменимся, если в храмах наших будет такое устроение жизни, то, значит, люди внешние не случайно нас осуждают. Не случайны эти передачи про священников, разъезжающих на крутых машинах. Если мы с вами не изменимся, то горе всем нашим молитвам, всему нашему формальному православию.

    И очень важно соотносить эти понятия: где наше сердце пребывает. Или со Христом и нашими ближними, или в том, чтобы сберечь средства на себя любимого. Современный мир очень обильно предлагает нам с вами вступить в рабство ему: взять ипотеку, взять кредит какой-то, а потом постоянно думать, как это кредит отдать, или как разместить свои средства, чтобы на старости лет нам капали  высокие проценты, или использовать особо выгодную банковскую карточку, чтобы кэшбек был хороший.

    Нам с вами выбирать, куда мы отдаем наше сердце, кому мы работаем: Богу или мамоне, чтобы в День Страшного суда НЕ стоять нам перед закрытыми дверями Рая и НЕ говорить: Господи, не в Твое ли имя пророчествовали и не в наших ли путях Ты учил? А Христос скажет нам: отойдите от меня все, делающие неправду!

    Аминь.

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]