• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице (16.12.2018)

    16/12/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 29-ю по Пятидесятнице (16.12.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали ответ Господа на многие вопрошания нашего сердца, обращенные к Нему, со всякого рода скорбью, печалью, смущением. Господь такому сердцу говорит о том, что «невозможное от человек возможно суть от Бога».

    Сколько бы ни пытался человек исправить окружающий его мир, сколько бы он ни пытался выстроить тот порядок, который желается ему, определить последование тех или иных событий, как желалось бы ему, но ничто же успевает человек, и каждый раз смущается и расстраивается сердце его, ибо иначе судит Господь. Иначе выстраиваются отношения с другими людьми, иначе идут события, которые желались бы человеку, и смущенна и прискорбна бывает душа человека.

    Сие происходит, потому что мы забываем о том, что нам многажды говорит Господь – о том, что «без Мене не можете творити ничесоже», и влас с главы вашей не падает без воли Божией – на всем лежит благословение, печать Божия, на всем, что происходит в окружающем нас мире. И сколько бы мы ни переживали, ни предполагали каких-то своих усилий к тому, чтобы что-то исправить и сделать, но вновь и вновь мы для себя открываем свои ограниченные возможности и силы и то, что возможно вся суть от Бога, если человек делает шаг навстречу Богу.

     Действительно, все возможно от Бога. И многие наши заботы и обстоятельства получат путь и разрешение, если мы встретим Бога. Посему и встает вопрос в сердце: где же найти нам Господа, чтобы разрешились все наши трудности, обстоятельства и переживания, скорби и печали. И Господь каждый раз за Божественной Литургией отвечает: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». В чистоте сердечной человек обретает то, чего более он желает и ищет в этом мире - он встречается с Самим Богом. «В сердцах ваших славите Бога», - говорит нам апостол Петр. И как бы желалось встретить Господа, открыть Ему дверь сердца своего, ибо Сам Господь говорит: «Се, стою при дверех и толку». Обращается Он к нам и говорит, что желает Он войти в наше сердце.

    Но сердце наше бывает захламлено. И эта дверь сердечная, внутренняя дверь клети нашей, бывает захламлена чем угодно. И порой туда не пробраться, хотя мы, может быть, слышим этот стук Господа в нашу дверь, но не так-то просто дверь нашу открыть – уж много хлама собрали внутри души своей и закрыли сердце свое. Собираем всякого рода фантазии, мечтания, помыслы, страсти. Всем этим закрывается от нас эта таинственная дверь, через которую мы выходим навстречу Богу. И другого пути у человека нет кроме, как освободить внутренний мир и сердце свое от этой захламленности и стараться трудиться в жизни так, чтобы вновь и вновь не натаскивать туда всякого рода мечтаний и фантазий, всякого рода пустых слов, которые тяжестью ложатся на сердце человека.

    Стоит только продолжить беседу долее, чем нужно, и она перейдет в празднословие. И знает сердце человеческое, как от этих пустых слов бывает величайшая тяжесть на сердце человека. Стоит только увлечься всякого рода внутренними диалогами с другим человеком, когда, казалось бы, все уже ясно, понятно, но не может успокоиться страсть внутри человека. Пытается он все сказать свое последнее слово, настоять на чем-то своем, оправдаться перед человеком – и все это живет и бурлит внутри сердца человеческого. И не позволяет ему обрести ту чистоту, которую так желает человек.

    Мы с вами живем в том мире, где окружает нас огромное количество людей. Огромный поток информации входит в жизнь каждого человека. И если раньше жизнь человека ограничивалась очень небольшим количество людей, живущих рядом с ним, тех, кто трудился рядом с ним, то сейчас, благодаря современным средствам массовой информации, человек погружается в неимоверный поток этой пустой информации, который втягивает его самого, забивает его бессмысленной информацией и подчиняет человека тем или иным, навязываем извне, мнениям, понятиям. И желает человек не того, что хочет его сердце, а того, что извне навязали ему.

    Это совершенно неестественное состояние для сердца человеческого. И трудно здесь устоять, ибо действительно человек вступает в какой-то иной строй-порядок нового мира, когда действуют открыто и откровенно те силы, которые раньше прикровенно и со стыдом лишь только могли входить и открываться человеку.

    Но мы помним в наших непростых обстоятельствах, в нашей борьбе противостоять этому нашествию мира, слова, которые сегодня сказаны Господом. И хоть мы часто мы бываем побеждаемы и низложены в своих каких-то устремлениях лучших, но Господь нам напоминает: «невозможное от человек возможно суть от Бога». Оказывается, и в этом устроении, в этих печалях и скорбях можно устоять, если мы будем открывать сердце свое навстречу Богу. Если будем о нем заботиться, если будем искать чистоты сердечной. Порой так трудно бывает устоять для человека, когда даже ближние его не слышат тех добрых слов и увещеваний, с которыми обращается к ним человек. Как хотелось бы, чтобы добрые начала были посеяны в сердцах наших детей! Порой мы видим, что увещевания не приносят пользы ни тому, к кому обращается с увещеваниями человек, ни ему самому. Ибо только расстраивается он в сердце своем и теряет покой.

    Святитель Амвросий Медиоланский знает об этой беде и дает такое правило, как сохранить в этих обстоятельствах мир и покой своего сердца. Он говорит, что нужно относиться к этой ситуации так, как относится отец к своим непокорным детям: если они не слышат увещеваний, то пусть делают так, как считают нужным! Но молитва твоя должна простираться и обращаться к Богу, чтобы Господь покрыл их милостию Своею. Так говорил он в своей молитве: «Господи! Ты видишь, что они не слышат никаких увещеваний! Поступи с ними так, как желает Твоя воля!»

    Все предавать в руки Божии – это тот путь, по которому должен идти в жизни человек. И тогда мир и покой, чистота сердечная будет сохраняться и не теряться среди всех обстоятельств, с которыми сталкивается человек в этом мире. И как бы мир ни желал вновь и вновь внести в нашу душу и сердце свои какие-то понятия, представления, которые загромождают и утесняют человека, смущает его, но сердце чистое имеет ту величайшую мудрость, которая дается человеку от Самого Господа. И человек уже научится не каждому отворять дверь сердца своего. Но слышать будет только голос Самого Бога. И только Ему отворять дверь сердца своего. Ибо не всякому помыслу, стучащему в наше сердце, мы должны открыть дверь! Не всякое переживание, которое, казалось бы, столь важно и значимо для нас сейчас, мы должны допустить в сердце. Есть те границы, за которыми мы уже теряем внутреннее свое устроение и обретаем только печаль и скорбь. Но Господь нас предупреждает: чтобы мы не высокомудрствовали в сердце своем, а доверились Ему. И поняли ту тайну, которая совершается в человеке, если он стремится к тому, чтобы найти чистоту сердца своего.

    Нет большего для человека сокровища, как устроить внутренний мир свой, и сердце чистое будет сопровождать его по жизни, и иначе будет видеть человек окружающий его мир и окружающих его людей. И мир и покой будут пребывать на сердце такого человека.

    Посему и мне хотелось бы пожелать самому себе и всем нам этого сокровища  - сердца чистого. И чтобы поняли мы, что не просто дается сие, но за труд, за усердие, порой, за какие-то переживания и скорби, за терпение – за все это дает Господь чистоту сердечную. И нам оставляет пророк Давид молитву и обращение: «Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й».

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

[Далее]