• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице (10.09.2017)

    10/09/2017
    Протоиерей Игорь Осипенко. Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице (10.09.2017)

    Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами слышали притчу Спасителя о званных на брачный пир. Известная история, и все мы с вами хорошо понимаем, что званных много, а избранные – это мы с вами, что Господь всех зовет, а отзываются немногие - в храм приходят немногие. И как бы мы на этом успокаиваемся: вот, Господь всех звал, а они оказались не достойными, а вот мы пришли – и мы такие хорошие, и у нас все в порядке.

    В этой притче есть еще один интересный персонаж - который оказался не в брачных одеждах. Когда Господь понял, что званных много, а они не идут, Он сказал своим слугам: пойдите на распутия и призовите всех: и злых, и добрых. И вот брачный пир состоялся, гостей оказалось много. И среди них оказался тот, кто не облачился в брачные одежды. Что это значит? По восточному обычаю хозяин всегда давал подарки тем, кто приходил к нему на пир. И одним из обязательных подарков была вот эта одежда, в которую облачались все, кто приходил на пир: ты мог прийти в своей одежде, но, чтобы участвовать в пиру, должен был облачиться именно в ту праздничную одежду, которую для тебя приготовил хозяин. Это было знаком вежливости по отношению к хозяину. А вот этот человек отказался от этой одежды и пришел на пир в том, в чем был. Хозяин попытался с ним выяснить отношения, найти контакт – а человек молчал. И хозяину пришлось его выгнать.

    Похожая история была в Ветхом Завете. Кто читал Ветхий Завет, наверно, сообразит: была такая ситуация, когда Господь пытался найти общий язык с человеком, а человек сначала от него прятался, а потом стал говорить все невпопад. Это история о Сотворении мира. Адам, когда согрешил, понял, что наг, и стал прятаться от Бога. И когда Господь попытался с ним найти общий язык, Адам стал говорить совсем не то, чего от него Господь ждал. И вот получается, что Господь Иисус Христос в притче о Царствии Небесном повторяет историю Адама. То есть Он говорит о том, что история о Сотворении мира – это не просто какая-то историческая справка, а это реальное событие, которое произойдет с каждым из нас. То есть каждый из нас оказывается в Раю на торжестве брачном, и каждый из нас становится перед этой задачей: выдержать испытание, которое было дано Адаму. Ему предлагается брачная одежда, и Господь смотрит, как на это человек отреагирует.

    По толкованию святых отцов Адам, когда понял, что он наг, он действительно обнажился – он лишился той одежды, которая дана была ему в Раю Богом. И эта одежда была благодатью Божией. То есть когда Господь создал Адама и дал ему первую заповедь – о том, чтобы он не кушал плодов с определенного дерева, – Господь Адама облачает в благодать Свою Божию. И человек, слушая заповедь Бога, держа ее в сердце, как бы находясь на одной волне с Богом,  удерживает эту одежду на себе – одежду благодати. Когда в Раю появляется некто иной и отвлекает человека от слышания заповеди Божией, то есть когда появляется некая иная информация, которая сбивает человека с толку, он естественным образом теряет ту одежду, в которую облачен – он теряет благодать.

    И получается, что, во-первых, человек теряет благодать – он становится обнаженным, во-вторых, он перестает слышать Бога, перестает слышать заповедь Божию. И вот то же самое происходит с тем человеком, который отказывается от брачной одежды на пиру: он своей волей отказывается от благодати Божией и конечно, он не слышит хозяина брачного пира, конечно, он не понимает, о чем ему говорят, он молчит, ему нечего сказать.

    И я думаю, что если бы это не было так актуально для каждого человека, то не попала бы эта притча в Евангельский текст. Раз она есть в Евангельском тексте и, при этом, не в одном Евангелии еще, то, значит, что для каждого из нас это принципиально важно - принципиально важно быть на одной волне с Богом, то есть постоянно Его слушать и постараться Его услышать, а также, конечно, не отказываться от той брачной одежды, которую нам Господь предлагает.

    Вот эта брачная одежда – благодать Божия – в нашей церковной жизни дается только в Таинствах. И вот этот момент принципиально важен для нас: человеку крещеному, вошедшему в Церковь через Таинство крещения, не достаточно этой благодати крещения. Ему свою одежду брачную надо постоянно обновлять, надо постоянно поддерживать, чтобы не оказаться на месте Адама – чтобы случайно не потерять эту одежду. И быть на одной волне с Богом мы тоже можем только через Таинства.

    Очень часто в церковной жизни мы сталкиваемся с ситуацией, когда человек вроде бы как причастен к Церкви, а продолжает жить своевольно – продолжает жить так, как считает нужным. И часто это бывает очень искренно, очень ответственно, человек сам придумывает себе какие-то послушания, сам придумывает себе какие-то заповеди, сам устанавливает какие-то рамки для себя, иногда очень жесткие, непосильные для простого человека. И мы видим, как Господь терпит некоторое время, пытается заговорить с этим человеком, пытается вразумить, а потом вынужден его выкидывать из церковной жизни, потому что такой человек просто не адекватен для окружающего общества, и никакой пользы от его церковности уже не остается.

    И вот мне кажется, что наша с вами задача – прежде всего, быть очень внимательными, очень осторожными, очень чуткими к тем проявлениям Промысла Божия, к тем проявлениям благодати Божией, которые происходят в нашей жизни. Мы очень часто упираемся в тех вещах, где надо уступить. Мы очень часто продолжаем делать то, на что у нас уже нет благословения. Мы очень часто поступаем не так, как в Евангелии написано, а так, как нам удобнее в нашей бытовой жизни. Но при этом формально прикрываемся какими-то заповедями, какими-то цитатами из Священного Писания. И вот в каждой такой ситуации Господь всегда нас пытается остановить, всегда в сердце появляется некоторый холодок, некоторая отчужденность от Бога: становится сложно молиться, появляется раздражительность, появляется какая-то непоседливость внутренняя. И всегда эти моменты можно прочувствовать, если мы хотим этого.

    Дай Бог, чтобы у каждого из нас хватило терпения, хватило сил до нашей смерти успеть наладить нашу связь с Богом, которая нам была дана в Таинстве крещения, но которую мы очень сильно растрачиваем и теряем в процессе жизни. Вернуться в то состояние, попытаться найти то блаженство, то ощущение защищенности и ведомости, то ощущение брачной одежды, которое нас защищает от искушений мира сего, чтобы с радостью войти в Царство Отца и Сына, и Святого Духа!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]