• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь протоиерея Андрея Речицкого в Неделю ваий. (09.04.2017)

    09/04/2017
    Проповедь протоиерея Андрея Речицкого в Неделю ваий. (09.04.2017)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Об удивительном событии нам с вами повествует ныне Евангельское чтение, в этом день, когда мы празднуем Вход Господень в Иерусалим. Множество людей сопровождало Господа нашего Иисуса Христа по дороге в Иерусалим, они постилали одежды свои, связывали ветви дерев и постилали на дороге – на том пути, где шествовал Господь, «сѣдя на жребяти осли». Удивительно время бывает в эти дни во Иерусалиме. Это совсем не наша весна, которую мы видим на улице. В Иерусалиме все расцветает, благоуханием наполняется воздух, на улице тепло. И вот в эти прекрасные весенние дни совершается нечто удивительное и непонятное для сердец многих людей – тех, которые видели и слышали о чудесах, бывавших от Господа нашего Иисуса Христа: о множестве исцелений, о том, как Господь являл Свою силу над духами нечистыми, как воскрешал мертвых. И все это сложилось в сердцах людей в удивительное прославление грядущего Спасителя: «Осанна, благословенъ грядый во имя Господне, Царь Израилевъ». Особо прославляли Его те, кто видел воскрешение Лазаря, ибо это событие стало для многих столь непонятным, и не могли они дать объяснения ему. Если многие исцеления и явления силы Божией были и во пророцех, то воскрешению четверодневного Лазаря не было объяснения, и ничего подобного не происходило в истории пророков и угодников Божиих, о которых народ знал и читал в Священном Писании. Эти события сподвигают к прославлению грядущего Спасителя, наполняют радостью сердца людей. Они стремятся оказать честь этому удивительному, как им кажется, человеку, ибо сами свидетельствуют о том, что один из великих пророков восстал среди людей.

    И среди этого всеобщего ликования и красоты, которая разливается в окружающем мире, только одно сердце было печальным – это было сердце Господа нашего Иисуса Христа. Взирал Он на окружающих Его людей и знал, каково сердце человеческое, как нельзя ему доверяться, ибо знал о том, что живет в сердцах людей. Господь видел иначе окружающий Его мир, нежели эти люди близь Него, восхвалявшие и не могущие взглянуть дальше сегодняшнего дня. Господь проввидит и печалуется, обращаясь к Иерусалиму: Иерусалиме, Иерусалиме, не познал ты время посещения твоего!

    Открывает тайны грядущих событий и ученикам своим: грядут дни, когда обложат его вои, и скорбь будет во Иерусалиме такая, какой не было еще никогда. Страшные времена постигнут город сей за то, что он не познал посещения его. Не понял град Иерусалим, что на мгновение открылось над ним Царствие Божие. Но град вместе со своими первосвященниками, священниками и народом, который решил, что власть земная для него более важна и значима, нежели власть  от Бога, отступил от Бога, и закрылись эти врата Царствия Небесного. И пришло иное время – время разрушения, время страшных испытаний для людей, которые не познали посещения Божие, не приняли Господа. И хотя они, как мы слышим сейчас, радуются и взывают: «Осанна», но видит Господь, что многие из этих сердец, ныне прославляющих Его, через несколько дней будут уже иные изрекать слова: «Распни, распни Его!».

    Ученики Его прославляли, они радуются, слыша слова о том, что Царь Израилев входит в Иерусалим. В тайне сердец своих они тоже надеются, что Господь воспримет в полноте власть земную и исполнится пророчество о том, что воссядет он на престоле царя Давида, и не без некой выгоды для них самих. Мы слышали, как просили сыновья Заведевы, чтобы одному сесть справа, а другому слева от Христа, когда Он придет во царствие Свое. Ибо думали по земному и не понимали еще много, сокрытого от их взора духовного содержания всех происходящих событий.

    Иуда Искариотский, как мы слышали в Евангелии, тоже радовался этому событию. Нес ковчежец с метаемыми туда деньгами, и тоже сердце его, видимо, ликовало и радовалось, но имело для этого свои причины: некие свои выгоды и он желал получить от восшествия Господа на престол царя Давида, чтобы стал Господь земным царем.

    Видит все это Господь. И знает это Господь. И сердце Его исполняется скорби и печали о том, как далеко духовное содержание происходящего от тех людей, которые Его окружают. Оказывается, что мир земной, мир временный, мир призрачный с его понятиями воспринимается людьми как некая полнота жизни и реальности, в которой они живут. И не хотят понять, что все, совершающееся в этом мире, прежде происходит в мире духовном. И строй-порядок, законы мира духовного определяют жизнь здесь на Земле.

    Но как трудно человеку понять и принять, что мир духовный для него более важен и значим, и реален, нежели то, что окружает его в земной жизни! Будничные, простые заботы человека более понятны для него, чем то, что относится к миру духовному. Где-то ангелы, где-то небесные покровители наши… а сейчас есть наши заботы, которым мы отдаем свое сердце. И очень часто не замечаем, как среди своих простых, будничных устремлений теряем самое главное, предаем Господа. Предаваясь этим заботам без остатка, ничего не оставляем Господу. И видя такое состояние и наших сердец, печалуется и скорбит Господь. Господь пришел, чтобы открыть нам тайны мира иного, чтобы мы смогли понять, что мир духовный важен, значим для нас более, чтобы устремляли все свои силы, чтобы в мире духовном приобрести для себя небесное гражданство, прописаться не здесь на Земле, а в мире духовном, стать гражданами Царствия Небесного. И путь Господь нам открывает. Путь простой, не сложный, чтобы достичь цели, которую желает наше сердце.

    Господь нигде от нас не требует великого. Нигде не указывает на то, что мы должны совершать какие-то подвиги, превозмогающие наши силы. Он все уже за нас совершил, но ждет только одного: чтобы мы не усугубляли своими поступкам, словами и делами Его скорби. Постарались в меру сил своих позаботиться о том, чтоб Крест Его хотя бы на маленькую капельку стал легче. Понимали: я удержался, я не скатился в пропасть греха, устоял, ради того, чтобы Господь не так страдал, чтобы чаша, которую Он испил, была хоть немного не столь горькой. Своими усилиями я могу потрудиться ради Господа!

    Господь говорит о том, что чтобы изменить сердце свое и чувствовать особое присутствие мира духовного в нашей жизни, не требуется великого: «верный в малом, верен и во многом». Нельзя оставлять то малое, что начинает человек в духовной жизни: молитву, правило наше. Оно не столь велико, и вполне возможно выполнять его постоянно, и нет никаких причин, по которым мы могли бы сказать, что 20 минут в нашей жизни мы не можем уделить Господу. И так наша жизнь наполнена суетой, беготней, переживаниями. И что такое, оставить 20 минут Господу? Оказывается, и это бывает для человека трудно, ибо заботы наполняют сердце человеческое, и с трудом он может оторваться от своих земных устремлений.

    Сегодня мы слышали, как прославляют люди Господа, грядущего во Иерусалим. Но Евангелие опять же нам указывает на то, что прославляют из-за того, что увидели Лазаря четверодневного, воскресшего. И ради этого чуда славят Господа. Евангелие нам напоминает, как опасно человеку предаваться этим впечатлениям искания чудес, желаниям видеть то или иное чудо. И кажется, что ради этого чуда прославляет человек Господа. Но это временно и только кажется, потому что человек начинает искать чудес, начинает искать впечатлений в своей духовной жизни, искажая ее, ибо впечатления вам положит на сердце…но уже дух иной. И будет человек такой решать, что сегодня у меня молитва пошла не так хорошо, как вчера, и я могу немножечко отдохнуть, ибо не получается внимательно читать молитву. Начинает искать впечатлений от молитвенного делания, которое он должен совершать. И совершенно забывает о том, что молитва – это труд, который мы должны совершать в этой жизни, то малое, чего желает от нас Господь. Не великого, не воздыханий, не впечатлений, не каких-то страстных слез, которые имеют источник не в том духе, о котором нам говорит Господь. Господь предупреждает, как осторожны мы должны быть в нашей духовной жизни. Как нельзя быть падкими на искания и желания видеть чудеса, искать и вычитывать книги о тех или иных удивительных событиях, которые происходят в этом мире. Событий таких очень много, они нас окружают, они происходят с каждым из нас порой столь часто, но, к сожалению, мы этого не чувствуем и не видим по нечистоте и черствости сердца своего.

    Сегодня событие удивительное и таинственное – Вход Господень во Иерусалим. Господь идет на Свои крестные страдания для того, чтобы, «нас ради человек и нашего ради спасения», даровать нам иную жизнь, чтобы для нас открылось Царствие Небесное, Господь говорит, что внутрь каждого из вас, в вашем сердце присутствует Царствие Небесное. И по тому, как мы выстраиваем свою духовную жизнь, по этой мере и ощущаем радость и сладость того благодатного мира, который Господь принес на эту Землю.

    И мне хотелось пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы через внимательный труд и постоянное духовное делание малого, в меру своих возможностей, мы приоткрывали для себя особое присутствие Бога в этом мире, чтобы наше сердце, вкусив немного этой радости, которую дает нам Господь, разделяли ее с теми, кто находится близь каждого из нас.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]