• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 6-ую по Пасхе, о слепом (13.05.2018)

    13/05/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 6-ую по Пасхе, о слепом (13.05.2018)

    Ин., 34 зач., IX, 1–38
    Лк., 17 зач., V, 1–11

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Неделю, которая именуется Неделей о слепом, мы с вами слышали Евангельское чтение о событии исцеления слепорожденного человека. Господь являет Свою силу над стихиями мира сего и возвращает этому человеку радость и полноту жизни, о который он и помышлять не мог. Ибо, как сам он свидетельствовал о том, что: «от вѣ́ка нѣ́сть слы́шано, я́ко кто́ отве́рзе о́чи слѣ́пу рожде́ну». Господь являет это чудо над человеком и показывает для всех, кто желает получить от Господа вот эту благодатную помощь в своих тех или иных земных обстоятельствах и трудностях, что для Господа нет ничего невозможного.

    Нет и не может быть на сердце у человека уныния, печали и смущения, ибо Господь всегда близь каждого и готов ему помочь. И перед этой благодатной силой, которую являет Господь, ничто не может устоять. Никакие стихии мира не могут быть препятствием тому, чтобы действовала эта божественная сила Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

    В другом Евангельском чтении, которое посвящено памяти апостола Иакова Зеведеева, мы сегодня слышали о чудесной ловитве рыб, когда по слову Господа апостол Петр забрасывает сети в озеро и обретает улов, и во время неурочное, и как сам перед этим свидетельствовал о том, что они трудились всю ночь и ничего не смогли поймать. Но вновь Господь показывает Свое всемогущество и Свое божественное достоинство, которому покоряются все стихии мира сего.

    Остается в этом мире только одно то, что противится Богу, то, что не покоряется Ему, то, что желает жить и существовать по своим законам, понятиям – это сердце человеческое. Порой человек избирает путь в жизни своей так, как ему хочется – по стихиям мира сего, забывая о том, что мир сей весь пронизан благодатью Божией, что мир сей только и держится вот этим благодатным действием Божиим. Отступает благодать – и все разрушается. Лишается благословения в жизни своей человек, все вокруг разрушается, приходит неустройство. И сам человек, и вокруг него вся жизнь становится неустроенной. Господь показывает и напоминает нам о том, что без вот этой благодатной помощи в нашей жизни мы ничего не можем совершить. «Без Мене не можете творити ничесоже», - говорит Господь многажды и напоминает, что только помощью и силой Божией мы способны преодолевать и самих себя. Самое сложная и трудная задача, которая стоит перед человеком – это преодолеть самого себя, сделать первый шаг навстречу Богу. Помощь всегда приходит – Господь всегда поддерживает, Господь никогда не оставляет каждого из нас, печется и заботится о всех наших обстоятельствах. Но самое трудное для человека – это сделать первый шаг, преодолеть вот этот страх и шагнуть в ту глубину милости Божией и любви, которая раскрывается перед ним. Господь желает, чтобы мы сами сделали этот первый шаг навстречу Ему. Сам Он выходит уже и идет навстречу там, где человек готов отдать себя полностью в руки Божии, готов жить по Промыслу Божию.

    Это состояние доверия к Богу выражается, прежде всего, кротким и смиренным состоянием сердца человека. Господь говорит нам: «научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем». И вот только там, где есть кротость и смирение, могут действовать силы благодатной помощи, столь необходимой нам, в которой столь нуждаемся в нашей жизни.

    Желаем помощи от Господа, порой даже требуя от Него той поддержки и помощи, но бываем при этом буйными, не смиренными, слепыми, не видим того пути, который указывает нам Господь, желаем все сделать по-своему. Удивляемся потом, почему же ничего не выходит, не выстраивается, не устраивается в нашей жизни. Но это всего от того, что нет того начала в устроении нашего сердца, которое бы позволяло Господу действовать в нашей жизни. Нет кротости и смирения. Есть слепота и буйство, есть отстаивание какой-то пустой человеческой правды, каких-то своих желаний. Но при этом забывается самое главное: отступит Господь – и все будет пусто. Будешь хоть всю ночь трудиться, сети бросать, пытаться уловить хоть что-то для пропитания своего, но ничего не будет – сети будут пустыми. Только там, где есть это доверие Господу, является и сила Его, является и всемогущество Его.

    Господь заботится об овцах Своих – о тех, кто идет во след Пастыря своего. Пойти за Христом можно только быв подобным тому, каков Он Сам – кротким и смиренным сердцем. Господь много раз нам напоминает и говорит о том, что кротость, смирение – это те начала нашей жизни, благословленные, благодатные, которые только и дают возможность человеку исполнится тех благословений, о которых возвещает нам Господь в Своих блаженствах.

    Мы знаем из Священной истории о кротости патриарха Исаака. Сколь многажды он был гоним от людей, которые жили в землях, которые не желали того, чтобы он пользовался теми же возможностями от земли их, от колодцев. Прогоняли его, и смиренно он оставлял те места, где возникали распри, уходил в другое место. Многажды это происходило в его жизни. По нашим представлениям он бесконечно терпел, был гоним. Но Господь утешил сердце этого праведника. Некогда на маленьком участочке земли он посеял пшеницу, и, удивительным образом, везде вокруг бедствовал весь остальной народ, а на этом небольшом участочке выросла пшеница во сто крат превышающая то, что он посеял – на удивление и утешение Исаака и на удивление всех людей, которые гнали и преследовали Исаака, во свидетельство того, что Господь дает благословение праведнику, и с этим благословением человек ничто в своей жизни не потерпит.

    У патриарха Софрония Иерусалимского (VII век) есть такой записанный им рассказ об одном богатом человеке, который, умирая, позвал сына своего и задал ему один лишь вопрос: выбирай, или богатство, или благословение Божие, которое я передаю тебе. Сын его был кроток, смирен, тих нравом своим, и он избирает благословение Божие. Отец же, умирая, завещает все свое имение раздать нищим, оставив сына своего без всякого попечения, оставив его нищим. Но он живет в тишине сердца своего, живет с Богом, живет в молитвах и доверяет тому, что Господь его не оставит. В том же городе жил богатый вельможа, который хотел выдать замуж дочь свою. Но сам, будучи из этого общества богатых и вельможных людей, знал, сколь завистливы, горделивы и жестоки люди эти, и никак ему не хотелось отдать дочь свою в это сообщество людей. Хотелось найти ей иного человека, чтобы в радости она могла проводить жизнь свою. Он решил сотворить молитву, а жене своей сказал, чтобы она пошла рано утром в храм Всемилостивого Спаса, и первый, кто войдет в этот храм, будет мужем их дочери. И так случилось, что когда она вошла в храм, то первым увидела в нем молящимся этого юношу. Она приступила к нему с расспросами, и он рассказал ей историю жизни своей. Она поспешила к мужу и рассказала о том, кого она обрела. Он в радости принял этого юношу, и полнота жизни вернулась вновь – в семью. И Господь благословил и родителей, и этого юношу, который сохранил благословение Божие – родительское благословение.

    Посему мне хотелось бы пожелать каждому из нас того, что мы все желаем: чтобы сила Божия никогда нас не оставляла, и помощь Божия всегда была в нашей жизни, чтобы наши немощи, слепоту нашу духовную Господь помог нам исцелить, чтобы мы действительно могли увидеть мир иным – не таким, каким он представляется нам. Как порой бывает человеку, который лишен возможности видеть мир в цвете, видит он в белом или черном, сером, и не имеет возможности видеть этого огромного количества цветов и оттенков и радоваться тому, что является в этом мире. Как не может человек почувствовать полноту жизни, если имеет какие-то немощи. Желаем того, чтобы Господь явил над нами милость Свою. Но мы должны помнить о том, что условием, прежде всего, является наша внутренняя духовная жизнь или состояние нашего сердца. Там, где сердце кроткое и смиренное, открываются неизведанные пути для человека, открываются те двери, о которых он даже помыслить и представить себе не мог. Но там же, где человек сохраняет буйство нрава своего, там, где он стремится от правды своей доказать всем правоту свою – там нет благословения Божия, там нет благодати Божией. Там есть только одно: разрушение, которое рано или поздно настигает и самого человека, и дом, и окружающих его людей.

    Мне хотелось бы пожелать, прежде всего, самому себе, и каждому из нас, чтобы мы помнили, что кротость и смирение – это те начала нашей жизни, без которых не может действовать в нас благодать и благословение Божие. И там, где человек трудится на своем пути, преодолевая гордость свою, тщеславие свое, свои какие-то немощи, которые попущены Богом для того, чтобы он мог укрепляться в духе своем, трудиться, там, где совершается этот труд и усердие над самим собой – там является и милость Божия. Дерево сухое, сколько бы дождик ни полевал, сколько бы благодати на него ни сыпалось, ни изливалось, не оживет. Но только то деревце, которое, может быть, в сухости старается, сражается, не сдается, сохраняет этот свой почти бессильный жизненный ток, когда приходит дождь – оно оживает. Только там, где есть жизнь, человек способен воспринять эту полноту жизни, которую дает Господь. Там же, где этой жизни нет, сколько бы благодать ни сходила – как Он говорит, что дает без меры, и, как солнце сияет на добрые и злые – но для них этого ничего не значит, и ничего не происходит, и не касается это благословение Божие сердец. А для других это становится источником полноты жизни и радости в этом мире.

    Желаю еще раз, паки и паки, чтобы эти начала жизни – кротость и смирение – никогда не покидали наше сердце!

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

19 МАРТ ВТОРНИК
08:30 Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
18:30 Великое Повечерие с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского.
20 МАРТ СРЕДА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:30 Великое Повечерие с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского.
[Далее]