• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ую по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха (15.04.2018)

    15/04/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ую по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха (15.04.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня в Неделю, которая именуется Неделей Антипасхи, то есть, это Неделя, которая находится «напротив» Пасхи - через 8 дней, мы вспоминаем событие удивительное, очень важное и для нашей с вами духовной жизни – это исповедание апостола Фомы, слова апостола Фомы, обращенные ко Господу: «Господь мой и Бог мой!». За этими словами, которые излились из сердца апостола Фомы, стоят 8 тяжелых для него дней, когда он видел радующихся, ликующих апостолов по Воскресении Христа, но не мог сполна принять этой радости, ибо он в сердце своем понимал, что это событие изменяет и мир, и его самого: если это событие – Воскресение Христово – совершилось, то он должен стать другим. Что-то таинственное и удивительное должно произойти в его сердце, и он ждет ответа от Господа на свои вопрошания, свои смущения, которые пребывают у него на сердце. Борется с самим собой и с миром в сердце своем для того, чтобы явилась особым образом истина о Воскресении Христовом пред лицем и других апостолов, ибо видимо важно было и для других апостолов видеть перед собой человека, еще смущающегося в сердце своем от этой радости о Воскресении Христовом. Это свидетельство, о котором они возвещали: и жены-мироносицы, и апостолы говорили об этом апостолу Фоме, но он не мог сполна принять этого свидетельства. И эти 8 дней апостолы, с одной стороны, радовались, а, с другой стороны, видели перед собой человека, который не способен принять той радости, которая была у них на сердце. Господь медлил в Своем явлении и утешении апостола Фомы эти 8 дней. Видимо, эти дни были важны не только для апостола Фомы, который многое должен был в своем сердце еще преодолеть, но важны были и для апостолов, которые видели перед собой этот пример борьбы человека, который, с одной стороны, желает поверить, желает пойти, но, с другой стороны, не может сделать этого шага: нечто внутри него самого, в сердце, еще не готово к принятию этой полноты радости.

    Это промедление Господом во многом подготовило сердце Фомы для того, чтобы из него излились слова: «Господь мой и Бог мой!». Слова исповедания Фомы, которые услышали апостолы, должны были, видимо, и им дать ответы на те вопросы, которые так же были в их сердце. Они услышали и увидели другую радость. Услышали исповедания апостолом Фомы Христа. Если до этого момента они радовались событию Воскресения Христова, то здесь они слышат слова исповедания Господа нашего Иисуса Христа Богом – со всеми вытекающими для человека отсюда последствиями. Человек должен последовать за Христом. Не остается другого пути в этой жизни и этом мире, как идти за Христом. Человек должен измениться в самом себя для того, чтобы быть со Христом. Человек должен искать не просто приращения радости, жить желанием этом радости. Но если мы исповедуем, то мы должны, прежде всего, искать чистоты своего сердца.

    Не радость становится для нас главным в нашей жизни. Может быть, не столько важным и значимым для нас становится пасхальная радость, если мы исповедуем Христа. Для нас становится важным и значимым, что для нас открыта иная жизнь, и рай вместо ада «жити нам дароваси». И чтобы это совершилось в нашей жизни, важным является чистота нашего сердца, а не эти радостные моменты Светлой седмицы, которые увлекали нас. Но мы можем спросить самих себя: чистой ли была эта наша радость? Может быть, мы просто искали радости и переживаний этого праздника? Но искали ли мы в эти дни Светлой седмицы чистоты своего сердца, чистоты своих помыслов – того, что соответствует высоте нашего исповедания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа пред лицем всего мира.

    Просто радость ничего не значит для человека: источники у нее могут быть разными. Радость может быть и от крови: возбуждение кровяное. Радость бывает духовной, она тихая, мирная. Радость от крови всегда бывает буйная. В радости духовной многое человеку открывается таинственного и неизреченного, о чем говорит нам Господь: «Блаженные не видевшие и веровавшие». И, как Он ранее сказал, что многое будет открыто таким сердцам, которые увидят и ангелов, восходящих от Земли на Небо.

    Но мы должны в этот день положить на свое сердце исповедание апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой!». За этими словами для человека стоит вся его жизнь: все его поступки, все его мысли, все его устремления, цели и планы. «Ищите прежде Царствия Божия – и все остальное приложится вам». Не ищите радостных воздыханий, не ищите впечатлений от духовной жизни – они ничего не значат, а порой могут людей увести на страну далече. Радость нигде не является  для нас целью, которую определил Господь. Мы радуемся о Господе, но эта радость дается нам извне, приходит по нашему устремлению ко Господу, по нашей чистоте сердечной.

    Только тогда и приходит эта радость, когда она от Господа, когда человек способен ее принять. Если же человек не способен, сердце его не чисто еще и кровь определяет еще жизнь его, то очень часто бывает, что такой человек спутает духовную радость и радость душевного человека. И много тогда возникает проблем в духовной жизни. Человек начинает ставить себе цель искания приращения радости, но не приращения чистоты своего собственного сердца.

    По-разному воспринимается и наш праздник Светлого Христова Воскресения. Наша Пасха – быстрая, веселая – когда «веселыми ногами» мы празднуем Христа. Но мы не должны забывать, что есть и другое ощущение от этого праздника. Если кто-то попадет на праздничную службу в Греции, услышит на греческом языке эту службу – она будет совершенно по-другому восприниматься нашим сердцем: иной ритм, иной строй-порядок, иное ощущение. Поэтому очень важно понимать, что не ритм и веселость праздника значимы и важны, но важно понимание того, что совершается нечто удивительное, таинственное, значимое для нашей жизни: если Христос воскрес, то мы должны измениться. Если Христос воскрес, то человеческое естество обожил в Самом Себе, нас позвал за собой: «аще кто хощет по Мне ити, да… возмет крест свой…». Другого пути у нас нет. И в этой радости следования за Христом мы должны обретать ту полноту своей жизни, о которой возвещает нам Евангелие. Эта радость будет уже совсем иной: не радостью искания каких-то переживаний и впечатлений, но радостью обретения Христа, встречи с Ним, переживания присутствия Бога в нашей жизни. А не внешне останется праздник Пасхи только в песнопениях, каких-то встречах, переживаниях, в радостных моментах от внешних впечатлений. Но должна произойти встреча со Христом. И для нас это исповедание апостола Фомы очень важно, потому что мы в сердце своем должны произнести эти слова, обращенные им ко Господу, как свои собственные. И тогда это ощущение, переживание праздника будет у нас совсем другим: это будет праздник встречи со Христом, которая должна изменить нашу жизнь.

    Если Господь здесь посреди нас, то и жить мы должны совсем по-другому. Господь знает все наши скорби, немощи, заботы. И может ли печаль и уныние восходит на сердце человека? Мы же верим, что Господь знает все. Господь всегда готов нам помочь, дать в нужное время все необходимое для каждого из нас. Можем ли мы утерять эту свою веру и доверие к Богу? Если утеряем, то становится все пустым, и сколько бы мы ни изображали, ни показывали внешним образом эту нашу «радость» от жизни в Церкви, но за этим ничего не будет, если в нашей жизни не будет Христа. Если мы не дадим Ему места в нашем сердце и в нашей жизни, не позволим Ему действовать в нашей жизни, будем все располагать по своим хотениям, по своим желаниям, по своим представлениям, по своим рассуждениям. Но все это будет далеко от Христа, и мы будем на стране далече.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, чтобы мы помнили среди этой радости и торжества церковного, что для нас возможно воспринять во всей полноте эту радость и торжество Церкви ликующей, прославляющей Христа, только если наше сердце готово вместе с апостолом Фомой сказать: «Господь мой и Бог мой!». Доверяй себя всецело Богу, отдавая все свои заботы, все свои переживания Христу. Доверяя Ему без остатка, не оставляя себе ничего, но вручая себя полностью в руце Божии: да будет на все воля Твоя! И тогда действительно тайна совершится в нашей жизни! «Иго бо Мое благо и бремя легко есть», - познает сердце человеческое! И вот тогда-то оно возрадуется и возликует!

    Богу же нашему слава во веки веков!

    Аминь!

    Христос воскресе!

    все праздники

Расписание богослужений

19 МАРТ ВТОРНИК
08:30 Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
18:30 Великое Повечерие с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского.
20 МАРТ СРЕДА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:30 Великое Повечерие с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского.
[Далее]