• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после Страстных Евангелий  (05.04.2018)

    05/04/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь после Страстных Евангелий (05.04.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы начали наше богослужение воспоминанием Страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чтением 12-ти Страстных Евангелий, в которых повествуется о последних часах, минутах жизни Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Завтра будет продолжаться воспоминание этих таинственных событий из последних часов жизни Спасителя нашего. Половину девятого утра мы начнем Царские Часы, которые будут исполнены этих особых удивительных чтений и пений, посвященных тем событиям Великой Пятницы, которые происходили в Иерусалиме в, казалось бы, далекое время от нас. Но столь близко и понятно это нашему сердцу!

    Казалось бы, много времени уже утекло - тысячелетия целые, но удивительным образом все, что мы слышим в Евангелии об этих событиях, особых событиях, посвященных дням Страстной седмицы, сугубо – Великому Пятку, все это близко и понятно нашему сердцу. Нет никаких преград этих тысячелетий, которые бы могли отделить нас от этого времени, потребовали бы каких-то дополнительных объяснений нам этого события. Все так понятно, так ясно нашему сердцу. Все это свидетельствует и говорит о том, что сколь бы человек ни устремлялся и ни упражнялся в своих земных построениях и понятиях, тем не менее, Евангелие – на века. И в своем сердце человек остается все таким же, каким он был, когда Господь пришел на Землю, когда совершались эти таинственные события Страстной седмицы. Сердце человека не изменяется внешними обстоятельствами, но изменяется только подвигом самого человека.

    Мы сегодня слышали о многих людях, которые по-разному в эти последние часы жизни Спасителя откликнулись на Его страдания. И Святая Церковь говорит нам о том, что более всего удивительно и таинственно для нашего духовного взора, да и вообще - для всего мира, что за Христом в Рай последовал благоразумный разбойник. Не те люди, которые мнили себя умными и рассудительными в этом мире, не люди, познавшие все Писания, толковавшие слова Писания, желавшие быть наставниками, учителями. Они не увидели Христа и, не приняли Его в свое сердце, закрыли свое сердце от Него. Мы слышали хуления, слова недостойные, которые они говорили о Господе. Мы видели, как языческий мир в лице римских воинов жестоко отнесся ко Христу. Как заушения, биения, оплевания, терновый венец были спутниками Его в последние часы Его земной жизни. И только сердце, познавшее бездну своего падения, мерзость своей жизни, своих поступков, оказалось способным пойти за Христом в Рай.

    Другого пути здесь на Земле для человека, как показывает нам и сегодняшняя служба, Евангелие, нет, кроме осознания самого себя. Не «каков я внешним образом перед людьми», а «каков я перед Христом». Кто я? И от этого ответа на любовь Христову нашего сердца многое зависит и в нашей с вами жизни, прежде всего, духовной, и в жизни вечной.

    Любить Христа может только тот, кто способен ответить на эту безмерную  любовь, жертвенную любовь, которую являет Господь, тот, кто сам способен жертвовать, тот, кто сам способен пожертвовать самим собой, отдав себя в руки Христовы, чтобы Господь совершал и делал то, что посчитает нужным. Это безмерное доверие к Богу должно определять жизнь человека и в земной его жизни, и в вечности. До тех пор пока человек держится своих рассудочных понятий, оставляет границу между собой и Богом, ничего не происходит или происходит все то же самое. Но только там, где человек делает шаг и говорит: Господи, на все святая воля Твоя! – начинает происходить таинственное и удивительное, и тогда благодать касается сердца, и тогда сердце становится способным ответить Господу: Помяни нас, Господи, во Царствии Твоем! И тайное, удивительное совершается в жизни человека – человек становится причастником жизни вечной.

    Все эти оставшиеся особые службы Великого Пятка и Великой Субботы будут вновь и вновь нам с вами напоминать о том, что нет у нас с вами другого пути, как, взяв свой крест, идти во след Христов. Господь об этом нам с вами постоянно говорит. И сколь бы  человеку ни было страшно отдать себя в руки Бога Живого, сколь бы человеку ни хотелось оставить немножечко чего-то для себя, но только там, где человек способен сделать этот шаг, вручая себя в руки Божии, совершается тайна. Только на этом пути человек способен познать и ответить в сердце своем на те слова, которые нам говорит Господь: Иго бо Мое благо и бремя легко есть. И тогда слова Евангелия, которые мы слышим, становятся для нас жизнью. Не словами, о которых мы можем рассуждать, которые мы можем толковать, но это будет наша жизнь. И вот это должно с нами произойти: Евангелие должно стать нашей жизнью, где на каждое слово, которое мы прочитываем, будет откликаться наше сердце. Где действительно мы будем соучаствовать с Господом во всех событиях Его жизни, сугубо – в этом особом Его служении в последние дни – нас ради человек и нашего ради спасения.

    Только сами себя мы можем изменить – изменить свою жизнь, изменить свои поступки, изменить все вокруг себя. Весь мир можем изменить! Но только при одном условии: если мы будем со Христом, если мы будем доверять Ему, если мы отдадим всего себя в Его руки.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что если бы мы были настоящими христианами, то вокруг нас не осталось бы ни одного язычника. Вот так мы должны жить! Задана Господом планочка нашей жизни, соответствующая тому высочайшему духовному достоинству, к которому призван каждый из нас. И, стоя у Креста Господня, хотелось бы напомнить, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не опускали это свое достоинство, не теряли его в своей жизни и по нему выстраивали все свои поступки, дела, заботы, хлопоты, суету. Без Христа человек ничего в жизни своей не успевает. Сколько бы он ни хлопотал, к чему бы он ни стремился – сердце все равно останется неутешенным, необогретым. Без конца будет искать среди людей сочувствия, утешения, поддержки. А со Христом ничего этого уже не нужно. Там, где Господь, человек обретает все необходимое, всю полноту для своей собственной жизни.

    И мне хотелось бы пожелать, чтобы эти оставшиеся часы Страстной седмицы, богослужебные часы, стали для вас мощной духовной поддержкой в понимании и осознании самих себя, своей жизни, каких-то своих духовных устремлений, чтобы можно было что-то исправить, что-то новое понять, что-то новое, неведомое для себя открыть в тех тайнах, которые являет нам Господь.

    Понятно, что Господь дает человеку в ту меру, в какой человек может вместить. Как апостол Петр, близкий, все слышавший, исповедавший Господа о том, что Он – Сын божий, начинает перечить Господу. И Господь ему говорит: плоть человеческая ничего не может знать, тех глубин и тех таин Божиих, но только сердце, познавшее самое себя, бездну, которая открывается перед ним и в которое оно летит и устремляется, и дна не видно этой бездне – только такое сердце способно возопить ко Господу: помяни, мя, Господи! Господи, спаси и сохрани, поддержи, не остави меня! И многие-многие удивительные слова, которые мы читаем в Псалтири, когда сердце человеческое знало и переживало эти моменты в жизни человеческой.

    И мне хотелось бы пожелать самому себе, и каждому из нас, чтобы мы достигли радостных дней Светлого Христова Воскресения. Но чтобы этот праздник для нас с вами стал еще такой весточкой для нашего сердца, очень важной и значимой: что пост принес свои плоды, что-то нам открылось, что-то мы познали, что-то изменилось в нашей жизни, что-то таинственное и сокровенное произошло в эти дни Великого поста, что нужно сохранить, утаить и пронести во всю оставшуюся свою жизнь.

    Желаю это сокровище великопостное сохранить в своих сердцах. А милость Божия никогда нас не оставляет. Господь всегда будет открывать нашему сердцу все душеполезное и необходимое в жизни сей. Будем искать Царствия Божия – и все у нас будет! Будем искать земного – и ничего не будет: ни земного не будет, ни Царствия Небесного не будет!

    Да хранит вас всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

19 МАРТ ВТОРНИК
08:30 Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
18:30 Великое Повечерие с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского.
20 МАРТ СРЕДА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:30 Великое Повечерие с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского.
[Далее]