• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 6-ую Великого поста, ваий (цветоносную, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим (1.04.2018)

    01/04/2018
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 6-ую Великого поста, ваий (цветоносную, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим (1.04.2018)

    Ин., 41 зач., XII, 1–18

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня Святая наша Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Это торжественное шествие, это праздник, который готовит нас к Воскресению Христову.

    Важно здесь не только то, что Господь идет на вольную Свою страсть. Святые отцы указывают на духовный смысл этих событий, потому что события эти действительно таинственные, не обычного они порядка. Ведь цари и победители в этом мире входили в города на славных конях, сопровождаемые воинами, сопровождаемые военными трофеями, славными знаменами. А как входит Христос? Христос входит, сидя на жеребенке – на необъезженном осле. Христа сопровождает не воины, не множество ангелов, а младенцы. Младенцы, которые воспевают: «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Христос идет не под славными знаменами, шитыми золотом, а идет под знаменами ваий - ветвей, которые символизируют возрождение вечной жизни.

    Что все это означает? Скот, на который восседает Христос, этот молодой жеребенок, означает наше естество, которое, подобно скоту, подобно ослу, всегда заботится лишь о двух вещах: о том, чтобы поспать, и о том, чтобы поесть. Вот на это самое естество Христос садится. И не просто садится, а перед этим святые апостолы снимают с себя свои ризы и постилают на этого жеребенка. Представляете, мы с вами как ослы, и на нас возложены ризы святых апостолов? Вот какая нам оказана честь – оказана честь нашему естеству. И на наше естество восседает Сам Царь мира. Не гнушается этим нашим скотообразным образом жизни, а восседает на нас, а лучше сказать, не восседает на нас, а вселяется в нас через Святое Крещение, через Святое Причастие, вселяется в самое сердце наше. Не гнушается нашим образом жизни, не гнушается нашими страстями,  берет их на Себя.

    Далее Христа встречают младенцы – отроки, которые воспевают «Осанна в вышних». Кто это? Это помыслы, которые встречают Христа, Который идет в Иерусалим. Иерусалим здесь можно понимать как наше человеческое естество, которое создано было для того, чтобы в нем обитал Бог. Это Святый град. Ведь человек создавался для того, чтобы жить с Богом. Не для того, чтобы работать, не для того, чтобы думать о пенсии, не для того, чтобы думать, как детей устроить в университет, а для того, чтобы жить с Богом, для того, чтобы с Богом общаться. Этот Святый град, который иудеи – фарисеи и книжники – наполнили всяким беззаконием. И здесь мы видим, когда Христос идет, эти отроки, эти добрые помыслы радуются пришествию Христа. Ведь и в нас с вами тоже есть много добрых помыслов, много мы положительного опыта в жизни имеем, может быть, и малого, как эти отроки, но он-то как раз и достаточен, чтобы восхвалять Христа. Для того чтобы принять Христа, многого и не нужно. Надо быть простым и чистым сердцем. Но помимо этих добрых помыслов, в человеке всегда есть и другие помыслы – это злые фарисеи и книжники, которые не хотят принять Христа, которые осмеливаются даже ко Христу подойти и сказать: «Слы́шиши ли, что́ сі́и глаго́лютъ?» - запрети им! Но Христос отвечает им: «а́ще сі́и умолча́тъ, ка́менiе возопiе́тъ». Вчера в Евангелии мы слышали об этом.

    Далее Христос входит во Святый град и простирается до Храма Господня. Храм Господень – это особое место в сердце человеческом, тот уголок святыни, который не поколебим в сердце каждого человека вне зависимости от того, какой жизнью он живет. Даже у самого последнего разбойника, у самого преступника этот Храм Господень есть. Но и в этот Храм Господень проникают торговцы, проникают продаватели всякой утвари – эти злые помыслы, которые проникают и в наше сердце, где должно обитать только Единому Богу. Христос входит и в это место, изгоняет оттуда продающих и купующих. Так в духовном смысле понимали святые отцы этот славный Вход Господень в Иерусалим. Христос не гнушается нас. Христос приходит в наше сердце. Христос очищает нас и выгоняет злые помыслы из нашего сердца, лишь бы только мы были с Ним.

    Но что дальше мы видим? Дальше мы видим, что те же люди, которые устами кричали «Осанна в вышних» через шесть дней будут кричать: «Распни, распни, возьми Его!». Это страшно, дорогие мои! Это должно нас с вами сильно-сильно насторожить, сильно заставить задуматься о нашей жизни. Ведь мы постоянно встречаем Господа через Святое Причастие. И сегодня мы на этот праздник пришли с ветвями, чтобы встретить Господа. Это не пустая формальность! Это настоящая встреча Христа в нашем сердце, и кто сегодня откроет сердце – в том и будет вечерять Христос. Но мы после того, как причастимся сегодня, изыдем в этот мир - этот мир, наполненный злыми помыслами, наполненный суетой, наполненный ежедневными заботами, ежедневными нашими скорбями. Вот если мы не сбережем Христа в нашем сердце, если мы не будем беречь святыню нашего Причастия, то всуе мы с вами причащаемся – никакой пользы от этого мы не приобретем, если в эту Страстную седмицу окунемся в море житейских попечений, в море забот и помыслов.

    Но как быть? – спросите вы. Что же я могу сделать для этого? Это творчество – творчество каждого из вас. Самые благочестивые люди, для которых Страстная седмица очень важна, кто вкусил этой радости от служб Страстной седмицы, могут взять отпуск на работе. Но этого я от вас не требую, потому что вы можете сказать: это же наш отпуск – наше законное время, когда мы можем отдыхать. Но этот подвиг, который, возможно, не многие захотят взять на себя, хотя не знаю, подвиг ли это – ведь за это они вкусят совершенно другого ощущения от Пасхи, совершенно другого ощущения от Страстной седмицы, потому что они будут иметь возможность быть на всех службах Страстной седмицы. Кто имеет такую возможность, но не использует ее, - о том я плачу и скорблю, потому что не знаю, как такой человек будет смотреть в глаза Спасителя.

    Мы много попечений возложили на себя в эту неделю: как вы знаете, мы печем куличи, красим яйца для того, чтобы встретить Господа. Это не плохо, потому что это – народные традиции, которые позволяют нам с вами оставаться в некоей парадигме народного благоговения перед праздником, подготовке к празднику. Это не плохо, если это не мешает нашему богослужебному ритму, нашей молитве. А если мы вместо того, чтобы идти на Богослужение, начинаем печь куличи и красить яйца, то, как мы посмотрим в глаза распятому Спасителю? Как мы посмотрим на Крест Христов? Если имели возможность в эти святые дни приобщиться к молитве, имели возможность быть на Богослужении, а занимались всяким житейским попечением, убирали свои домы и красили яйца, пекли куличи. Внимательно распределите свое время в эту седмицу. Каждая секунда грядущей недели – святая! И как вы ее потратите – такой и прибыток будете иметь во Святую Пасху!

    Христос сегодня даст нам очень многое. Даст нам радость, даст нам почувствовать Себя, даст нам это утешительное предзнаменование вселения в сердце человека Божества. Даст нам это предзнаменование Воскресения Христова. Даст нам это уверение в том, что Он – истинный Царь, и нет иного царя в этом мире. Не потеряйте это, дорогие! Не потеряйте, не разменяйте это сокровище, которое сегодня получите, дабы нам сподобиться встретить славные и ужасные страдания Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа и сподобиться достичь Его Славного Воскресения!

    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

19 МАРТ ВТОРНИК
08:30 Утреня, Часы, Изобразительны, Вечерня.
18:30 Великое Повечерие с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского.
20 МАРТ СРЕДА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:30 Великое Повечерие с чтением Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского.
[Далее]