• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий.Проповедь в праздник Пятидесятницы (16.06.2019)

    16/06/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий.Проповедь в праздник Пятидесятницы (16.06.2019)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы слышали свидетельство Самого Господа нашего Иисуса Христа – Единого от Троицы – о том грядущем событии, которое должно произойти: о том, что Дух Святый явится в этом мире и напоит жаждущие сердца человеческие. Явится в этом мире Свет, о во Свете этом смогут ходить люди, не претыкаясь соблазнами и искушениями мира сего. Несколько времени тому назад во дни Великого поста мы с вами читали Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского и восклицали: Троице Единице, слава Тебе! И казалось сие непостижимо для человеческого разумения, ибо нет тех образов и понятий в окружающем нас земном мире, чтобы мы могли понять эту тайну, которой нам возвещает ныне Господь. О том, что Бог – Един в Триех Лицах. Как может единство соединять трех – непостижима для человеческого ума тайна сия. Но открывается это сердцу человеческому, которое доверяет Господу и принимает слова свидетельства Священного Писания. И в этой тайне Святой Церкви живет человек и исполняется полноты жизни, ибо нет в этом мире ничего, что могло бы утешить и насытить сердце человеческое, как жизнь в Церкви во Христе.

    Некогда человек был искушаем от дьявола и не устоял в этом искушении. Дьявол искушал человека, имея подозрение, что это новое творение Божие может занять его место. И в этой подозрительности он устремляется к тому, чтобы низвергнуть новое творение Божие до адских глубин и доказать, что он является владыкой и может подчинять себе другие творения Божии. Человек не устоял в этом искушении, принял его в сердце свое – и разбилось единство полноты творения Божия: образа и подобия. И стал жить человек по воле сердца своего, так же наполненного подозрительностью, которую некогда он принял в сердце свое от этого соблазна дьявольского.

    Как только подозрительность наполняет сердце людей, так возникают между ними распри, нестроения, войны, разрушается тот благодатный строй-порядок жизни, казалось бы, естественный для человека. Разрушается порядок и строй в семье человеческой, каждый начинает подозревать другого. И причиной, которая рождает эту подозрительность, являются гордость и тщеславие, которые укореняются в сердце человеческом. Человек желает жить и ходить по похотям сердца своего, по тем соблазнам, которые предлагает мир ему. И все более и более погружается в это состояние подозрительности и к окружающему миру, и к другим людям. И не обретает он мира в самом себе. Как бы он ни стремился оградить, устроить себя в этом мире, жаждет сердце человеческое той полноты и радости как творение Божие, не обретает этого в себе на тех путях, по которым пытается выстроить человек жизнь свою, разбитую и уничтоженную этими соблазнами и хотениями мире сего.

    Но Господь не оставляет нас сиротами. Мы слышим в Евангелии, как возвещает нам Господь: тако возлюбил Бог мир сей, что послал Сына Человеческого, чтобы мы могли обрести утраченную полноту единства жизни в самих себе. И что же является полнотой этой жизни? Что делает Троицу Единой? Это любовь. Бог есть Любовь. Не знает сердце человеческое, исполненное подозрительности, этого удивительного чувства любви. И Господь, исцеляя сердце наше, открывает нам путь, по которому мы можем пойти и вновь вернуть себе эту радость жизни в любви. В любви с Богом и в любви с ближними нашими. Для человека падшего это уже становится невозможным. Мы знаем из Священного Писания, до каких пределов может дойти падшее сердце человеческое, когда оно перестает даже именоваться человеком, но, как говорит Священное Писание: люди стали плотью. И не осталось ничего, как только уничтожить это зло, которое разливалось из сердец человеческих по всему миру. Ибо разрушает человек и самого себе, и мир вокруг себя. И только на пути исцеления нашего сердца от вражьих недугов, от подозрительности, которая живет в сердцах человеческих, человек может вновь вернуть радость жизни.

    Жизнь только одна. Жизнь – это Христос. Все, с чем мы соприкасаемся в окружающем нас мире, это не жизнь, а нежить. Это никакого отношения не имеет к жизни, которая должна радовать и наполнять сердце человеческое силами, давать человеку те силы, которые превозмогают этот мир, как бы он ни стремился погубить и уничтожить человека. И мы видели это явление силы Божией в сердца людей, близких к нам по времени – наших новомучеников и исповедников Церкви Русской. Когда мы читаем жития их, мы видим, какой силой обладали эти люди, какую силу они обретали в сердце своем для того, чтобы противостоять сему миру с его соблазнами, искушениями и прелюбодейными прилогами, которые влагает мир в сердце человеческое.

    Все возможно для того, кто умеет любить. Но как обрести это в сердце своем – в сердце, которое больно, которое исполнено привившихся привычек. Для этого Господь создает и являет здесь на земле Церковь Свою - Церковь, которая живет в тайне, которая наполняет сердце человеческое радостью и благодатной силой, светом, о которых нам возвещает Господь. Посему мы можем сказать, что вне Церкви жизни для человека нет. Как бы человек ни пытался выстроить что-то, утешить себя, но мы видим, что это, своего рода, анестезия для сердца человеческого, которое страждет, которое жаждет, которое хочет утешиться и успокоиться, но нет для него другого места в этом мире, кроме того, которое уготовал Господь для сердца человеческого. Это – Церковь, где через таинства, через Причастие Святых Христовых Таин мы вновь обретаем жизнь и силы для того, чтобы противостоять этому миру, для того чтобы исцелить через таинство Покаяния сердце свое, вылечить неисцельные язвы, которыми оно поражено. Чтобы через храм Божий, через богослужение, как через школу благочестия, мы научились, как правильно жить и поступать по отношению к Богу и по отношению к другим людям.

    Посему мне бы хотелось пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы поняли и помнили, что причиной всех неурядиц, нестроений и в мире, и вокруг нас является наше сердце – сердце, которое больно и неисцельно, но только Бог может исцелить его. Только Бог может милостью Своею вернуть любовь, которая должна быть в сердце по отношению к Богу и людям. Только через нашу устремленность жить по тому пути, который полагает Церковь, только на этом пути мы можем, исцелив сердце свое, почувствовать, прикоснуться и понять все-таки, Кто же есть Любовь. И поняв это, как из некого источника, утолить всякую жажду сердца нашего и довериться и вручить себя без остатка в руки Божии.

    Аминь!

    … (слово по окончании Вечерни): Сегодня мы, братия и сестры, празднуем день созидания Церкви нашей. Сегодня Господь посылает нам Утешителя нашего - Духа Святого, который наставляет человека на всякую истину, на всякую правду. Дух, который животворит, дает человеку жизнь.

    Сегодня прославляем день рождения нашей Церкви, которое положено было в Сионской горнице, когда Дух Святый сошел на святых апостолов, и они укрепляемые, наставляемые и вразумляемые этим Духом Святым, стали ловцами сердец человеческих во всей вселенной. И этот апостольский невод, закинутый на все времена в нашу жизнь земную, уловил и нас с вами. Рыбу вытаскивают из невода и разбирают: худую выбрасывают, а хорошую оставляют.

    Пусть эти молитвенные, сладостные для нас дни жизни церковной не остаются  какими-то внешними событиями нашей жизни, но всегда что-то, как некое сокровище, мы выносили бы из храма. Из храма выносили то сокровенное, что Господь открыл тебе, именно сегодня и сейчас. И за сегодняшним богослужением каждому Господь тоже положил на сердце или желал что-то положить, но не всегда за суетой нашей жизни слышим то, что желал Господь нам сказать. Желается только одного: чтобы помнили, что Господь всегда здесь посреди нас, Господь близь каждого из нас. Его любовь произливается на весь этот мир. И по любви Господь посылает Своего Сына в этот мир, чтобы пострадать даже до смерти, смерти крестной. Но не ради абстрактно «всего человечества», но конкретно – ради тебя приходил Господь. Потому что каждый человек – это столь великое сокровище, что весь мир с его сокровищами – это ничто, по сравнению с тем сокровищем, которым является каждый из нас.

    Мне желается, чтобы каждый из нас помнил о том, кто он есть, в какую красоту Господь облек каждого из нас, чтобы мы не теряли своего небесного достоинства и не растрачивали данные нам от Господа сокровища, не разменивали их на какие-то стекляшки и бесполезные вещи, за которые враг пытается похитить у нас это сокровище. Стоит только разменять рубль на пятаки – и его уж нет… Точно так же надо беречь и хранить то, что нам дано от Господа. Нам дана жизнь – жизнь с Богом, жизнь в Духе Святом.

    Сего желаю вам обретать в сердце своем и помнить о том, что только туда придет Господь и только там слышны Его слова, где тихо, мирно и спокойно. Там, где суета, где какие-то страсти бурлят – там никогда человек не услышит того тихого голоса в сердце своем, возвещающего от Господа о том, что должно делать и куда должно идти.

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]