• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице (10.02.2019)

    10/02/2019
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице (10.02.2019)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали слова, обращенные к ученикам Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и ко всем людям, которые слушали слова Его и полагали в сердце своем. Господь сегодня и нам с вами полагает на сердце слово Свое: «в терпении вашем стяжите душе ваши» - спасайте души ваши. Господь вновь нам напоминает о том пути, по которому мы должны идти в нашей земной жизни.

    Многие желают найти свой путь и желают услышать те слова, которые указали бы человеку на тот путь, который ведет его в Царствие Небесное, ведет его ко Христу. Люди бегают по лику земли, ищут тех людей, которые бы могли сказать и указать правильный путь, разобраться в самих себе, ищут старцев. И без конца мы слышим про эти человеческие искания, которые достигают в слух каждого из нас: кто с кем виделся, кто что услышал, пытаются делиться тем, чем делиться нельзя, ибо сказанное одному не относится к жизни, трудам и силам, подвигам, принадлежащим другому человеку. Но нельзя одному прилагать к себе то, что сказано другому: один болеет одной болезнью, а у другого совсем иные немощи. Порой бывает больше неразберихи, немощей и болезней, когда человек начинает неразумно использовать слово, сказанное другому конкретному человеку и не относящееся к его силам, возможностям и времени.

    Но у нас у всех есть, как говорят святые отцы, великий старец, который ведет нас ко Христу, который указывает нам путь, по которому мы должны идти – это наши скорби. Через них нам Господь многое открывает о себе самих, научает и наставляет нас по тому пути, по которому нам должно идти. Это путь терпения – терпения, радости и доверия, и упования на Бога. Скорби ведут нас от земли к Небу, если мы стараемся нести их, понимая, что это то лекарство, которое мы получаем от Господа, благопотребное нам для того, чтобы взойти на высоту для того, чтобы увидеть те тайны и приоткрыть их сердцу, о которых возвещает Господь Своим ученикам. И почувствовать в жизни своей то исполнение слов Господа о том, что ничего не происходит в нашей жизни случайного, ничего не происходит без воли Божией – «и влас с главы человека не падает без воли Божией». Стоит ли от сего смущаться и переживать, терять доверие к Богу, если нас посещают те или иные скорби? Мы должны научиться благодарить Господа, должны уразуметь, что нам желает сказать Господь, для чего Он нам дает этот урок в нашей жизни. Для того Господь посылает нам те или иные обстоятельства, чтобы мы заглянули глубже в сердце свое и увидели то, может быть, еще сокровенное, не понятое нами, чтобы исправили жизнь свою.

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, также слышали Евангельское чтение о  мытаре Закхее, которое предваряет те недели, которые возводят нас к дням Великого поста. Почему же Святая Церковь положила в эти дни подготовки к дням Великого поста читать это Евангельское чтение – о мытаре, человеке, который был богат, имел, по нашим человеческим представлениям, все необходимое для жизни, для утешений и радостей, но чего-то не хватало сердцу его? Что-то мучило, некая туга была на сердце его. Мы слышали в Евангелии, что он желал видеть Христа. Видимо, он предполагал, что только этот Человек может ответить ему на то сокровенное, что жило в его душе, на те вопросы, сокровенные, таинственные, на которые он сам не мог себе ответить. Полагал, что тот Человек, о котором он столь много слышал от других людей, сможет дать ему возможность в своей душе увидеть нечто иное, к чему устремлялось его сердце и чего более оно желало. Не мог насытиться и успокоиться в этой земной жизни. Он употребляет усилия, которые, с точки зрения человеческих понятий, не приличны его званию, его положению среди тех людей, которые его окружали. Он, как юноша, забирается на дерево – на смоковницу – чтобы увидеть Христа. Он превозмогает в сердце своем все предрассудки, которые укореняются в нашей земной жизни, когда человек, подчиняясь земным понятиям и устремлениям, отступает от Христа. И мы тоже чувствуем и в нашей жизни, что человеку бывает трудно, даже стыдно и неудобно лишний раз перекреститься где-то перед людьми. Бывают и иные препятствия, которым мы подчиняемся в нашей земной жизни, перед тем, чтобы открыто исповедовать Христа.

    Наверное, Закхей совершил первый самый важный подвиг в своей жизни – он преодолел самого себя. Преодолел свое самолюбие, преодолел вот эту человеческую молву для того, чтобы увидеть Христа. Потрудился и влез на смоковницу. Совершил подвиг. Посему Святая Церковь сегодня полагает чтение о Закхее, предваряя недели подготовки к Великому посту, указывая, что и нам належит вот этот подвиг в дни Великого поста – преодоления самих себя. Преодоления того, что мы накопили за все эти годы всяких ложных понятий и представлений, которые определяют нашу жизнь, но мешают нам жить со Христом. Святая Церковь указывает, что мы, как и Закхей, который влез на смоковницу, чтобы увидеть Христа, точно так же должны взойти на этот пост как на некую вершину, чтобы увидеть Христа. Это средство, которое нам дает Святая Церковь для того, чтобы мы могли исправить самих себя, ибо только чистое око может узреть Христа. Там, где мутно стекло, через которое смотрит человек на окружающий мир, требуется совершить подвиг над самим собой: очистить это окно в наш духовный мир. Очистить, чтобы увидеть Христа. Для этого требуется труд, который предстоит нам в дни Великого поста. И призывает нас Святая Церковь уже сегодня начинать готовиться к этому труду, напоминать себе о том, что Господь ждет нас, что ради этого Он пришел на землю - чтобы помочь нам взойти от земли к Небесам.

    Господь пришел, чтобы спасти погибшего, то есть того, кто продолжает оставаться в состоянии рабства, подчиненности миру сему и владыке мира сего. Господь пришел, чтобы дать нам свободу от этого рабства. И только через пост мы имеем для себя всерадостную возможность: вновь обрести свободу – порой, от самих себя. Ибо человек терпит и страдает больше всего от самого себя. Научиться терпеть себя и не обременять собой других людей требуется от человека, чтобы изменить не только внешнее своё поведение, но изменить свое собственное сердце, очистить его от этих привычек, к которым оно так привязано, через которые оно видит окружающий мир, других людей, видит Самого Господа. Чтобы мы ясно смотрели и видели то, как действует Господь в жизни нашей и в жизни других людей. Чтобы мы могли радоваться и славить Господа. Чтобы мы могли видеть действительно, как благодатная помощь приходит к нам, и не уничижали ее, а благодарным сердцем возносили молитвы Господу.

    Грядущее время, к которому нас возводит Господь – это время, прежде всего, молитвы, время, когда мы должны научиться сказать Господу то сокровенное, что есть на сердце каждого из нас. Порой это может быть что-то неясное, как у Закхея. Он не понимал, может быть, чего он сам желает. Но это знал Господь: «дне́сь бо въ дому́ твое́мъ подоба́етъ Ми́ бы́ти». «Се́ по́лъ имѣ́нiя моего́, Го́споди, да́мъ ни́щымъ: и а́ще кого́ чи́мъ оби́дѣхъ, возвращу́ четвери́цею», - взывает Закхей. Открылось сердце его Богу. Открылись те сокровенные глубины, о которых он сам, может быть, боялся признаться самому себе. Открылся чистый источник покаяния. Когда он увидел Христа, он понял, кто он есть и что же мешает ему быть рядом со Христом. Увидел свою нечистоту, и это стремление исправить свою жизнь было уже непреодолимым в этом движении сердечном Закхея ко Христу.

    И нас с вами пост ведет по этому же пути: чтобы наше покаяние было той силы, которая возводит нас ко Христу. Мы должны понять, что приносим мы покаяние, приносим Господу немощи, страсти, болезни сердца нашего только для того, чтобы быть со Христом, чтобы не утерять Его в своей жизни, чтобы не лишиться этого благодатного света и ходить по жизни во свете Христовом. Тогда и не будет тех проблем, трудностей, с которыми сталкивается человек, когда он смотрит на мир через мутное стекло своих страстей, своих каких-то переживаний, воспоминаний, своих страхований, и видеться мир будет совершенно иначе.

    Сегодня мы также слышали о том, что Господь нас предупреждает: приходят времена, и они уже пришли, когда люди будут жить страхами, и когда эти страхи будут столь сильны, что люди будут даже умирать не от болезней, но от страхов. Мы же знаем, что Господь нам уже сказал об этом. И можем ли мы печаловаться и бояться грядущего? Грядущее придет. И никто не может его изменить. Когда мы предстоим перед Господом, то порой просим в своих молитвах каких-то благоденствий, чтобы был достаток, чтобы все было спокойно, все были здоровы, ничто нас не тревожило, нигде у нас не болело. Но этого не желает Господь! Господь желает увидеть наши тайны и глубины. И Господь ведет нас по такому пути, чтобы открылось наше сокровенное, дает нам скорби, чтобы мы остановились, образумились и подумали о себе самих: это ли нам, на самом деле, надо, это ли необходимо нашим ближним?

    Мы должны просить у Господа, прежде всего, спасения и Царствия Небесного. Мы понимаем, как достигается Царствие Небесное. Сегодня мы также празднуем память наших новомучеников и исповедников Российских и видим и понимаем, какова цена, какую жертву они совершили в своей жизни для того, чтобы достичь этого Царствия Небесного. Они положили жизнь свою, чтобы не отступить от Христа. Они пролили кровь, чтобы и нас с вами не оставлять на этом пути странствования в земной жизни. Они предстоят пред Господом и молятся за нас. И каких слов ждут они от наших молитв? Ждут, что мы будем так же просить, как немощные,  слабые, как младенцы, всякого рода утешений земных? Они ждут того, чтобы мы сердце свое исполнили веры, надежды и любви по отношению к Богу и были верными Богу, не взирая ни на какие обстоятельства, с которыми приходится нам сталкиваться в земной жизни.

    Научиться молиться – это труд и подвиг, который также должен человек совершать в своей жизни. Чего просить? Как сказать Господу? В какие слова облечь свое состояние, порой неясное, неопределенное, как на сердце у Закхея? У нас с вами все есть – есть Святая Псалтирь. И в дни Великого поста мы будем постоянно слышать чтение Святой Псалтири. Там все сказано – все самые сокровенные движения сердечные. Мы можем увидеть самих себя и открывать свое состояние через это чтение и углубление в Псалтирь. Научиться разговаривать с Богом языком Псалтири, а не нашими земными понятиями и мудрованиями, устремлениями.

    Господь нас все время предупреждает: да не смущается сердце ваше - скорбям надлежит быть! И никто не должен этому смущаться, но мы должны благодарить Господа и радоваться, ибо через скорби и исповедования новомученики и исповедники стали свидетелями истины Христовой. И пред лицем всего мира, который отвергал Христа, восстал на Господа, они сохранили веру и были свидетелями о той истине, которую они получили от Господа и несли в сердце своем. И через это весь мир видел то, что нет той силы, которая могла бы преодолеть сердце человеческое, если оно со Христом. Какие мучения и страдания они перенесли за верность Христу!

     Представлять то, что мир будет иным, мы тоже не можем. Что грядет – сие неведомо человеческому разуму. Кто может заглянуть за горизонт событий сегодняшнего дня? Господь определил нам горизонт нашей жизни: день сегодняшний. И делай дела свои сегодня! Устраивай жизнь свою сегодня. Так, как ты должен жить по заповедям Божиим. Живи так, как будто сегодня – твой последний день и завтрашнего дня у тебя нет. Сделай сегодня все дела должным образом и не устремляйся в день завтрашний и далее. Благодари Господа за то, что ты имеешь сегодня. Завтра будет завтра – оно принадлежит Господу и будет таким, как Им определено, а не нашими человеческими пожеланиями и устремлениями.

    Сегодня вновь и вновь Святая Церковь нас возводит к грядущим трудам, к грядущему подвигу Великого поста. И каждый из нас должен будет «влезть на свою смоковницу», чтобы увидеть Христа. Потрудиться, преодолеть что-то в самом себе, чтобы состоялась таинственная встреча сердца человеческого с Богом, чтобы оно открылось навстречу Богу. Более того, может быть, увидело оно и почувствовало, сколь многажды Господь был рядом и среди всех обстоятельств нашей жизни на Своих руках переносил нас через те стремнины и пропасти, которые разверзались пред ногами нашими, и как мы без всяких препятствий оказывались в каком-то ином месте, не замечая и не воздавая Господу должной благодарности за совершившееся в нашей жизни. И сейчас у нас есть возможность, особенно – в дни Великого поста, вернуться к этим событиям, чтобы вновь научиться благодарить Господа, чтобы молитва наша была молитвой благодарности ко Господу за те благодеяния, за ту любовь, которую Он являет к нам, немощным и слабым. За то, что Он никогда не оставляет нас, даже если мы оставляем Его.

    Господь никогда не посрамляет терпение человека, никогда не посрамляет эту надежду, из которой рождается терпение человеческое. Господь за терпение дает человеку гораздо более, нежели он желает, просит и на что уповает.

    Посему и хочется пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы, восходя в грядущее время Великого поста, сердце свое устремляли к тому, чтобы научиться следовать по тому пути, который нам полагает наш великий старец – скорби, чтобы мы находили в этом радость и утешение, понимание того пути, который нам надлежит пройти. Без терпения, как нам сегодня напоминает Господь, стяжать Царствие Божие невозможно и душу свою спасти невозможно. «В терпении вашем стяжите души ваши!»

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]