• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице (11.11.2018)

    11/11/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице (11.11.2018)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельские слова Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, обращенные к человеку, которого Господь исцелил от страшного недуга беснования. Многие годы этот человек был связан духом нечистым. Сам страдал, и множество людей, которые жили окрест места сего, также принимали скорбь, видя, сколь тяжело этому человеку. Ни путы железные не могли удержать его, ни связать, ни стрегущие не могли удержать, но убегал он в места пустынные, жил «во гробех». Люди только слышали эти страдания и стоны, которые изливались из души и сердца этого человека, пребывающего в скорби и одержимости духами нечистыми. Господь исцеляет этого человека, обращается к нему и говорит: иди в дом твой и возвести, что сотворил тебе Господь.

    Эти слова обращены сегодня и к нам с вами. Господь и нам говорит о том, что мы должны возвещать и свидетельствовать о том, что сотворил с нами Господь. Мы приходим в храм Божий. Мы напитываемся особым, благодатным строем и порядком жизни церковной, напитываемся благодатию Божией. Участвуем в Божественной Литургии, когда здесь Христос, посреди нас, и каждый прикасается, и сердцем и духом своим имеет возможность почувствовать присутствие Божие здесь, посреди нас.

    Это особое благодатное состояние, которое получаем мы здесь в Церкви и причастниками которого являемся через Таинства церковные, мы должны принести в тот мир, который нас окружает – в дом свой. Принести радость, принести ту полноту жизни, молитвенный настрой, которым напитываемся здесь, в храме Божием. Принести так, чтобы другие люди почувствовали, что есть жизнь иная, есть иной строй-порядок жизни в этом мире. Не только тот порядок, когда человек подчиняется, как мы видели в сегодняшнем Евангельском чтении, духам злобы поднебесной. Подчиняется князю мира сего, который желает властвовать над человеком и подчиняет мир себе. Господь говорит о том, что мы должны быть свидетелями перед другими людьми того, что есть мир иной, есть иное состояние сердца человека, которое чувствует присутствие Бога.

    Мы собираемся в храме, и должны всегда помнить о том, что нам говорит Господь: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». В храме Господь всегда незримо присутствует, и ныне здесь Он, посреди нас. Ведает нужду и потребность сердца каждого. Слышит любое слово, обращенное к Нему. И не медлит эта помощь Божественная, которая поддерживает и удерживает человека в этом мире от того страшного состояния, когда, как мы слышали в Евангелии, бесы, входя в человека, начинают мучать его.

    Сегодня в Евангельском чтении мы для себя еще раз приоткрываем тайну мира сего: присутствует мир совершенно иной, отличный от того, к которому мы привыкли – мир духовный, а не мир материальный. В этом мире духовном все происходит совершенно иначе, нежели так, к чему мы привыкаем в мире материальном. В мире духовном присутствует та сила, которая стремится уничтожить и погубить человека, которая желает властвовать над человеком. Эта сила, если так можно сказать, постоянно выкликает и зовет человека, чтобы он к ней приблизился, чтобы стал таким посредником и орудием этой нечистой силы в окружающем нас земном мире. Но Господь нас хранит, оберегает, научает и наставляет, чтобы мы не были малыми детьми и помнили, в каком мире мы живем. «Гляди, како опасно ходиши», - предупреждает нас Господь о том, как легко попасть человеку под власть этой силы нечистой. Как легко человеку стать орудием и проводником тех действий разрушительных, которые стремится мир демонический привнести в нашу жизнь! И мы по себе самим можем свидетельствовать, как любой грех, любая страсть смущает и повергает сердце человеческое в какой-то трепет. Некий холод приходит на сердце человека, когда он соприкасается с этой страшной силой противостоящей ему, силой, желающей уничтожить человека.

    И только до времени Господь удерживает эту силу. Есть непреодолимая преграда для нее, и не может она коснуться сердца человеческого. Есть некая тайна духовной жизни, которая дана нам в нашей свободе. Господь дал нам свободу выбора: куда и для кого открываем мы двери сердца своего. Многие стучатся в него, желая в него попасть и подчинить его своей силе. Более всего через всякого рода соблазны враг стучится в сердце человеческое и желает, чтобы мы стали его посредниками в мире сем. Мы знаем по себе самим, как легко бывает, приняв какой-то помысел и допустив его в сердце свое, начать действовать, согласно принятому помыслу: обижать других людей, подозревать других людей, проявлять зависть по отношению к другим людям, сердце свое наполнить жадностью или желанием властвовать над другими людьми, заставить, подчинить других людей, сделав их виноватыми по отношению к нам. Все это – действия духа противного Духу Божию – противного тому духу, который мы получаем и выносим из Церкви, из особого и благодатного строя и порядкам нашей жизни.

    Попасть под власть духа нечистого легко. Мы должны понимать, что одно неверное движение – и весь тот благодатный труд усердия и молитвы, желания и подвиги легко и быстро рассеиваются, и та радость, которая была на сердце, заменяется какой-то печалью, холодностью и окаменением. Святые отцы говорят о том, что, как дым отгоняет пчел, точно так же любое движение сердечное греховное отгоняет благодать Божию. И лишается человек присутствия благодати Божией, и становится он в таком состоянии сердца своего, которое ни его не радует, ни окружающих его людей.

    Вернуться в эту полноту жизни можно только через внутренний подвиг и молитвенное устроение. Преподобный Силуан Афонский, когда терял благословение Божие и пребывал в подвиге его искания, говорил: «скучает душа моя о Господе». Вот это «скучание» сердца нашего никогда не должно теряться в нашей жизни. Среди всего того, что предлагает нам мир сей, мы должны помнить о том, что есть нечто для нас более важное – есть то сокровище, которое мы должны беречь, стараться не дать его на попрание миру сему. Сохранять и не терять, созидать, а не разрушать – к этому призван каждый из нас.

    Легко ли быть свидетелем в этом мире о Христе? Мы точно также знаем, сколь это не просто, ибо, выйдя за дверь храма, кажется и все растерялось из того, что было собрано в молитвенном устроении нашей церковной жизни. Но Господь никогда от нас не отступает, Он всегда пребывает рядом с нами. Не всегда мы это чувствуем по своей «дебелости» и окаменелости сердца своего. Один из миссионеров, бывших в Юго-Восточной Азии в XIX веке, был в недоумении, когда он служил Литургии для людей недавно крещеных, живущих простой племенной жизнью. Когда подходил момент Преосуществления Святых Даров, вдруг они начали хлопать в ладоши, веселиться, радоваться. Он смущался этим и не мог понять, что происходит. Вернувшись в Москву, он обратился к духовнику своему – человеку, много путешествующему и знающему этих людей. Духовник ему сказал, что эти люди видят Евхаристического Христа, который идет в этот момент и пребывает в храме. По простоте и чистоте сердец своих им это открыто.

     К сожалению, о себе мы этого сказать не можем, чувствуем ли мы действительно, что Господь здесь, посреди нас? Эта тайна бывает от нас сокрыта. Но это так! Господь здесь! Господь посреди нас. Господь знает сердце каждого из нас. И единственное, что требуется от нас – это открыть свое сердце навстречу Богу. И порой это бывает тоже не просто, потому что поселившиеся в нашем сердце «квартиранты» не желают этого – желают держать дверь эту закрытой и не открывать навстречу Богу. Рассеянностью они уводят человека, не дают сосредоточиться на молитве, помыслами всякими уводят человека от того, чтобы он почувствовал это присутствие Божие здесь за Божественной Литургией. И только молитвенная собранность позволяет нам вновь и вновь сделать этот шаг навстречу Богу. Молитвенное усердие и стремление навстречу Богу всем своим сердцем, душой и умом своим позволяет нам преодолеть эту борьбу, которую каждый из нас ведет с духом злобы поднебесной. И тогда действительно мы для себя открываем эту радость жизни во Христе. Эту сокровенную таинственную жизнь, которая является сокровищем души человеческой. И те, кто познал и стал причастником этой жизни, этой радости, никогда не соблазнятся мирскими, житейскими сладостями и утешениями, которые предлагает мир сей человеку.

    Мы должны жить так, чтобы Христос сопровождал нас по жизни постоянно, мы должны помнить о Нем всегда, не забывать о Нем среди всех своих дел и забот, ведь Он о нас не забывает. И Промыслом Своим, любовью Своей покрывает все наши труды, заботы. Он всегда рядом с нами.

    Но, как мы слышали, жители страны Гадаринской, просили после удивительного чуда, чтобы Он покинул пределы страны их. Господь всемогущий, который только что явил силу и всемогущество Его, по кротости Своей оставляет эту страну и уходит на другой берег. Посему и мы должны быть внимательны к сердцу своему, чтобы оно точно так же не обращалось ко Господу, когда Он нас посещает: Господи, отойди от меня, чтобы не остаться мне без тех земных радостей и утешений, к которым стремится сердце мое. Как и эти люди желали только одного: чтобы не нарушился строй и порядок их жизни, достаток их не был нарушен.

    И, обращаясь к самому себе и к каждому из нас, хотелось бы пожелать только одного, чтобы мы были внимательны по отношению к сердцу своему, были хозяевами сердца своего, и не каждому стучащему в сердце открывали его навстречу, а только Самому Господу, которого желает и в котором желает насытиться и утешиться душа каждого человека.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]