• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю 13-ю по Пятидесятнице (30.08.2015)

    30/08/2015
    Проповедь о. Андрея в Неделю 13-ю по Пятидесятнице (30.08.2015)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

    Проповедь в Неделю 13-ю по Пятидесятнице
    30.08.2015

    Евангелие от Матфея
    21:33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
    21:34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
    21:35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
    21:36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
    21:37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
    21:38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
    21:39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
    21:40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
    21:41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
    21:42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Как мы слышали сегодня в евангельском чтении, Господь-сердцеведец, знающий тайные глубины сердец человеческих, обращается к тем, кто был рядом с Ним в тот момент – к людям, которые желали услышать от него слово назидания. Среди них было и множество фарисеев, которые следовали за Христом, желали найти в Его словах какую-то неточность, за которую они могли бы зацепиться, чтобы показать людям, стоящим окрест Господа, что Учитель говорит не так верно, как учат сами фарисеи. Ибо они желали быть судьями, учителями, и не желали терять своего внешнего достоинства пред другими людьми.

    Господь, зная помышления, состояния сердец людей, обращается сегодня к ним с притчей о виноградаре. Он говорит о том, что некий человек насадил виноград, ископал в нем точило – сделал всё необходимое для того, чтобы можно было пользоваться плодами виноградника. И этот господин призывает делателей на свой виноградник, чтобы они следили за виноградником, ухаживали за ним и во время, когда будут плоды, возвращали ему должное, о чем они договаривались с господином виноградника сего. Они не употребляли усилий, ничего не сделали для того, чтобы насадить сей виноградник. Сами пользовались плодами трудов господина сего. И когда пришло время отдавать плоды, господин виноградника посылает своих рабов, чтобы они взяли должное и принесли ему. Но лукавая мысль восходит на сердце делателей. Они, «совет сотвориша между собой» в своих сердцах, решили присвоить виноградник себе и те плоды, которые получают от виноградника, сделать своим достоянием, которым будут пользоваться. И решили, что не нужен им сей Господин – сами захотели быть хозяевами на винограднике. Что произошло далее - мы слышали в евангельском чтении. Дошло даже до убийства рабов. Дошло даже до убийства сына, которого послал господин виноградника сего в надежде на то, что усрамятся делатели сына и исполнят должное. Но и этого не произошло – не образумились их сердца, остались они такими же лукавыми в своих устремлениях, как и были в начале совета своего.

    Господь, обращаясь с притчей к людям, которые стояли вокруг Него, и к фарисеям с тем, чтобы они сами вынесли суд о том, что же произошло на этом винограднике, как поступит господин со злыми делателями. И народ, и фарисеи говорят: «злых зле погубит». Такова участь людей, которые теряют в своей жизни добрую, благую цель, предаются каким-то иным, земным целям. И средства, которые они ищут для того, чтобы достичь этой цели, становятся уже не добрыми, а лукавыми, ибо и сама цель изначально уже была лукава.

    Сегодня мы слышали эту евангельскую притчу, которая была обращена к окружающим Господа людям и предрекала им, как надо быть осторожными и внимательными, ибо они вполне восполнят меру неразумия злых делателей виноградника, что произошло. Но суд они вынесли сами о себе, посему исполнялась уже на них правда Божия. Господь точно так же и нам с вами сегодня этой притчей говорит о том, как для человека губительно бывает утратить цель своей жизни – утратить ту цель благую, которой должно быть всё подчинено. Как только человек утрачивает устремленность своего сердца к Богу, всё начинает полагать на людей и на самого себя, желая достичь и устроить всё своими земными возможностями, рассуждениями и понятиями, то невольно и мы сами должны вынести такой же приговор, как вынесли люди, стоящие вокруг Христа и слышавшие притчу о злых виноградарях. Господь нам с вами говорит о том, что целью нашей жизни должно быть постоянное искание Царствия Небесного. «Всё остальное приложится вам». Вот – цель нашей жизни! Вот смысл и содержание, к которому должно стремиться всё наше устроение и душевное, и сердечное, и разумное. Всё должно быть подчинено этой цели. И мы должны изыскивать в тех обстоятельствах нашей жизни соответствующие средства, которые ведут нас к цели. Во всех обстоятельствах человек, имеющий такой внутренний посыл к цели – к Царствию Небесному, во всем будет усматривать возможность приобретения добродетели. Во всем будет усматривать для себя возможность благодарить Бога и других людей за те обстоятельства, с которыми он столкнулся в своей жизни. Он будет понимать, что не люди являются для него каким-то препятствием, которое возникает на его земных целях и представлениях, но Сам Бог действует в этой земной жизни на наших жизненных путях, поставляя те или иные события и обстоятельства, с которыми сталкиваемся мы в своей жизни. И то, как ответим мы, какие средства будем избирать для того, чтобы найти решения в этих обстоятельствах – это все будет свидетельствовать о цели, которая есть сердце нашем.

    Если же более будем полагаться на людей, на возможности человеческие, на человеческие представления и понятия, по которым будем пытаться решить жизненные задачи, то, значит, и Царствие Небесное, к которому должна стремится наша душа и сердце, не является целью нашей жизни – мы хотим ещё здесь кое-что получить, кое-чем утешиться, чтобы всё выстроилось так, как нам бы желалось, а мы бы радовались происходящему вокруг нас. Но не будет так! Мы знаем, что есть иное в этом мире. И человек радуется не тому, что всё сложилось так, как он желал и хотел, но радуется только тогда, когда становится делателем добродетели. И в самой добродетели сокрыто сокровище, которое чувствует наше сердце, когда становится причастником той или иной добродетели. Добродетель принадлежит иному царству – Царству Небесному. И этот отблеск радости, света сокрыт в самой добродетели. Если же человек идет по этому пути и во всяком событии и деле своей жизни находит возможность последовать по пути той или иной добродетели, то здесь он вкушает радость и сладость.

    Но мы знаем, что идти по пути добродетели порой приходится наперекор самому себе. Апостол Павел нам говорит, что каждый из нас должен распять себя со своими страстьми и похотьми. Страсти и похоти полагают нам цели нашей земной жизни, диктуют нам средства, которыми мы должны достигать этих целей. И когда человек избирает такой путь в своей жизни в тех или иных обстоятельствах, то через какое-то время сполна вкушает ту горечь зла и греха, которая сокрыта в нем.

    И там, где избираются добродетели: добродетель терпения, добродетель смирения, добродетель кротости и воздержания - те добродетели, о которых нам возвещает Священное Писание, –только здесь, на этом пути человек обретает мир, спокойствие и величайшую радость и сладость духовную для сердца своего. Иного пути в этом мире для нас нет. Потерять цель своей жизни – это губительно для человека, как показывает нам с вами сегодня евангельское чтение. Утратить строй и порядок внутренней жизни, эту соподчиненность всех частей - и своей внутренней жизни, и внешней - этой цели – для человека это поворачивается катастрофой в его жизни. Потом очень много требуется труда для того, чтобы вновь и вновь вернуть себе это благое состояние, которое желает и к которому устремляется сердце наше. Натоптав тропинку или пробив колею своими земными помыслами и земной рассудительностью, достижением каких-то своих представлений и понятий о том, то такое благо, потом человеку очень трудно бывает вырулить, выехать или пойти по бездорожью для того, чтобы вновь вернуться на путь, которой он утратил, с которого он сбился в своей жизни. Много терпения требуется. Много скорбей порой приходится преодолевать человеку за эту утрату цели своей собственной жизни. За утрату той радости и мира, которые должны были бы быть на сердце у человека, когда он живет с Богом.

    Для нас жизнь церковная есть и напоминание о том, как должна строиться наша жизнь. Жизнь богослужения – это те сокровенные и, наверно, самые счастливые минуты в нашей жизни, когда мы становимся причастниками той основы жизни здесь на Земле, когда Небо само отверсто, когда ангелы близ каждого из нас, когда Господь посреди нас здесь стоит, видит, знает все сердечные помышления каждого из нас. И что же нам печаловаться, смущаться и предаваться каким-то земным стенаниям и трясениям? Ведь Господь рядом с нами. И ныне Божия Матерь сугубо молится о каждом из нас, здесь предстоящем. Матерь Божия рядом с нами. Она является «в молитвах неусыпающей» нашей Предстательницей за каждого из нас. И может ли сердце человеческое, имея такие откровения от Господа и таких небесных помощников, которые всегда близь нас, смущаться и печаловаться о того, что труден путь, по которому мы идем? Что труден путь добродетели? Это только для ума, для сознания человеческого видятся трудности и невозможности. Это некая болезнь сознания, когда в добре человек видит труд и невозможность его достижения. Но стоит человеку сделать первый шаг – как всё рассеивается как туман. Он начинает ощущать ток благодати в сердце своем, который начинает вести его по жизни, и человек, вкусив, этой благодатной жизни, уже никогда не пожелает вернуться в жизнь иную – в жизнь, которая ведет его к лукавым, мнимым целям, которые потом наполняют его смущением, раздражением, обидами и всякого рода скорбями, хотя внешне, мнимо человеку кажется, что это некое благо, которое нужно обязательно достичь.

    И мне хотелось пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы этот путь добродетели, ведущий нас в Царствие Небесное, был определяющим для нас в нашей жизни. Чтобы никакие смущения не восходил на сердца наши, как бы враг ни пытался сбить, увести нас с этого пути. Какие бы он выстраивал для человека, как ему кажется, невозможные вершины, которых он не может достичь из-за слабости и немощи своей! Мы немощны. Но с нами Бог! С нами Пречистая Владычица наша Богородица! И нет для ничего невозможного, если только мы сами не оставляем, не отступаем от этой небесной помощи и не теряем в сердце своем страха Божия.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]