• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю 37-ю по Пятидесятнице (14.02.2016)

    14/02/2016
    Проповедь о. Андрея в Неделю 37-ю по Пятидесятнице (14.02.2016)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
    Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице
    14.02.2016
    Лк. 19:1-10
    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, В Неделю о Закхее, как и должно, в напоминание нам о грядущем посте читается Евангелие о мытаре Закхее. Он, желая видеть Господа, презрев свое положение в этом мире среди людей, живущих окрест его, влезает на дерево, чтобы увидеть Христа – Того, о ком он много слышал, чтобы слова, сказанные другими людьми, стали для него уже более значимыми. Ему хотелось утвердиться, насколько все то, о чем он слышал, соответствует тому, что он увидит. Эти его устремления сердечные превозмогают человеческие представления, привязанности к своему положению. Преодолевает он человеческое лицемерие, ибо желает видеть и удостовериться в том, что Тот, о ком он много слышал, соответствует тем словам, которые были сказаны о Нем. Господь, видя возлезшего на ягодичину Закхея, обращается к нему и говорит: «…потщáвся слѣ́зи: днéсь бо въ домý тво¬éмъ подобáетъ ми́ бы́ти»  – «Я приду к тебе в дом твой, и более узришь, нежели желало сердце твое. Более поймешь, нежели хотел увидеть с этого древа, на которое залез. Я дам тебе больше, нежели ты желал». И Закхей принимает Господа в дому своем. Среди этой радости, которая была у него на сердце, слышатся и роптания фарисейские, которые не могут отступить от земных представлений, от земных понятий о мире духовном. И слышится: ну как мог Он войти в дом ко грешному человеку? Как Он может общаться с людьми, отверженными от общества, ходить в дом к ним, сидеть с ними за одним столом?

    Если бы уничижения были бы сказаны по отношению к самому Закхею, он бы возможно и не обратил на них внимания, ибо он знал свое положение в этом мире, знал и немощи, и грехи свои. Ничего нового эти слова не добавили бы к тому, что он знал о самом себе. Но слова эти были направлены к Господу – к тому гостю, которого он принимает в своем дому. И слова эти столь несправедливы, что в радости и ликовании сердца своего он обращается ко Христу, как бы защищая Его от этих неправедных слов. Он говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». В этом особом радостном состоянии его сердца человеческое уже перестает иметь значение. И сколько он обещает в этом сердечном устремлении ко Господу, он сам, может быть, и не понимает. Может быть он пообещал гораздо более, чем имеет. Но это не имеет значения. Важно и значимо лишь то, что сердце его было с Богом. Желало не отступать, не расставаться с Ним.  Желало, чтобы ничто скверное, земное не коснулось этих отношений между ним и Господом. Он желает пожертвовать всем ради того, чтобы не расставаться со Христом, ради того, чтобы продолжалась эта беседа, которая началась в доме его, чтобы были произнесены те спасительные слова, которые скажет о нем Господь: «…пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Более этих слов и радости не могло взойти на сердце Закхею, ибо это означало, что он почтен от Самого Господа и те земные обличения, которые он совершал в своей жизни – ничто пред лицем Божиим.

    Если сердце обращено ко Христу, то оно желает только одного: оставить все у ног Его и следовать за Ним, слышать слово Его. Таково было сердце мытаря Закхея. И Господь увидел его.

    Мы видим поступок человека, обличенного властью, состоятельного, который он совершает пред лицем многих людей, и не задумывается в этот момент о том, что многие могут осудить, осмеять поступок его: не должно поступать так человеку богатому и знатному. Но он не обращает на это внимания, ибо исполняет влечение и желание сердца своего. Многое в жизни человека начинается с того незначительного, на первый взгляд, поступка, который он совершает в жизни своей. Начало порой может полагаться, как кажется человеку, в каких-то земных направлениях, земных устремлениях. Но последствия оказываются удивительно глубокими, важными, значимыми, изменяющими жизнь самого человека – как изменилась жизнь Закхея после того, как Господь обратился к нему: «…днéсь бо въ домý тво¬éмъ подобáетъ ми́ бы́ти». Он узнал гораздо большее, нежели стремился увидеть.

    Мы знаем из житий святых угодников Божиих, как начало порой полагалось, исходя из каких-то земных представлений и целей. Преподобный Пахомий Великий и преподобная Мария Египетская сделали шаг навстречу Богу, исходя из своих земных представлений. Мы знаем, что Мария Египетская захотела увидеть Крест Христов лишь потому, что множество народа устремлялось к нему. Ей стало интересно, что же за такое событие привлекает сердца столь многих. Она взошла на корабль, чтобы в веселии провести это время с молодыми людьми. Не было на сердце ее того святого желания, которое было у паломников, стремившихся во Иерусалим. Но даже на столь малого проявления стремления сердца человеческого к святыне, порой замутненного этими житейскими, земными радостями и увеселениями, хватило на то, чтобы Господь коснулся сердца ее. После того, как она смогла прикоснуться ко Кресту Господню, изменилась вся ее жизнь. Уходит в пустыню, совершенно меняет свою жизнь и достигает того состояния равноангельского, которое ужасало старца Зосиму.

    Так и в жизни каждого человека Господь порой касается его сердца, ведет его по тому пути, чтобы он преодолел свое земное представление о духовном. Не может человек сразу взойти великим подвигом и трудом, так как земное обременяет человека. Устремляется человек по зову Господню к тем поступкам и делам, которые выводят его из подчинения этому земному миру, помогают ему преодолеть лицемерие, привязанность к этим земным, важным, как ему кажется, состояниям: власти, богатства и другим земным сокровищам, которые приводят человека к падению. Господь же дает человеку возможность, вновь и вновь преодолевая любовью самого себя, выходить навстречу другим людям. Выходить, чтобы любовью своей исцелить и сердце свое. Но когда человек сделает этот шаг, перед ним возникают всякого рода страхования, с которыми начинает сталкиваться человек. Возникают какие-то препятствия, преграды, видя которые, человек отступает и не делает следующий шаг навстречу Богу.

    Закхей устремился в дом свой, чтобы принять Христа, не раздумывая и не представляя себе, как будет сие и как может Учитель войти в его дом, куда и вход был закрыт самим фарисеям и книжникам, запечатан ими. Ни под каким предлогом не мог он пригласить в дом свой Учителя, которого видя только что. Но не раздумывает и не смущается он, устремляется и предуготовляет трапезу, чтобы принять дорогого ему Гостя.

    Точно так же и в жизни человек должен быть готов к тому, чтобы преодолевать смущения, препятствия, которые возникают у него в духовной жизни. Земные привязанности, земные представления, земные страхования сопровождают человека по жизни его. И порой человек теряет духовное устроение сердца своего, которое только что горело любовью к Богу, к ближнему своему. И устремляется человек вспять от того, что казалось ему важным и значимым. Оставляет Самого Бога ради земных представлений, ради земных, важных, как ему кажется, и значимых вещей. Но все это временно, все это – пустое, и ничего из этого не будет иметь значения для жизни человека. Только поступок, который совершает человек по отношению к Богу, делая первый шаг навстречу к Нему, имеет значение в жизни человека. И верность тому пути, по которому человек идет в жизни своей.

    Угодники Божии нам с вами напоминают, что мы должны всегда помнить наш первый шаг, когда мы переступили порог церковный. Сколько благоговения, сколько смирения было в сердце человека. И осознание недостоинства своего. Но как потом исчезает это из жизни! Как потом теряется ощущение присутствия святыни в жизни! Как привыкает человек к той жизни, порядку, который он встречает в церкви! И забывает он это трепетное состояние, когда ангелы здесь, в храме, со трепетом взирают на то, что совершается за Божественной Литургией. Но порой не трепещут сердца человеческие – они привыкли. Для них это стало уже событием, которое, как кажется, знакомо понятно. Но это не так! Ибо до тех пор, пока сердце наше не чувствует, что здесь Христос посреди нас, все остальные наши человеческие представления о духовной жизни, не имеют никакого значения. Многое из того, что мы познаем, многое из того, что мы приобретаем через чтение книг – все это важно и значимо. Но главным для нас является знание сердечное о том, что Христос здесь, посреди нас, видит глубины нашего сердца, готов помочь каждому из нас. Готов исцелить недуги и болезни. Готов прийти в храмину души нашей и принести туда удивительные и таинственные слова, которые Он возвещает ныне Закхею: «се спасение дому сему бысть».

    Для того, чтобы и в нашей жизни произошло это удивительное и таинственное событие встречи со Христом, мы должны быть внимательны и к тем небольшим, незначительным событиям, которые происходят и в нашей жизни, чтобы мы не упустили тот путь, который полагает нам Господь для того, чтобы мы могли на этом пути встретить Самого Господа нашего Иисуса Христа.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]