• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю 6-ю по Пятидесятнице 31.07.2016

    31/07/2016
    Проповедь о. Андрея в Неделю 6-ю по Пятидесятнице 31.07.2016

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

    Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице
    31.07.2016
    Ин., 17:1-13 (святых отцев шести Вселенских Соборов)
    Мф., 29 зач., 9:1-8

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в Неделю памяти отцев шести Вселенских соборов, мы с вами, братия и сестры, слышали два Евангельских чтения. Читалось Евангелие (Ин., 17:1-13), где мы слышали слова первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа о тех, которых дал Ему Отец Его Небесный. В этой молитве Господь говорит «А́зъ прослáвихъ тя́ на земли́…», обращаясь к Своему Небесному Отцу. «…дѣ́ло соверши́хъ, éже дáлъ еси́ мнѣ́ да сотворю́». Дело, о котором говорит Господь, Он открывает нам в этой молитве: «да знáютъ тебé еди́наго и́стиннаго Бóга, и егóже послáлъ еси́ Иисýсъ Христá».

    Господь приоткрывает нам и другую тайну, когда говорит: «..не о [всéмъ] мíрѣ молю́, но о тѣ́хъ, и́хже дáлъ еси́ мнѣ́…». Он открывает нам духовную тайну о том, что не все последуют за Христом. Не все примут Его, хотя Он свидетельствует Своими словами и делами перед множеством людей, которые окружают Его, о том, что истинно пришел от Бога. Но многие соблазнятся, многие отступят и не услышат это слово Истины, которое возвещает Господь.

    В чем же причина этой трагедии, которая совершается в человеке, когда он отступает от Христа и не может услышать этих глагол истины, жизни, правды, которые могут изменить его и всю его жизнь?

    Другое сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о том, как Господь исцелил человека, расслабленного жилами. Как говорит Евангелие, видя веру тех, кто принес это больного человека пред ноги Господа нашего Иисуса Христа, Господь обращается к нему и говорит: «…отпущáются ти́ грѣси́ твои́». Он испытывает сердца людей предстоящих, и мы слышим, как Он отвечает Своими словами и делами на те смущения, но то лукавое устроение сердечное, которое Он зримо видит пред Собой. Многие из предстоящих около Господа нашего Иисуса Христа фарисеев, учителей смущаются этими словами, которые говорит Господь, ибо они понимают, о чем Он говорит: о том, что прощаться грехи могут только Богом. Всякая немощь, которая постигает человека – это следствие его греховной жизни. Невозможно исцеление без прощения грехов. На слова Господа о прощении грехов фарисеи помышляют «сéй хýлитъ», ибо каждый может сказать слова «прощаются тебе грехи твои». Но Господь, видя это устроение и помышления их сердец, продолжает дальше и говорит: «для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» Он, обращаясь к расслабленному, говорит, что не только прощаются ему грехи, но «…встань, возьми одр твой, и иди в дом твой». И сие исполняется пред изумленным народом, когда больной получает исцеление от недуга своего, ходит пред всеми и являет ту силу Божественную, которая была сокрыта в словах Господа нашего Иисуса Христа.

    Мы слышали, как Евангелие говорит нам о том, что многое рождается в сердце человеческом - и вот эти смущения, на которые ответил Господь прямым исцелением расслабленного человека, свидетельствуя пред лицем фарисеев и учителей и множеством людей, которые Его окружали, о том, что Он есть истинный Иисус Христос, Которого послал Отец Небесный в этот мир для спасения и искупления рода человеческого. Но вот это состояние сердца «сей хулит», не взирая ни на что, продолжает оставаться у этих людей, фарисеев и учителей, которые окружают Его, видят преславные чудеса, которые совершает Господь, но продолжают упорствовать в сердце своем. Когда Господь уже и прямо им ответил, показав, что Он знает все, что у них на сердце, показав явно Свое Небесное Божественное достоинство, о котором Он свидетельствовал словами и делами Своими, но и тогда они не понимают. Они продолжают искать, где бы они могли преступить ко Господу со всякого рода испытаниями, уличить Его. И никак не хотят принять этого прямого свидетельства о том, что Он есть Господь и Бог наш Иисус Христос.

    Мы видим, что источником такого состояния является сердце человеческое, которое отступает от Бога и не желает принять прямых свидетельств, которые Господь посылает сердцу человеческому. И никогда Господь не оставляет человека в его земной жизни, старается ему помочь обрести истинную веру, истинного Бога, и Того, о ком говорит Сам Господь: Господа нашего Иисуса Христа. Посылаются те или иные обстоятельства, события, с которыми сталкивается человек в своей жизни. Но как он на них отвечает – это уже зависит от устроения сердца человеческого. Святые отцы говорят о том, что сердце бывает подобно воску, а бывает подобно грязи, в зависимости от того, как оно отвечает. Отвечая на действие теплоты солнечной, воск может принимать формы, которые будет Господь Сам как бы лепить из него. А грязь от солнечного тепла становится твердой, как камень, и не возможно ее пробить: она становится неподатливой, упорной, и невозможно с ней ничего сделать. И становится такое сердце не годным ни к чему. Только Господь долготерпением и милосердием продолжает воспитывать это сердце, чтобы исполнилась правда Божия, и аще сил достанет у человека и решимости, сможет он приступить к делу воспитания самого себя и своего сердца пред лицем Божиим.

    А воспитание это начинается, прежде всего, с понимания того, что Бог видит все. Бог знает каждого из нас, зде предстоящих. Знает все наши помышления, видит, о чем человек размышляет, что на сердце у него. И знает, как ответить ему на эти размышления, может быть, смущения и заблуждения. Это понимание того, что мы предстоим перед Богом, мы открыты Богу, должно в сердце человеческом рождать страх Божий.

    Мы предстоим перед Самим Богом. Как смущаемся мы порой предстоять перед другим человеком! Как смущается человек, когда догадывается, что другой человек знает его мысли! Это было много раз со святыми угодниками Божиими: люди приходили и были поражены, когда угодники Божии отвечали им на те вопросы, которые они ещё не успели даже задать, свидетельствуя о том, что для них открыты были людские помыслы и помышления. И как люди были порой удивлены и посрамлены, когда открывались те какие-то сокровенные глубины жизни, о которых они боялись сказать порой даже самим себе. Посему и мы должны в нашей духовной жизни, прежде всего, помнить, что нет ничего сокровенного перед Богом. Есть только Господь, Который желает нам помочь, протягивает постоянно руку помощи для того, чтобы мы вышли из этих глубин своего порой лукавого сердца, из тех помышлений, которые душат, не дают человеку жить, поскольку некогда принятые в сердце его, дали возможность врагу действовать в сердце человеческом, смущая и его, и окружающих его людей.

    Приступая сугубо к Божественной Литургии, мы приносим Богу, прежде всего, сердце свое, о котором говорим: в мире помолимся. То есть тем благодатным мирным устроением своего сердца мы должны возносить молитвы Богу за Божественной Литургией. И мы должны памятовать всегда о том, что, находясь в храме, мы особым образом предстоим перед Богом: где открыты все наши прошения, вопрошения, где Господь посреди нас («где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди»). Точно так же и здесь Господь, предстоящий пред лицем каждого из вас, знает помышления и устроения ваши сердечные. Посему и должен обращаться человек к Богу, понимая, что же он желает, а не просто предстоять и размышлять о каких-то далеких от самого человека проблемах. Человек должен точно сформулировать в сердце своем: что же он хотел сказать Богу, что он хотел бы донести до Господа сердцем своим. И получить от Него помощь и ответ на вопрошение в сердце своем.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы наше предстояние перед Богом, сугубо – на Божественной Литургии, никогда не было бесплодным. Чтобы мы не просто приходили в храм, но готовились к этой встрече с Богом, понимая, что это тоже некий суд над каждым из нас: какими мы пришли и какими мы уходим из храма. Это зависит от устроения нашего сердца: как мы над ним трудились, как мы были внимательны к своим поступкам, делам и словам. В рассеянии мы пришли, в раздражении, с обидами, или мы действительно пришли с мирным сердцем принести молитвы Богу за себя и за ближних своих?

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

25 АВГУСТ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]