• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в День Святой Троицы 19.06.2016

    19/06/2016
    Проповедь о. Андрея в День Святой Троицы 19.06.2016

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
    Проповедь в День Святой Троицы
    19.06.2016

    Евангелие от Иоанна, 7:37-52, 8:12

    Тропарь, глас 1
    Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей, ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе.

    Кондак, глас 2
    Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа.


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в день Святой Пятидесятницы, мы слышали слова Евангельские о том, как Господь призывает всех к Себе и говорит о том, что реки воды живой будут истекать на всех тех, кто припадает к Нему, утоляя всякую жажду, печаль, скорбь души человеческой. И, как говорил Он, обращаясь к жене-самаряныне, что тот, кто испеет воды, которой Он обладает, не будет жаждать – говоря так о Духе Святом. Жажда томит сердце человеческое, и сколько бы человек ни пытался найти путей к тому, чтобы утолить эту внутреннюю свою жажду, не находит он должного разрешения, кроме того пути, который полагает перед человеком Господь: идти во след Его, быть рядом с Ним.

    Сегодняшнее событие Святой Пятидесятницы, как поется в церковном песнопении (в кондаке) поставляет нас с вами перед двумя событиями. Первое событие – это: «Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний…». Здесь говорится о людях ветхозаветных, далеких от нас, которые возмечтали построить башню до Неба, которую именуют Вавилонской башней. Они возжелали воспротивиться Богу. Возжелали строить здесь на Земле все по своим законам, по своим понятиям, по своим земным житейским представлениям. Они хотели оставить, как мы так же слышим в Священном Писании, «имя по себе» на Земле, чтобы прославляли, сколь велики были они, сколь много они могли совершить. Употребляют для этого все свои силы. Соединяются, собираются. Проводят, видимо, всякого рода совещания, чтобы достичь той цели, которую они себе поставили. Но цель их богопротивна. И Господь разрушает это их единство, которого, как им кажется, они достигли – «разделяше языки Вышний». И престали понимать друг друга строители этого земного человеческого Рая, разошлись восвояси, и каждый стал измышлять что-то свое: свое представление и понимание жизни, все более и более отдаляясь, разделяясь с другими людьми.

    Сегодняшнее церковное напоминание говорит нам о том, что, сколь бы люди ни стремились выстроить что-либо в своей жизни своими силами, согласием с другими людьми, но если это противно Богу, то все будет разрушено. Даже более того: где люди между собой, казалось бы, были согласны, разойдутся они и станут, может быть, даже противны друг другу. Потому что цель, которая была положена в основание дел и устремлений их, была противна Богу.
    Это состояние сопротивления Богу касается не только человека Ветхого Завета. Но завет пророка Давида «блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» касается каждого человека, ибо это сопротивление Богу в той или иной мере сопровождает жизнь человека здесь на Земле. Враг рода человеческого искушает и соблазняет человека, вновь подвигает его строить свою «вавилонскую башню» против сил и возможностей его. Кто-то, обладая возможностями и силами, выстраивает в большом масштабе, а тот, чьи силы ограничены – пытается выстроить свой замок, маленькую башню вавилонскую в доме своем, в своей семье, или сам стать, как истукан – подобно этой вавилонской башне выстроить себя, дотянуть себя до небес своими талантами, возможностями, своими человеческими измышлениями, устремлением к власти, славе и богатству. Но ничто же успевает человек на этом пути земном. Каждый раз терпит бедствие, ибо единожды Господь показал, что все подобные устремления человеческие, противные Богу, будут разрушены. Не достигнет никогда цели это человеческое согласие в делах, противных Богу. Господь сам судит этим людям и находит пути, которые разрушают то, что Он не принимает, то, что противно Ему и тому пути, который Он полагает каждому человеку.

    Иной путь предлагает нам сегодня Господь и Святая Церковь: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Бога и те Его благодеяния, которые Он являет над нами. Указывается цель для нас в жизни: согласно славить Бога, быть едиными в этом устремлении сердец наших. И тогда во всей полноте вкушает сердце человеческое это особое присутствие благодати Божий, Духа Святого, который видимым образом ныне сошел на апостолов. Но и продолжается это излияние Духа Святого на сердца чистые, верующие, обращенные к Богу и устремляющиеся к Нему, чтобы исполнить то послушание, которое Господь положил человеку в жизни его: идти во след за Христом со своим крестом. Без ропота, без смущения, ибо Сам Господь говорит о том, что «иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть». На этом пути познает сердце человеческое эту удивительную тайну, которую открывает нам Господь. Дух Святый содействует человеку на этом пути. Как свет освещает тот путь, по которому он должен идти. И не поткнется нога такого человека, но будет он во свете. Господь всех нас призывает и научает, вразумляет и предостерегает о том, что без света в жизни человека много бывает опасностей, трудностей, и порой человек даже сам не понимает, каким образом он оказался в той или иной ситуации, как он забрел в то или иное свое состояние сердечное, и где этому причины. А найти путь для выхода порой бывает человеку очень и очень сложно. Требуются усилия и время. Требуется вновь и вновь, чтобы свет пришел в душу нашу, чтобы Господь осветил путь наш и мы бы могли найти то потребное ко спасению, важное и значимое, что нам с вами помогает в этой жизни выстраивать здесь на Земле путь спасения и в сердце свое напитывать добродетели.

    Согласно славим и воспеваем Бога. Ради этого приходит Дух Святый в этот мир. Не для того, чтобы каждый решал какие-то свои личные задачи, но славить Бога, воспевать Бога – сие должна каждая душа. Что же мешает на этому пути человеку принять Дух Святый? Что же мешает человеку воспеть эту песню свою Богу, как некогда пророк Давид, чтобы возликовала душа человеческая и сердечная, чтобы ликование пришло к человеку? Мы знаем это, обращаясь к первоначалу – к кондакам, которые мы слышим. Эта устремленность от Бога ко греху, устремленность к иным целям и заботам мешает человеку вполне воспользоваться той милостью, которую Господь подает и готов подать каждому из нас. Господь изливает благодать, сполна дает каждому человеку: солнце светит, как Господь говорит, на добрые и злые. На весь мир изливается благословение Божие. Принять эту благодать человек должен своим собственным сердцем. И это устроение сердечное порой бывает величайшим препятствием для человека, чтобы он мог принять благодать Духа Святаго в сердце свое. Ибо сердце и есть то хранилище, тот сосуд, в котором хранится благодать Духа Святаго.

    Труд сердечный – это самый важный для человека труд на Земле. Не важно, что происходит вокруг нас, не важно, какие геополитические или иные проблемы решаются в современном мире. Важно для каждого человека то, что происходит внутри сердца его. Ибо душа каждого из нас имеет ценность, превышающую весь этот мир. И никакие человеческие измышления, никакая человеческая цена, которую может предложить человеку за душу свою, не соразмерена с тем духовно-нравственным достоинством, которое несет каждый из нас в самих себе. Полнота жизни в Духе Святом определяется напряженностью нашей духовной жизни. И здесь не важна внешняя сторона жизни. Понятно, что мы не можем совершать, подобно древним, те подвиги, на которые были они способны. Кто может молиться 1000 дней и ночей на камне, как преподобный Серафим Саровский? Кто может взойти на столб и пребывать там? Кто может носить на себе власяницу, да так, что начинает уже разлагаться тело? Кто может это стерпеть? Мы понимаем, сколь мы слабы и далеки от тех великих подвигов, которые являли угодники Божии. Но Господь взирает не на величину подвигов, а на соразмерность того, что может сделать человек. На ту напряженность его внутренней жизни, которую он являет. Мы понимаем, сколь много требуется от человека, чтобы сделать один-два шага, если у него разбиты суставы или он перенес тяжелейшую операцию и ему нужно вновь встать и пойти. Эти два шага, которые делает человек, это величайший подвиг, который он одерживает над самим собой. Очень важно нам понимать, что Господь смотрит на то напряжение нашей духовной жизни, в котором мы совершаем по отношению движения от Земли к Небу, преодолевая самих себя, преодолевая эту приверженность ко греху, и устремляется к тому, чтобы положить новое начало жизни в наших сердцах. И если это будет внутри нас, то и внешним образом будет изменяться жизнь вокруг нас. Ничего невозможно сделать, если ты не меняешься в сердце своем – все будет оставаться как прежде. Вновь и вновь будет сердце человеческое возвращаться к тому, что ему понятно и желается от тех помыслов, которые полагает враг на сердце его. Человек будет искать славы, строить свою вавилонскую башню до того времени, когда Господь не разрушит ее. И падение бывает велие и страшное. Для человека бывает величайшая катастрофа в жизни его. Мятется сердце человеческое, не знает, куда приткнуться, но вновь и вновь Господь нам напоминает: устремляйтесь ко Мне, ибо реки воды живой истекают и ныне на всех вас! Господь напояет всякое сердце смущенное, может быть поверженное на землю. Но Господь вновь дает силы, чтобы подняться, восстать и вновь начать свой труд над самим собой.

    Каждый из нас для самого себя – это самая сложная задача, которую мы должны решить для своего спасения. Мы все про всех знаем. Знаем про других людей, про детей, про весь мир и геополитику, но не знаем самих себя. Мы забываем о том, что каждый из нас – это бесконечность, точно так же, как и бесконечностью является любой другой человек. Это новая вселенная. И об этом мы часто забываем и, устремляясь к познанию внешнего мира, не познаем самих себя. Не познаем свои немощи, не боремся со своими страстями, которые живут в нашем сердце. Не преодолеваем себя. Не выстраиваем тот благодатный строй и порядок жизни, который только и должен быть у тех, кто помнит о словах Господа и святых апостолов о том, что вы – храм Бога Живого, и Дух Святый обитает в этом храме. И храм сей должен создать каждый из нас.

    Внешним образом мы трудимся, созидаем наш храм, благоукрашаем его, стремимся, чтобы это приносило радость и было свидетельством того величия Божиего, которое воспринимают наши сердца в благодарности Богу за величайшие Его благодеяния. Храм - это как школа, училище, в которое мы приходим и учимся благодарить Бога, учимся жить с богом. Но главный храм, который строит каждый из нас, - это храм нашей души. И ничто скверное и порочное не должно входить туда. Святитель Василий Великий говорит: как дым мгновенно отгоняет пчел, точно так же любой грех, поступок, мысль скверная отгоняет благодать Божию, которую Господь нам дает за наше усердие и труды. И во мгновение лишается человек всего того, что он собирал уже долгое время. Сугубо это заметно Великим постом: через наши труды, усердие, через покаяние собираем себя, но проходит время – и мгновенно расслабляется человек, и теряется внутренняя собранность, иной строй и порядок начинает отвлекать нас от этого внутреннего делания. Но никогда не должно теряться из нашего духовного взора это строительство самих себя, внимание к тому, что мы делаем, как мы выстраиваем храмину собственной нашей души. Если чисто будет в сердце и душе нашей, то Дух Святый наполнит тогда благоуханием, радостью, веселием сердце наше. И такой человек бывает радостен не только внутри самого себя. Но радость его чувствуют другие, и изливается она на других людей. И противоположное мы сполна знаем в этом мире. И понимаем, сколь порой бывает и печальна, и скорбна для человека утрата этого радостного состояния. Может быть человек пытается внешним образом вернуть себе это состояние, но ничего не получается, ибо внешним образом ничего сделать невозможно для души своей – только той внутренней собранностью, внутренним подвигом, который должен совершать человек в жизни своей.

    И сегодня, в день Святой Пятидесятницы, когда благодать Святаго Духа сполна изливается на весь мир и на каждого из нас, мне хотелось пожелать, чтобы мы, потрудившись в своем устремлении к Богу и молитве, испрашивая благодати Духа Святаго, помнили о том, что Господь дает сполна, и наша задача – сохранить благодать духа Святаго в своих сердцах и в своих жизнях. Ведь важно не то, как часто мы причащаемся, а важно, как храним ту благодать, которую мы получаем от Бога. Запечатлевается ли она в наших сердцах, как в некоем сокровенном сосуде, как драгоценность, или тут же, за дверями храма, улетучивается, растворяется и теряется?

    Паки и паки мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас – хранить, как сокровище, благодать Духа Святаго, которую нам с вами без меры дает Господь, любящий нас, и все полезное ко спасению нам посылающий.
    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

26 МАЙ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
27 МАЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
08:00 Молебен в Иверской Часовне.
17:00 Вечерня, Утреня, 1-ый час.
[Далее]