• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю 7-ю по Пасхе 12.06.2016

    12/06/2016
    Проповедь о. Андрея в Неделю 7-ю по Пасхе 12.06.2016

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
    Проповедь в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора
    12.06.2016
    Ин., 56 зач., 17:1-13

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы, братия и сестры, в Евангельском чтении слышали слова, обращенные и к тем, кто окружал Господа, и к нашим сердцам, слова, являющиеся свидетельством Самого Господа о Его Божественном достоинстве, о том, что через Него совершается здесь на Земле дело спасения людей от греха, возвращения им того духовно-нравственного достоинства, которое было утрачено человеком по грехопадении, вновь возвращения человека на тот путь спасения, который ведет его от Земли к Небу.

    Господь молится, как мы слышали, за тех, кто последует за Ним, которых дал Ему Отец Его Небесный. Молится, чтобы они были едины, как и един Господь наш Иисус Христос со Своим Отцом и Духом Святым – в единстве этой особой, благодатной, непостижимой и таинственной жизни. Господь молится о том, чтобы это единство жизни среди тех, кто последует за Ним, было нерастерзаемо, неуничтожаемо, ибо это единственный путь, который ведет человека от Земли на Небо. Истинная жизнь, как говорит Господь: «да знáютъ тебé еди́наго и́стиннаго Бóга, и егóже послáлъ еси́ Иисýсъ Христá».

    На этом пути спасения враг для человека выстраивает множество соблазнов, смущений, искушений, в которые человек попадается, ибо сердцем своим порой далеко отстоит от Бога, от заповедей Его, но желает следовать своим хотениям, своим человеческим мнениям и стремится порой духовную жизнь подчинить таким своим земным представлениям. На этом пути возникает множество заблуждений, искажений истины, и многие люди устремляются с этого спасительного пути, о котором нам сегодня возвещает Господь, в совершенно иной строй и порядок духовной жизни. Теряется истина и начинается блуждание человека по понятиям и заблуждениям, далеким от истинной веры. Но Господь молится за тех, кто последует за Ним. Молится за тех, которых дал Ему Отец Его Небесный как достояние Его, молится за них, чтобы они не утеряли этот спасительный путь здесь в земной жизни, путь, ведущий их от Земли к Небу.

    Этим особым, благодатным действием Промысла Божия выстраивается земная жизнь нашей Церкви. Как только появляются заблуждения, как только люди устремляются с узкого и тернистого пути спасения на путь, ведущий в ином направлении - не к Богу, а к своим похотям, хотениям и мнениям человеческим, ведущим далее в глубины тьмы, Господь являет Свою милость через Свою Церковь, которая во Вселенских соборах вновь и вновь являет во всей полноте истину и возвращает людей к этому источнику света, который и дает человеку возможность правильно понимать и самого себя, и окружающий его мир.

    Таким особым источником понимания для нас являются церковные постановления и каноны, принятые на Вселенских соборах. Порой, читая эти постановления и правила, мы понимаем самое главное о самих себе: сколь далеко мы отстоим от тех примеров добродетельной жизни, решимости, ревности о Боге, которые имели на своих сердцах святые люди. Сложившиеся церковные каноны не случайны, не умозрительны, но все подтверждены жизнью святых угодников Божиих. То есть это не невозможное для человека. Это вполне возможное, если человек имеет решимость на сердце своем следовать за Богом. Взирая на эти постановления церковные, мы как в некоем зеркале можем видеть самих себя: сколь мы немощны, слабы, далеко отстоим от того идеала христианской жизни, к которому призван каждый из нас. До тех пор, пока нерушимо содержится нашей Церковью эта жизнь каноническая, для нас есть всегда возможность вновь и вновь вернуться на путь спасения, понимая и осознавая себя такими, какие мы есть – слабыми и немощными, требующими помощи и заступления от Господа, понимая и сколь много решимости требуется от человека для того, чтобы следовать за Христом. И видя перед собой это зеркало в наших канонах церковных, мы совестью своей устремляемся к покаянию и испрашиваем у Бога прощения грехов и немощей наших, просим у Бога помощи, чтобы Господь укрепил решимость нашего сердца следовать за Ним.

    Любой иной путь земной жизни, который приносит всякого рода послабления, утешения, не ведет человека в жизнь вечную, не ведет человека по пути спасения, ибо он делает самое опасное – успокаивает совесть человека, когда он совершает противное Богу, когда идет против установлений и полноту духовной жизни. Утрачивается в человеке самое главное – успокаивается совесть человека. Если совесть начинает принимать грех как некую данность, как некое естественное состояние, то и в чем же тогда состоит путь покаяния, возводящий человека от Земли к Небу?

    Привыкнуть ко греху, к послаблению очень легко. Путь послабления ведет в никуда. Есть в духовной жизни законы, которые мы все прекрасно знаем, исходя из опыта своей собственной жизни, из жизни святых отцов, которые раскрывают нам эти тайны и глубины духовной брани, которая ведется против человека. Мы знаем о том, что не бывает «малого» греха. Если человек сказал «а», то все остальные буквы последуют своим порядком. И от этого никуда не денешься. Нет малых отступлений. Любой грех ведет человека к смерти, и об этом нам свидетельствуют и отцы святые, и Священное Писание. В духовной жизни нет малого. Ибо Сам Господь нам говорит: верный в малом, верен и во многом. То есть это особое духовное понимание наших поступков и тех помыслов, которые мы порой принимаем в себя, очень важны в духовной жизни, ибо действительно за этими малыми, как кажется человеку, обстоятельствами, послаблениями, которые он себе может позволить, совершается великое. Как в малом совершается великое и позволяет человеку достичь Царствия Небесного, так в и малом отступлении уже есть великая апостасия - отступление от Самого Бога.

    Посему надо быть очень внимательным к своему сердцу, ко всему строю и порядку духовной жизни: не обольщаться какими-то представлениями и пониманиями, мнениями человеческими о том состоянии своего собственного сердца, но, прежде всего, мы должны взглянуть «правде в глаза». А правдой нашей является каноны нашей Святой Церкви. И там мы все узнаем о самих себе – полную правду, без всяких прикрас. И многое станет нам понятным. Многое уйдет из наших мечтаний, представлений и фантазий о духовной жизни.

    Когда мы приходим с покаянием, приступаем к исповеди, мы порой не понимаем даже той глубины греха, в которую впадаем. Грешим в одну меру, а каемся совсем в другую. И сердце порой молчит, не знает оно тех глубин адских, той тьмы, в которую тянет его тот или иной поступок, те или иные слова, те или иные помыслы, которые укореняются в сердце человеческом. Немного совсем – и можно дойти до совершения дела, с которым уже согласилось сердце человеческое.

    Путь покаяния – это единственный путь, который ведет нас от Земли на Небо. Когда утрачивается покаянная жизнь в сердце человеческом и совесть его перестает обличать и начинает молчать – это первое и явственное свидетельство того, что человек сбился с верного пути, что он уже начал пути послабления, человеческих каких-то для себя пожеланий, оправданий, искания вины не в самом себе, а в окружающих его людях и обстоятельствах. И теряется это спасительное покаянное состояние сердца человека. Утрачивается путь спасения, ибо мы забываем в такой момент жизни взглянуть на самих себя. Отвлекаем свой взор от своего собственного сердца. Начинаем смотреть по сторонам, разглядывать, что происходит вокруг нас с другими людьми: какие поступки они совершают, как они живут, у кого больше, а у кого меньше или ещё какие-то иные стороны жизни начинают нас более привлекать, чем  наше собственное сердце. Мы должны помнить о том, что дело спасения совершает каждый своими делами и поступками. И за свои поступки и дела каждый отвечает перед Богом. Какая для человека может быть разница в том, что говорит и как поступает другой человек? Он сам отвечает за это перед Богом. Для тебя же более важно, какие дела и поступки совершаешь ты. Как ты будешь предстоять перед Богом, и какой ответ дашь за самого себя? Какую цену принесешь ты за душу свою? Что ты собрал за всю свою жизнь? Празднословие, пустые мысли, зависть, обиды или добродетели, которые с  трудом, через преодоление самого себя собирал – вот это все будет открыто пред Лицем Божиим.

    Сегодня мы вспоминаем отцев Первого Вселенского собора, которые выступили в защиту Божественного достоинства Господа нашего Иисуса Христа против тех, кто искажал эту истину, подвергал человеческим измышлениям эту таинственную жизнь Святой Троицы, с дерзновением входил своими мнениями, представлениями человеческими, и от сего много вреда выходило для Церкви и для людей, которые повреждались в этих человеческих измышлениях. Посему и был созван Первый Вселенский собор в Никее, святых отцев которого мы сегодня прославляем, чтобы вновь и вновь вернуть стадо своему Пастырю – Господу нашему Иисусу Христу, чтобы оно не сбилось в этом мире с пути спасения, чтобы не утратился покаянный настрой в сердце человеческом, чтобы люди вновь и вновь шли по пути вместе со Христом со своим крестом, преодолевая соблазны этого мира.

    Сегодня, в день, когда мы вспоминаем святых отцев Первого Вселенского собора, угодников Божиих, противоставших этим мнениям и соблазнам человеческим, хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы мы не забывали о том, сколь духовная жизнь для человека должна быть значима, и сколь много осторожности требуется для того, чтобы не утратить этот спасительный путь – путь покаяния, который ведет нас в Царствие Небесное. Их же молитвами и небесным предстательством да хранит Господь Святую Церковь непоколебимо соблюдающей святые каноны.

    А нам всем - по возможности и силе своей не оставаться детьми маленькими, ничего не понимающими и не знающими, по мере сил своих стараться заглядывать и смотреть: а что же такое «каноны Церкви»? Что в них сказано о нас самих? Очень много узнаем нового, очень много откроем для самих себя о самих себе.

    Богу нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

25 АВГУСТ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]