• Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю о расслабленном (23.05.2016)

    22/05/2016
    Проповедь о. Андрея в Неделю о расслабленном (23.05.2016)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

    Проповедь в Неделю о расслабленном
    23.05.2016
    Ин., 14 зач., 5:1-15


    Сегодня мы, братия и сестры, слышали Евангельское чтение Недели о расслабленном, которое повествует об исцелении человека, который более 38 лет пребывал в недуге своем у купели Иерусалимской, ждал и надеялся на исцеление, ибо раз в год Ангел Господень сходил в купель, возмущал воду, и первый, кто «влáзяше по возмущéнiи воды́, здрáвъ бывáше, яцѣ́мъ же недýгомъ одержи́мь бывáше». И он видел за эти 38 лет, как повествует нам Святое Евангелие, множество людей, которые получали из этого благодатного источника исцеление от недуга своего. Но не терял он в сердце своем надежды, укреплялся терпением и вновь и вновь ждал, что когда-либо удастся и ему оказаться в этих исцеляющих водах Овчей купели. Но, как он сам говорит, у него не было даже рядом человека, который мог бы ему помочь сойти в воду и оказаться первым в тот момент, когда Ангел Господень крылом своим возмущает воду - чтобы получить исцеление. Но не отчаивался он в сердце своем и имел надежду на то, что все же удастся ему обрести исцеление в этих благодатных водах Овчей купели. И Господь, видя такое состояние его сердца, обращается к нему и говорит: хочешь ли быть здрав? Недужный рассказывает Ему свою историю и говорит, что не имеет даже человека, который бы помог ему сойти в эти благодатные воды. Господь властью Своею дарует ему здравие: «востáни, возми́ óдръ твóй, и ходи́». Что и исполняет человек сей, чувствуя укрепление во всем составе своем. Встретивши же позже Господа, он получает от Него охранительные слова, которые очень важны: «сé здрáвъ éси: ктомý не согрѣшáй, да не гóрше ти́ чтó бýдетъ».

    От Самого Господа эти слова обращены точно так же и к нам с вами. Ибо мы имеем нечто большее в нашей жизни, нежели та купель, в воде которой люди могли раз в год получать исцеление от недуга своего. Мы имеем возможность быть со Господом нашим Иисусом Христом – врачом душ и телес наших, и от него получать исцеление от недугов своих. А главный недуг, от которого страдает нашего душа, как указал сегодня Господь, - это греховное состояние души. Все желают исцеления. Сегодня святая Церковь взывает от лица всех нас: «Душу мою, Господи, во гресе́х всяческих и безместными де́яньми люте разсла́блену, воздвигни Божественным Твоим предстательством…». И, хотя источник открыт для каждого из нас и готов излиться благодатной помощью в нашу жизнь, но, порой, остается человек при недугах своих потому, что мало только той благодатной силы, которая изливается на нас. Важно, чтобы человек был способен принять в сердце свое эту благодатную помощь. Господь дает без меры. А уж каково сердце человеческое, каково его состояние – в ту меру и обладает человек способностью принять в себя эту благодатную помощь, способную изменить жизнь человека. И порой сердце оказывается закрытым для Господа. Оно наполнено всяческой земной суетой, упованием и надеждой на себя, услаждением греха, и не открывается оно навстречу Богу и не дает возможность Его благодатной помощи войти в нашу жизнь и переменить её. Как некий «огнь попаляющий», входит сила благодати Божией в нашу жизнь через таинства Церковные, освобождая нас из этого греховного плена. Причина же многих наших бед лежит в том, что мы не желаем и не хотим освобождаться из этого греховного состояния, ибо оно услаждает нас. Эти песни, которые слышит наше ухо, душа и сердце от духов отверженных, успокаивают, убаюкивают человека, и он не желает менять свое состояние, не желает меняться, не желает исправить пути жизни своей.

    Враг приступает к человеку точно так же, как это было с первыми людьми. Он обращался к Еве, указывая на грех, и говорил: иди, насладись, отдохни, успокойся, пожалей себя – и другие слова, которые как некая духовная анестезия, действуют на человека. И он устремляет свой взор туда, куда указывают ему отверженные духи злобы поднебесной. Обращает он внимание на предмет своего вожделения, начинает рассматривать его, кажется он ему достойным для того удовольствия, которое он хотел бы получить, то есть, другими словами, которые мы можем соотнести с этим состоянием сердца человеческого, -  утешиться, расслабиться. И устремляется человек на исполнение желания сердца своего, подчиняя всего себя этому действию духов злобы поднебесной.

    Но не только внешним образом грех привязывает человека к самому себе. Даже если нет предмета вожделения, к которому устремляются сердце и душа человеческая, то ум человека, за отсутствием этого предмета, начинает живописать себе всякого рода картины, и человек устремляется к ним, наслаждаясь сердцем своим этими предметами, столь близкими, утешительными и, как ему кажется, всерадостными для него. И остается сердце такое исполненным пленением греховным и не желает оставить грех и сделать шаг навстречу Богу. А мы многажды слышали в Евангелии, проходя Великий пост, что все начинает с того первого шага, который делает человек навстречу Богу. Как блудный сын, ушедший на страну далечу, возвращает себе все утраченное во отечестве своем, как только он принимает решение вернуться в отеческий дом, вернуться к отцу своему, точно так же и душа должна оторваться от этих услаждений греховных и устремиться в отчество свое. Должна вспомнить о той благодатной и благостной жизни, которую некогда имела на сердце своем в доме своего Небесного Отца, как радостно и утешительно было пребывать в этом благодатном состоянии.

    Господь, зная немощи наши, посылает нам особые минуты не по заслугам нашим, не по трудам, потому что всякая правда наша дает минуты особой духовной радости – мира, тишины, покоя, которые, как благодатное посещение от Господа, как Его дар, должны были бы стать определяющими в нашей жизни. И по этим благодатным состояниям мы должны были бы оценить все, что происходит с нами, и отлавливать прилоги врага ко греху, чтобы устоять и найти силы в себе победить грех, живущий в сердце нашем.

    Мы не должны забывать эти особые минуты нашей жизни, когда Господь был близ каждого из нас, чтобы беспамятство не ввергло бы нас в эту пучину греха, и подчинило бы всего человеку тому строю и порядку, который ведет его через болезни и немощи к смерти. Память о радостном состоянии сердца превозмогает все. Только тогда человек может победить, когда знает, для чего он совершает свой труд. Только тот, кто вкусил хоть немного этой светлой радости от Господа, когда он устоял и не поддался греху, только тот может дальше двигаться в духовной жизни. Только тот, кто пил чистую воду, никогда не будет пить из горького и мутного источника, ибо он знает, что есть чистая вода. Только тот, кто углубляет ум свой в Священное Писание, никогда не будет погружаться в те многомятежные и страстные события мира сего, которые лишают его этого благодатного состояния.

    Мы никогда не должны забывать то, что посылает нам Господь. Ибо это есть Его дар, помощь и напоминание того, чтобы мы выстраивали жизнь свою по иному порядку, по иным законам, нежели те, которые предлагает мир человеку. И тогда это благодатное состояние сердца, это переживание будет нам помогать преодолевать греховные прилоги духов отверженных, помогать нам находить правильное решение в тех или иных наших жизненных, земных обстоятельствах, помогать нам на пути восхождения от Земли к Небу.

    Господь говорит, что судит человека в том, в чем застанет. «В чем застану, в том и сужу» (Иустин Философ, «Разговор с Трифоном иудеем»). Состояние сердца человеческого и определяет жизнь человека в вечности. Не по каким-то заслугам, не по каким-то трудам, которые человек собирает. Вмиг все может рассыпаться. Многое из того, что делается, можно потерять, ибо благодать отступила – и все сразу рассыпалось, потеряло смысл. Святые, которые опытно знали присутствие благодати Божией в сердце своем, знали и труды, которые приходится употреблять, когда теряется это благодатное состояние души и сердца человеческого. Много лет приходится трудиться, плакать, приносить покаяние пред Богом, чтобы вновь вернулось благодатное состояние сердца человеческого.

    Господь по милости и снисхождению Своему являет над нами – детьми Своими – любовь Отеческую и дает нам порой эту особую благодатную радость как некий дар, стоит только нам оторваться от привязанности ко греху и сделать первый шаг навстречу Богу. Доверить Ему все свои жизненные обстоятельства, доверить всего себя руце Божией – и тогда иной строй-порядок жизни начнет утверждаться в сердце человеческом. Тогда поймет человек, что нужно делать и по какому пути ему в жизни идти.

    «Уклонись от зла и сотвори благо»
    , - таков нам завет оставляет псалмопевец Давид. Это путь, по которому мы должны идти в нашей духовной жизни. Мы знаем, что теряем. И когда теряем, то переживаем эту утрату. Вновь и вновь требуются усилия для того, чтобы вернуть себя на путь добродетели, вернуть себя в Церковь. Уйти на страну далечу легко. Но утрата велика. И потом вернуться для человека бывает порой очень и очень трудно, и по времени бывает очень долго: вокруг да около храма ходит человек, но с трудом может переступить порог церковный. Но Господь ждет, как любящий Отец, всякую душу, желающую устремиться в Отечество свое и вновь вернуть себе то первозданное всерадостное состояние души и тела, которое должно быть у человека.

    Мы должны помнить о том, что утрата радости на сердце – это свидетельство того, что грех возобладал над человеком, что сладость греха становится более значимой, нежели труд духовный: напечатление в себе добродетелей и хранение благодатной памяти в сердце своем. Помни первый свой шаг, с которым ты перешагнул порог церковный. Помни первое свое состояние, когда ты приступил к таинствам церковным. Помни то первое твое состояние, когда над тобой была прочитана разрешительная молитва. Не забывай, душа, эти благодатные минуты посещения Божия. И тогда все возможно будет для тебя. Возможно будет преодолеть этот грех, который является непреодолимым для тех, кто живет в мире сем. Есть возможность, есть путь, по которому можем выйти из этого греховного плена, обрести свободу жизни и радость для своей души.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    Христос воскресе!

    все праздники

Расписание богослужений

25 АВГУСТ ВОСКРЕСЕНЬЕ
08:30 Исповедь, Часы, Литургия.
[Далее]