• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о.Андрея 01.03.2015 - Неделя Торжества Православия

    01/03/2015
    Проповедь о.Андрея 01.03.2015 - Неделя Торжества Православия

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
    (текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)


    Проповедь в Неделю Торжества Православия
    (01.03.2015)


    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, братия и сестры, в первую неделю Великого поста, которая именуется Неделей Торжества Православия, мы слышали евангельское чтение о призвании святых апостолов. Апостол Филипп, видевший Господа и последовавший за Ним, призывает Нафанаила с тем, чтобы он смог услышать глаголы жизни, которые слышали апостолы, первыми последовавшие за Христом и желавшие лишь одного: чтобы истина, которую возвещает Господь, свет, который Он принес в этот мир, касался сердец и других людей, особо им близких.

    Филипп последовал Господом, видя Его. Ему достаточно было увидеть лик Его и услышать Его слова, чтобы вопрос сердца его был решен. Он знал, что никогда не оставит Христа, всегда будет следовать за Ним, ибо никогда еще не слышал он ничего подобного тому, что он слышит от Христа: столь отрадного и понятного сердцу человеческому.

    Мы видим и Нафанаила, о котором Господь говорит: сей истинный израильтянин есть. Ибо Господь видел и знал сердце и этого человека, столь другого по своему внутреннему устроению, чем апостол Филипп. Нафанаил все подвергал своему исследованию. И перед тем, как сделать шаг навстречу вере, он пытался все понять и осознать в тех обетованиях, которые были даны прежде, с тем, чтобы не ошибиться. С тем, чтобы потом, в таком важном и значимом для человека вопросе – в вопросе пришествия Мессии в это мир, в деле спасения – не потерпеть ошибки, не утерять истинного пути, по которому должен идти человек. Нафанаил следует по тому пути и по тем признакам, которые полагает Священное Писание для того, чтобы человек смог определить, кто есть Мессия. И, услышав глаголы от Господа о том, что Он видел и слышал Нафанаила под смоковницей и знает все его помышления сердечные, Нафанаил исповедует Господа и следует за Ним, не отступая, среди событий, которые были в  земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, с искушениями, соблазнами, с которыми встречались апостолам со стороны книжников и фарисеев. Все эти рассуждения уже отпали от сердца Нафанаила, ибо он понял, Кто перед ним. Ему был открыт тот свет, который изливался в этот мир через проповедь Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Через зрение Его пресветлого Лика ликовало сердце апостолов. Им уже ничего не надо было в этом мире: никаких доводов, слов, рассуждений. Никаких иных радостей не желало их сердце. Оно желало лишь одного: чтобы всегда быть со Христом, с тем чтобы слышать глаголы жизни, которые приводят сердце человеческое в радость, которые дают ему то особое состояние мира, когда все становится ясным, понятным, когда этот Свет, пришедший в их жизнь, все осветил: ничего не стало тайным, все стало явным. И сердце человеческое, которое следовало за Христом, испытывало эту неизреченную радость.

    Святая Церковь в Неделю первую Великого Поста положила праздник Торжества Православия. С одной стороны, в наименовании этого праздника мы видим  торжество и ликование.  Но это – лишь одно понимание того, что произошло в истории человеческой. Тяжким и трудным было это торжество православия в сердцах людей, в истории человеческой.
    Конкретное событие, которое мы сегодня прославляем, завершилось в VIII веке собором, восстановившим вновь почитание святых икон. Но этот период Вселенских соборов, начиная с Миланского эдикта Константина Великого (313 год) по VIII век, это были времена тяжелейших испытаний людей, которые хотели бы иметь веру. Ибо много возникало соблазнов и ересей, появлялось много ересиархов среди христиан, людей очень талантливых, способных повести многие тысячи людей. Люди теряли путь, соблазняясь человеческими построениями и рассуждениями, там, где им казалось более-менее понятным то, что никогда не может стать для сердца человеческого и разума ясным. Там, где разумом тайну человек не может постичь, лишь верой постигается она. Все соблазны и искушения возникали на том пути, где разум пытался понять веру. И это было невозможно.

    Но не утихали здесь с IV по VIII век смуты, колебания, которые возникали от учений человеческих, когда неправильно учили о Святой Троице, когда желали люди выстроить по образу и подобию человеческому строй и порядок Святой Троицы, с определенной иерархией – Кто Кому подчиняется. И не могли постичь они то, что мы с вами воспринимаем лишь верой и сердцем, то, что мы слышали в Великом Покаянном каноне преподобного Андрея Критского: «Троица есмь Проста, Нераздельна, Раздельна Личне, и Единица есмь естеством соединена, Отец глаголет, и Сын, и Божественный Дух.». Эти понятия и слова трудно входили в жизнь людей.

    Точно так же были и христологические споры о Христе, о том, что Христос есть истинный Бог и истинный Человек, и как могут две эти природы соединиться в одном Человеке. Множество было искушений и соблазнов из-за одной буквы в произношении греческих слов, которые давали разные оттенки.

    Множество было споров, но все это было преодолено эпохой Вселенских соборов. Казалось бы, все уже было объяснено, все богословские понятия были проверены святыми отцами жизнью, отточены и подтверждены их опытом, опытом многих поколений, но мы видим, что и далее православие в своем историческом пути постоянно сталкивается с вызовами мира, в котором живет и действует Церковь Христова. Далеко за примерами ходить не надо: мы знаем нашу с вами ближайшую историю. Мы знаем, как разрушалась наша Церковь, как желали восторжествовать над ней владыки мира сего, как казалось, что достаточно ещё одного усилия – и исчезнет Церковь Христова с лица Земли русской. Но память этих людей «погибе с шумом», а Церковь вновь и вновь возрождается и торжествует!

    Не престают соблазны вокруг земной жизни нашей Церкви и до сего времени. Сопровождается жизнь церковная множеством всякого рода измышлений человеческих, которые желали бы совершить самое важное, как им кажется, увести за собой людей от Церкви. И делают они это, как в далекие века, так и ныне, тем, что подменяют понятия, по которым живут люди. Подменяют слова, заменяют смысл и содержание тех слов, к которым мы с вами навыкли, которые переданы нам Церковью как некое сокровище –  глубочайшие понятия церковные.

    И вот, для человека, который легко жонглирует словами, не придавая им значения, меняется его мировосприятие, в котором он должен понимать и оценить все происходящее вокруг него. Встраивается некая иная реальность из понятий, в которых уже нет ничего христианского. Эта борьба с христианством продолжается и поныне здесь на Земле. Враг рода человеческого более всего желал бы, чтобы исчезла сама память о Христе, о тех высоких понятиях, которые Он принес сюда, на Землю, вновь и вновь возрождая людей к вере, к стремлению к Небу. Враг рода человеческого желал бы полностью привязать людей к Земле с тем, чтобы они подчинились только материальным интересам и понятиям, в них выстраивали свою жизнь, в них оценивали то, что происходит с ними самими и вокруг них.

    Мы знаем, что некогда Сам Бог в Раю говорил с человеком. Никакого посредника не было нужно человеку, ибо он слышал глаголы от Бога и имел величайшие дарования, которые открывали ему глубины и тайны Промысла и сотворенного Богом мироздания. Для него не было секретов. Но утратив свое первоначальное райское состояние, человек ввергается в иной строй и порядок миробытия. Мы знаем о том, что у Адама не было книг, не было всякого рода преданий. Он знал о том, что он совершил, постоянно плакал и передавал своим потомкам строй и порядок жизни с Богом. Этим неписаным законом, по которому жили люди, была совесть людей. Они все могли обрести в самих себе с тем, чтобы вынести правильное суждение, чтобы сделать правильный выбор в своей той или иной жизненной ситуации, чтобы не погрешить перед Богом. Люди слушали совесть. Они с ней советовались, она во многом определяла то, как будут поступать люди. Но далее в истории мы видим, как люди начинают более и более терять внутренний голос совести, отступать от него под давлением внешнего мира, утрачивать совесть.

    Если происходит для человека утрата совести, то уже единственное, что для него становится возможным – это писаный Закон. Мы знаем, что утрата совести, утрата способности слышать свою совесть привела к тому, что было людям дано через Моисея на горе Синай законодательство. Теперь люди могли, утратив закон внутри себя, видеть его пред лицем своим. Люди могли теперь следовать этим заповедям, которые Бог дал человеку для того, чтобы тот достигал своего совершенства и совершал свой путь на Земле в соответствии с тем порядком, который создан Богом для этого мира и который человек должен лишь преумножать в соответствии с Промыслом творения Божиего.

    Но мы видим, что и писанный Закон начинает быстро подвергаться всякого рода соблазнам и искушениям человеческого разума, глумлениям, когда человек, даже очень образованный, начинает эти простые заповеди облекать огромным количеством всякого рода сомнений, предположений,  размышлений. И в итоге, человек с простой, сердечной верой, не имея в себе внутреннего основания Закона Божия, не слыша совесть свою, начинает сбиваться с пути, по которому он должен идти. Человеку подсовывают понятия, которые противоречат всему строю, порядку того мира, который создан Богом. Человек начинает их принимать, усваивать, учитывая, что все это облекается в красивые формы и предлагается как некое решение тех или иных проблем, с которыми сталкивается человек здесь – в его земной жизни.

    Но все, что происходило и происходит в истории Церкви, есть лишь одно желание врага нашего спасения с тем, чтобы разрушить охранительные пределы души и сердца человеческого. Господь их сохранял в Раю Своим словом и послушанием, затем – совестию, по которой жили люди первых веков, писаным Законом. Он охраняет сердце и жизнь человека до тех пор, пока тот сам не начинает выходить за эти границы и не начинает слышать льстивые слова, которые предлагает ему мир сей.

    Для того чтобы разрушить естественный порядок совести человеческой и тех понятий, которые близки людям, живущим со Христом, мир предлагает нам с вами и ныне огромное количество своих понятий, представлений, которые полностью противоречат восприятию мира христианского. Он желает лишь одно: разрушить в нас нечто глубинное, что позволяет человеку следовать за Христом. Часто можно слышать в современно мире, что, когда люди творят грех, у них возникает вопрос: а почему это нельзя делать? Как невозможно объяснить человеку с нарушенным обонянием, что что-то дурно пахнет, так и невозможно словами и какими-то понятиями объяснить таким людям, почему нельзя совершать грех.
    Это нарушение человека в его внутреннем составе происходит через погружение человека в поток информации, в котором он живет. Человека буквально взрывают изнутри для того, чтобы он утратил естественные охранительные границы для своего сердца и своей души. И если это происходит, то враг легко получает доступ к сердцу человеческому. Это мы знаем по самим себе: в церкви мы стараемся все понимать, принимать, но стоит выйти в окружающий нас мир, как мы понимаем, как трудно строить жизнь в том мире, в котором действуют бесконечные кривые законы, иррациональные и непонятные уму и сердцу человеческому.

    Как выстроить здесь свою жизнь, чтобы не повредить своей душе и сердцу, – это величайшая задача, которую решали во все времена, которую решали люди верующие. Не было времен, когда человеку было бы легко жить и следовать за Богом. Здесь, на Земле все подвергается испытанию. И в этом испытании, подвиге веры человек должен показать, за кем он хочет следовать в своей жизни: за Богом, исполнять те высокие заповеди, которые Он полагает человеку здесь на Земле, и, прежде всего заповедь любви, – или следовать за врагом, который, глумясь над человеком, подсовывает ему всякого рода представления, понятия, которые в своем предельном выражении ведут к разделению и ненависти среди людей.

    Мы знаем, что эта борьба с Церковью, со Христом никогда не будет здесь остановлена, завершена. До последних времен враг будет всеми своими силами восставать на Церковь Христову. И лишь сердце, способное хранить себя от этих действий и прилогов врага, способно устоять в этой борьбе. Человек не может развиться в каких-то, казалось бы, интеллектуальных понятиях, которые позволили бы ему обрести крепость и силу, чтобы устоять среди козней врага рода человеческого. Мы знаем, что все наоборот: те, кто старались и думали о том, что, развивая ум свой, они противостоят врагу, на самом деле, оказывались его легкой добычей. И не только сами обретали для себя большие беды, искушения и соблазны, но и для многих окружающих людей. Лишь только сердце человеческое, способное быть в простоте – и способно воспринимать окружающий мир так, как нам заповедал Господь: «да любите друг друга». Лишь только в таком восприятии мира мы можем быть уверены в том, что способны преодолеть соблазны и искушения со стороны врага рода человеческого, которыми он старается нас запнуть в нашей с вами земной жизни. Он поставляет нас перед, казалось бы, неразрешимыми или соблазнительными задачками, когда можно, как казалось бы, покривить и достичь какого результата, но время проходит – а результата нет, а душе и сердцу повредил.

    Мне хотелось бы сегодня, в Неделю Торжества Православия, пожелать, прежде всего, самому себе – и каждому из нас: не забывать, что борьба совершается за веру, за торжество Православия не в земных масштабах, но в самом великом масштабе – в нашем собственном сердце человеческом. Ибо сумеем ли мы отстоять веру свою, не соблазниться на всякого рода введения новых понятий и представлений, которые пытается вкладывать мир в сердца людей, сумеем ли мы сохранить действительно библейское восприятие окружающего нас мира и мироздания, сумеем ли по этим понятиям строить всю нашу жизнь – от этого зависит очень много. Ибо каждый из нас является величайшим сокровищем, которое гораздо больше, чем весь мир со всеми возможностями и сокровищами. Каждый человек – это вселенная, равной которой нет больше здесь на Земле.  Эта борьба, которая усиливается в мире, в котором мы живем, и  направлена на то, чтобы мы утратили самое главное, самое великое понятие, которое Господь принес на Землю – это любовь, которую Господь являл. Любовь согревала сердца людей, обращала сердца людей к Нему.

    Нас с вами Господь поставляет здесь среди трудов земной жизни для того, чтобы мы были той частичкой тепла и света для мира, в которой мир так нуждается, чтобы мы не смущались теми искушениями и соблазнами, которые пытается враг выстроить на пути людей. Мы должны помнить только одно, как говорил авва Дорофей: если бы мы увидели те сети, которые враг рода человеческого расставляет каждому из нас, то мы бы поняли, что мы уже ничего сделать не можем, потому что куда бы ни посмотрели, куда бы ни пошли, что бы ни сказали – везде человек улавливается от хитросплетений врага рода человеческого.

    Но есть лишь одно состояние, в котором человек преодолевает все эти расставленные ему сети и соблазны – это смирение. Смирение, когда человек полностью вручает себя в руки Божии, когда доверяет Богу, когда нет места маловерию, которое питает гордость, тщеславие и прочие состояния человеческие. Но только смирение способно любить – любить Бога и любить ближнего. Это особое состояние, которое должен достигать человек в своей жизни, понимая, прежде всего, перед Кем он находится и Кто действительно является Творцом и Промыслителем этого мира. Если мы будем помнить, что на исповеди мы стоим перед Богом, то иные слова будут исторгаться из сердца нашего. Если мы будем помнить то, что поступки в наше земной жизни мы совершаем пред лицем Божиим, то  иные слова будем говорить, с большей осторожностью будем совершать те или иные поступки.

    И паки и паки мне хотелось бы пожелать, прежде всего, самому себе – и каждому из нас: чтобы не утратили этого ощущения и понимания того, что все, что мы делаем, все, что мы совершаем – мы совершаем пред лицем Божиим. Да не посрамится и в наших словах, поступках и делах наша вера православная!
    Богу же нашему слава во веки веков. Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]