• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о.Андрея 26.02.2015 - 4 часть Великого Покаянного канона

    26/02/2015
    Проповедь о.Андрея 26.02.2015 - 4 часть Великого Покаянного канона

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)
    (текст записан с диктофона, не предназначался автором для печати и не подвергался литературной обработке)

    Проповедь по прочтении четвертой части Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского
    26.02.2015

    Сегодня мы, братья и сестры, завершили чтение Великого Покаянного канона прп. Андрея Критского. Само название канона Великий Покаянный говорит о том, что все страсти, грехи, пороки человеческие, с которыми столкнулось человечество в своем развитии, в свой истории  - грехи по отношению к Богу и к людям – все это описано в Великом Покаянном каноне. Мы можем увидеть многое из того, что находится и в нашей душе. Можем увидеть, как развивается грех, увидеть и последствия этого греха. И если были времена, когда человек совершал грех перед лицем Божиим, то неминуемо тут же постигало его кара, наказание от Бога. И есть до сего времени люди, которые живут в чистоте сердце, они чувствуют присутствие Божие в этом мире, когда любой проступок тут же влечет за собой некое наказание для человека. Но наказание не в смысле какого-то уничижения или принуждения. Наказание – это научение тому, что «ты не туда идешь», ты утратил тот путь, по которому нужно идти. Наказ – научение, и Господь постоянно нас с вами научает, возвращает нас по тому пути, по которому каждый из нас должен идти в нашей жизни с тем, чтобы не утерять той цели, к которой устремляется и сердце наше, и душа.

    Если Господь порой являет Свое долготерпение на нас,  то мы не должны предаваться расслаблению и лености, ибо Великий Покаянный канон показывает нам последствия развития греха в человеке, и то, какая расплата последует за то, что человек совершает в своей жизни. Не случайно мы вместе с прп. Андреем Критским воспеваем о том, что «согрешил я, как не согрешила блудница, и жил в беззакониях, как никто другой на земле». Ибо прилагаем грехи ко грехам и порою, пользуясь милостью и долготерпением Божием, не меняем свою собственную жизнь и оставляем её прежней. И может быть те наказания, научения, которые Господь являет нам в нашей, жизни мы не понимаем. Мы не научаемся от того, что нам указывает и дает Господь. И все это происходит от того, что ум наш и сердце живут в своем пространстве. Мы не видим, не чувствуем присутствие Божие в этом мире, предаваясь земным устремлениям и представлениям нашей жизнью. И то, что являет нам Господь как назидание, научение–наказание остается без внимания. Мы продолжаем совершать тот путь, который полагаем себе по жизни. И совсем не желаем идти по тому пути, который полагает и предлагает нам с вами Господь.

    Для того, чтобы увидеть и понять, познать это научение-наказание Божие, которое Господь являет, человек должен иметь другое внутреннее устроение, должен иначе видеть окружающий его мир – не так, как видит человек, который уже имеет некую изощренность в этом мире ума своего, каких-то своих представлений и понятий. По этим представлениям и понятиям форматируется у него все, что его окружает. Раскладывает он и думает, что он прав в тех представлениях и понятиях, и, к сожалению, ошибается и совершает много ошибок. Ибо все совершенно иначе: мир гораздо богаче и серьезней, нежели в тез человеческих устроениях и понятиях, в которых нам хотелось бы все видеть.
    Для того, чтобы увидеть мир иначе, мы должны, прежде всего, полюбить Священное Писание. Ибо через чтение его, через погружение себя в Священное Писание, в этот бесценный опыт, который нам открывает Господь и предлагает как сокровищницу, мы можем приобрести иное восприятие окружающего нас с вами мира, обрести иной ум, иное сердце, которое будет видеть и судить по-иному, чем сердце человеческое земное и пристрастное.

    Величайшая радость, которую мы имеем, это то, что у нас есть Священное Писание, и мы в нем можем поучаться. Поучение каждого из нас в Священном Писании есть для нас источник радости и счастья, ибо только здесь человек начинает понимать и постигать азы духовной жизни и видит окружающий его мир в этом библейском восприятии ума, а не в человеческих изощрениях и ухищрениях. Без такого погружения, без такого изменения самих себя ничего не может измениться. Человек будет оставаться прежним, даже приходя в храм на богослужения. Он будет внешне присутствовать, а внутри восприятие его будет не соответствовать тому, что происходит в храме: что поется, к чему призывает нас с вами святая Церковь. Лишь через познание, через погружение самих себя в Священное Писание душа многое в себе приоткрывает, многому научается и многое постигает. Поэтому важно, чтобы прочитанный Великий Покаянный канон не остался для нас внешним событием, которое мы совершили в первые четыре дня Великого поста. Какие-то отдельные события, какие-то отдельные впечатления остаются на нашем сердце. Но мы должны знать тех, о ком читается в Великом Покаянном каноне с тем, чтобы это стало для нас понимание и переживанием того, как о чем говорит преподобный Андрей Критский, чему хочет он нас научить через эти образы, о которых он нам с вами говорит в своем Великом Покаянном каноне. Без этого изменения через погружение в Священное Писание человеку трудно в мире изменить самого себя, Ибо человек выстраивает свой ум, свои понятия по каким-то интеллектуальным изощренностям, возможностям, доходя до глумления в своем интеллекте. Либо в душевности своей выстраивает путь жизненный, который не соответствует тому, к чему нас с вами зовет Господь – по пути жизни духа в нас самих. Для этого и дан нам с вами в напоминание Великий Покаянный канон.

    И если многое из того, что нам читалось, остается для нас с вами непонятным и незнаемым, это скорее для нас понуждение к тому, чтобы мы вновь и вновь, пользуясь возможностью, в том числе, и Великого поста, постарались войти в это мир Священного Писания. Понудили себя прочитать ту или иную книгу Священного Писания с тем, чтобы она стала источником размышления, с тем, чтобы что-то начало в нас меняться, с тем, чтобы мы поняли то, как жили те люди, которые следовали за Богом, шли по тому пути, который Бог полагал им по жизни.

    Как они жили в послушании у Бога? Легко ли это было? Это была жизнь в напряжении всех сил человеческих, но исполненная величайшей радости и счастья.  Когда мы слышим, как Великом Покаянном каноне говорится о том, что «дай нам слезы умиления», то это означает величайшую радость, когда приходит в нашу жизнь это состояние «слезы умиления», когда мы понимаем, что Бог рядом с нами, когда Господь нас охраняет и дает возможность вновь и вновь возвращаться на путь, который ведет нас ко спасению, к радости. Нет в этом мире иной радости, которую человек мог бы обрести. Ничто человеку не приносит в этой земной жизни иной радости, как бы человек ни пытался это изобразить, и где бы человек ни пытался положить свою радость.

    Наверное, величайшая для человека радость – это переживание, ощущение избытка своих сил, некой юности, но юность быстро проходит, свежесть всех сил человеческих увядает, и остается нечто иное, что требует от человека иного отношения к жизни, иного восприятия окружающего его мира. Чтобы ни делал человек в этом мире, какие бы средства он ни приобретал – со всем человек расстанется здесь на земле. Какую бы он ни обрел, как ему бы казалось, любовь, радость и счастье здесь на земле, но со всем этим придется расстаться, ибо конец у всех один.

    И мне хотелось в этот день, когда мы завершили чтение Великого Покаянного канона, сказать только об одном: мы очень счастливые люди, потому что у нас есть Священное Писание, которое позволяет нам взойти к этой радости и счастью, которые открыты в жизни, когда человек подчиняется воле Божией и Промыслу Божию, и чувствует милость и любовь Божию, которые являются действующей и непреодолимой силой в окружающем нас мире.

    Да хранит вас всех Господь!

    все праздники

Расписание богослужений

01 Мая среда
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
17:00 Малое Повечерие, Утреня, 1-й час.
02 Мая четверг
08:30 Исповедь, Часы, Вечерня, Литургия.
18:00 Малое повечерие, Утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
[Далее]