• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (23.08.2015)

    23/08/2015
    Проповедь о. Андрея в Неделю 12-ю по Пятидесятнице (23.08.2015)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

    Проповедь в Неделю 12-ю по Пятидесятнице
    23.08.2015
    Евангелие от Матфея
    9:16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
    9:17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
    9:18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
    9:19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
    9:20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
    9:21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
    9:22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
    9:23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
    9:24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
    9:25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
    9:26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.


    Во имя Отца, И Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы, братия и сестры, в евангельском чтении слышали слова Господа, обращенные к ученикам Его и к нашему сердцу о том, что богатому невозможно войти в Царствие Небесное. То есть тому, кто мнит, представляет себя имеющим нечто, способным совершить то иное дело, надеющемуся на себя, такому человеку невозможно войти в Царствие Божие. Об этом говорит евангельское чтение, и Господь показывает, почему это происходит, нам с вами чрез образ юноши, который приступил к Нему с вопросом о том, что он должен сделать, чтобы наследовать Царствие Божие, как ему стать совершенным.

    Тот, кто надеется на самого себя, кто считает, что он богат – богат какими возможностями: кто-то материальными средствами, кто-то интеллектуальными возможностями, кто-то надеется на свою память, надеется на то, что может многое понять, узнать, вычислить, проанализировать, но каждый раз оказывается, что человек, уповающий на свои человеческие возможности, вполне ограниченные, терпит и бедствие, терпит и всякого рода скорби и утеснения, потому что всё начинает выстраиваться и происходить иначе, нежели он представлял. Человек, который видит окружающий его мир в своих понятиях, земных представлениях, очень многого не может понять из происходящего. Вдруг, казалось бы, то, что уже выстроилось, настроилось и должно было бы происходить определенным порядком – всё вдруг рушится, изменяется, и, казалось бы, невозможное вчера, становится возможным сегодня. Мы видим для себя некое понимание того, что эти человеческие усилия и возможности ограничены чем-то в своих действиях в этом земном мире. Эта ограниченность – Промысел Божий. Эта ограниченность – действие Божие. Тот, кто не учитывает и не понимает действия Промысла Божия в этом мире, но уповает на самого себя, многое упускает из виду. И никогда он не сможет полностью понять оценить того, что происходит и с ним, и с окружающими его людьми.

    Всё, что происходит в этом мире, совершается по Промыслу Божию. Это должно видеть сердце, доверяющее и вверяющее себя Богу. Ничто не может совершиться без воли Божией здесь на Земле. Об этом нам с вами говорит Господь: волос с головы человека не падает без воли Божией. Всё пронизано этим действием Божиим. В жизни как одного человека, так и целого народа действует Господь. Но мы понимаем, что в духовном мире кроме действия Божия существуют и иные силы, которые противостоят человеку в его добрых намерениях и желании, чтобы человек устремился к Богу - те, которые умеют пользоваться своими возможностями, зная падшую природу человеку, его страсти, страстные пожелания и желания. Здесь порой человек сталкивается с неопределимым, ибо желает он вроде бы сделать доброе, хорошее, устремляется и употребляет всячески усилия, но не приносит это того добра, которое должно было быть, но лишь скорбь и вред приобретает человек для души своей и для окружающих его людей.

    Святитель Феофан предупреждает о том, что это уловление человеческого сердца на злые дела происходит под видом мнимого добра. Человек, который предается всякого рода мечтаниям и мнимым представлениям, теряет из виду самое важное и самое главное: действие Бога. И под видом мнимого добра начинает искать своих желаний, страстных устремлений, путаясь во мнении о самом себе и об окружающем его мире. Мнения начинают действовать более значимо в понятиях и жизни человека, нежели те прямые указания, которые мы черпаем из Священного Писания.

    Жизнь человека начинает разделяться: земное начинает жить и действовать по своим законам, а духовное человек оставляет для определенного времени – чтения молитв, хождения в церковь на богослужения. И разделяется внутри сам человек. Но Господь говорит: любое царство, разделившееся в самом себе, не способно устоять. Невозможно работать двум господам – говорит нам Господь. И ещё раз Господь говорит сегодня нам о том, что сердце наше должно всецело принадлежать Богу – только Ему одному. И желания, поступки наши должны быть соразмерены с тем, что желает Господь, как ведет нас Господь по этой жизни.

    Многие приступали ко Христу в дни Его земной жизни. Как повествует евангелист: если бы всё, что говорил Господь, а уж тем паче – те вопросы, с которыми обращались ко Христу люди, записать, то и весь мир не вместил бы написанных книг. Многие люди приступали ко Господу, обращая взор на самих себя, понимая, что этот Человек может ответить на любой вопрос, на любое вопрошение сердца человеческого. Приступали к Нему со многими земными и простыми вопросами: о будничности, о том, как и что делать человеку в тех или иных затруднениях, с которыми человек сталкивается. Но мы нигде не встречаем в Евангелии ответов на эти вопрошения людей, потому что Господь всё время говорит о другом: о том, что вопрошения сердца нашего должны быть совершенно иными, чем то земное, будничное, что нас волнует. Мы должны понимать, что сердце должно устремляться горе – к тому неизреченному свету, который явил Господь в Преображении Своем, являя Свое божественное достоинство пред учениками Своими. Стремиться к этому большему, что возможно человеку, к тем пределам человеческих возможностей, должен человек. И всё, что на этом пути возникает у него в земной жизни, он должен оценивать не с точки зрения земных, материальных понятий, но давать всему оценку духовную. И тогда многое, что происходит с нами и вокруг нас, будет нам понятно. Тогда не будет никаких обид, смущений и раздражений на ближнего, ибо через другого человека Господь дает нам возможность нечто большего. И другой человек служит пользе нашей души, давая нам возможность смириться, что-то потерпеть, утеснить самого себя, приобрести духовное вместо того, чтобы отстаивать свои права с обидами, раздражением и всякого рода нападками и утеснениями других людей.

    То земное, что нас сопровождает в нашей жизни, должно стать для нас возможностью приобретать духовные начатки нашей жизни. И вот только эти вопрошения сердца человеческого важны и значимы пред лицем Божиим. И сегодня мы слышим, как Господь прямо отвечает юноше, который обратился к Нему с вопрошением о совершенстве, и говорит ему: продаждь имение и следуй за Мной. Но юноша оставляет Христа. С богатством, со своими понятиями и представления о жизни он расставаться не хочет.

    Точно так же происходит и с человеком, входящим в Церковь. Господь ему говорит: оставь всё за дверями церковными, здесь – всё иное, живи иначе, живи по воле Божией. Но порой человек не желает оставлять своих понятий, своих представлениях, своих жизненных привычек, и продолжается такая жизнь для человека, когда он вроде бы вопрошает без конца о совершенстве, о терпении, о смирении у Господа через молитвы, через богослужения. Без конца нудит в своих этих вопрошениях – и получает ответ. Постоянно Господь отвечает ему: ты просил о смирении, ты просил о терпении – вот тебе обстоятельства земные, которые учат тебя этому. И если ты оставляешь и не научаешься в этих обстоятельствах, что что же ты потом без конца обращаешься ко Мне со одними и теми же вопросами? Учись терпению!

    Господь дает сразу по вопрошении сердца человеческого ту или иную ситуацию, когда нужно потерпеть, когда нужно смириться, когда нужно проявить любовь к другому человеку, когда нужно найти слова утешения в сердце своем. Чтобы выйти и оказать помощь другому, кто в ней нуждается и скорбит. Господь отвечает на все наши вопрошения и желания о духовной жизни. Но то, что мы уходим подобно этому юноше от Христа, со смущенным сердцем – это лишь говорит о том, что мы не готовы доверить себя полностью Богу, хотим ещё нечто оставить для самих себя, для этого мира, для жизни в этом земном мире, в его понятиях и представлениях.

    И мне сегодня хотелось бы пожелать, прежде всего - самому себя, и каждому из нас, чтобы войдя в Церковь, мы понимали, что сердце наше всецело принадлежит Богу, вся наша земная жизни нами отдается и вручается в руце Божии. Как Господь поведет, как Господь посчитает нужным выстраивать наши земные пути – это воля Божия. Для нас это возможность приобретать только духовные, важные для нас понятия и добродетели: терпение, смирение и иные удивительные таинственные добродетели, в которых сокрыты для сердца человеческого величайшие сладость и радость.

    Тот, кто вкусил от сладости этих добродетелей, никогда не захочет разменять их на то, что предлагает ему падший мир на страстные пожелания, на страсти, которые внешне порой кажутся человеку добром, но, вкусив от них, потом человек не может избавиться от той горечи, которая входит в его жизнь и напаяет его.

    Да хранит Господь сердца наши в этом особом благодатном состоянии, когда мы желаем следовать за Христом! Подобно тому вопрошению, которое было у юноши: что мы должны сделать, чтобы быть совершенными? – этот вопрос всегда должен звучать в нашем сердце. И сердце должно быть готово последовать за тем ответом, который мы получаем от Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]