• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея на Преображение Господне 19.08.2016

    19/08/2016
    Проповедь о. Андрея на Преображение Господне 19.08.2016

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

    Проповедь на Преображение Господне

    19.08.2016

    Мф., 17:1 – 9

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сего в день Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское повествование о этих событиях, которые нам рассказывают о том, как Господь взял Своих ближайших учеников, взошел на гору помолиться и преобразился пред ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» – так, как ни один белильщик не может выбелить здесь на Земле. Особый благодатный свет осиял учеников, они его видели и чувствовали всем сердцем своим и умом, что происходит нечто по человеческим представлениям невозможное. Божество Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сокровенно прикрытое человеческим естеством, человеческой плотию, в которую облекся Господь по Боговоплощении, открылось во славе своей пред учениками Своими. Таинственно, незримо Божество Господа нашего Иисуса Христа, Его божественное достоинство всегда пребывало с Ним, но было невидимо, прикрыто по Его смирению этой человеческой плотию и было сокровенно для глаз человеческих.

    Сегодняшнее событие говорит нам с вами о том, что по молитвам невидимое становится видимым. То сокровенное, невидимое, что прикрывается внешним образом как некой оболочкой, открывается, становится для человека зримым. Становится для умных очей души его понятным и внятным то, что раньше ему казалось невозможным, и он даже не мог предположить, что существует этот совершенно иной – духовный мир. Порой человек земной живет только теми образами, которые ему понятны и доступны в его земной жизни. И не подозревает, что существует это невидимое, гораздо более значимое и в самом человеке. Мы видим человека, но не видим души, которая оживотворяет все человеческое естество, дает ему возможность жить, двигаться, совершать те или иные действия и поступки. Но через молитву, по молитвам это невидимое обнаруживается и в самом человеке.

    Мы знаем о преподобном Феодоте Глинском из его жития о том, что когда он пребывал на молитве, то как бы 10 свечей исходили из его пальцев, и свет их был видим теми, кто присутствовал на этой удивительной, таинственной молитве старца. Авва Иосиф Египетский говорил о том, что мы должны быть перед Богом как пламень. И когда он воздевал руки свои, то как бы некий пламень исходил и поднимался к Богу из рук его. Мы знаем из жития преподобного Серафима Саровского о том видении, когда он преобразился перед учеником свои Мотовиловым, который и оставил нам записи о том, каким бывает видение человека, когда невидимо и сокровенное в нем по молитвам открывается и становится зримо для других людей.

    Не всегда может быть эта сила света, которую мы получили в таинстве крещения и носим в самих себе, открывается с такой силой, как у преподобных, когда истончается человеческая оболочка и неизреченное, невидимое и таинственное рвется наружу из человека, приоткрывается и для других людей. Но точно так же и по молитвам человека изменяется его внешний облик. Мы знаем и видим порой, как по молитвам смягчаются черты человека, как приобретает человек какие-то иные качества, которые делают его благородным и близким для других людей. Люди стремятся к такому человеку, не всегда может быть прозревают внешним образом то сокровище, которое носит человек в самом себе, но чувствуют, что этот свет близок и живет в сердце этого человека. Он его не угасил. Он его возгревает своей молитвой. И этот свет внешним образом изменяет его черты и делает его привлекательным для других людей.

    И, наоборот, порой мы видим, как при внешней оболочке человека совершенной, удивительной и красивой видим в нем нечто отталкивающее. И не хочется быть рядом с таким человеком: что-то жестокое живет в его душе и сердце. И мы знаем, кто пребывает в этом сердце и что происходит с человеком, когда он допускает жить в сердце его духа злобы поднебесной, который искажает черты лица, той красоты небесной, данной от Бога человеку, делая его неприятным для других людей.

    Молитва возгревает сердце человеческое, душу человеческую, растопляет ее как воск в руках Божиих. И это божественное достоинство вновь и вновь начинает открываться в самом человеке. Человек становится сострадательным, человек становится, как мы говорим, тонким, порой, не понимая во всей полноте этой характеристики, данной человеку.

    Конечно, хотелось бы и самому себе, и каждому из нас пожелать этой радости неизреченной, когда свет Божественный, вложенный в нас сугубо в Таинстве Святого Крещения, раскрывался во всей полноте в нашей жизни на удивительную и таинственную радость о Господе и для нас самих, и для окружающих нас людей. Но нечто нам мешает. Нечто разрывают эту нашу незримую связь между таинственным, невидимым и сокровенным, что живет и пребывает сокрыто в нас самих, и внешней нашей жизнью.

    И прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что есть самый главный и страшный соперник, который противостоит нам в духовной жизни, уничижая и разрушая этот духовный, молитвенный строй-порядок нашей жизни. Это – зависть! Зависть, когда человек обращает внимание на окружающий его мир. Когда он готов рассматривать все, что происходит вокруг него. Но не обращается своим взором внутрь самого себя. Видит и обсуждает все, что происходит вокруг, даже в дальних странах, но совсем не знает самого себя, не хочет и даже боится заглянуть внутрь себя, потому что понимает, что нужно будет что-то делать с тем состоянием болезни, в котором оказалась его душа. Если человек не совершает дело своего исцеления, не подчиняется врачам, живет по своим желаниям, по свои устремлениям, то опытный врач знает и понимает, как в этом случае будет прогрессировать болезнь в человеке и какой итого ждет его. Точно так же и в духовной жизни. Эта немощь и болезнь, которая поражает человека, приводит к тому, что разрушается весь внутренний строй-порядок человека, теряет человек этот божественный свет, который он несет в своем сосуде, порой и весьма неустроенном. Но этот свет хранится, человек может вновь и вновь во всей полноте и красоте вернуть его в этот сосуд.

    Зависть – очень тонкая стихия, которая поселяется как некий квартирант в сердце человеческом и начинает там хозяйничать: заставляет человека поступать по желаниям своим. Это касается каких-то грубых проявлений этого чувства. Это чувства гораздо тоньше и хитрее, нежели человек может его рассмотреть в самом себе. Человек, который предан и ходит по уму, по своим похотям – он уже живет по тому пути, который полагает ему его внутренний квартирант, желающий довести человека до уныния, печали, скорби, то есть довести человека до уничтожения самого себя как личности.

    Но не к этому нас призывает Святая Церковь сегодня, прославляя событие Преображения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Таково наше предназначение в этом мире. Не ходить по похотям и прелестям мира сего, не жить с этими квартирантами, которые населяют наш внутренний мир, но очищать его, освобождать свое сердце и душу для того, чтобы свет небесный воссиял зримым образом и для нас самих, и для окружающих нас людей.

    Мне хотелось бы пожелать, прежде всего - самому себе, и каждому из нас, чтобы молитвенное делание стало для нас самым важным, значимым в нашей духовной жизни. Все остальное не имеет такого большого значения. Сколько мы имеем, что мы имеем и какие наши возможности человеческие – все это временно до той границы, через которую пройдет каждый из нас. А вот молитва начинается здесь и будет сопровождать нас и в вечности. Мне хотелось бы сугубо пожелать в этот день, чтобы то, может быть, небольшое и простое молитвенное правило, которое мы совершаем в нашей церковной жизни, никогда не терялось. И были мы верными рабами пред Лицем Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]