• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (01.09.2019)

    01/09/2019
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (01.09.2019)

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
     
    Сегодня мы слышали притчу, в которой Господь научает нас прощать. В притче видим царя и его должника. Надо понимать, каким было царство в то время, какими были восточные цари – они обладали всем! Это не как цари на Западе, не как короли. Такой западный принцип был: «вассал моего вассала не мой вассал» - его вы все знаете. Но на Востоке было не так. На Востоке царь обладал всем и был господином всего. Так и здесь: Господь говорит о царе, который обладает всем. По должникам: «тьма талантов» - талант это где-то 50 килограмм серебра. То есть пять тонн серебра – КАМАЗ серебра. Представляете, какая громадная сумма , которую физически невозможно было отдать, даже если продать все имение этого раба. Господь почему такую сумму называет? Когда в Евангелии или в Библии мы встречаем такие большие цифры – это значит «бесконечность». То есть все равно, чтобы там было написано: бесконечность. Для того чтобы было больше понятно, приводится вот такая конкретная сумма.
     
    Все, что мы имеем – мы имеем от Бога. Абсолютно все: тело, душу, здоровье, детей, какую-то недвижимость – частную собственность, как сейчас говорят. Это все от Бога нам дано, это все – Божие. И Господь требует это отдать. Что значит «отдать Богу» это? Это значит отдать, этим всем не обладая. То есть, если у тебя есть жена, то ты ею не обладаешь, ты считаешь ее Божией – ты считаешь, что она дана тебе Богом. Если есть квартира – ты считаешь, что это не твоя квартира, она дана тебе Богом. И так с ней поступаешь – как с Божиим достоянием. Это особое умение, но сейчас не об этом хотелось бы поговорить. 
     
    И вот этот должник падает на колени перед царем и просит его простить долг, даже не простить, а просит дать отсрочку. Господин смотрит на него и понимает, что этот долг невозможно отдать. Понимает безумие этого человека. Понимает, что если даже он сто лет будет работать, он этот долг не сможет оплатить. Он видит нищее состояние, в котором этот человек находится, видит его возможности. 
     
    Так и с нами: Господь видит наши возможности, прекрасно понимает нашу немощь. И весь долг отпускает. И нужно увериться в этой мысли, что Господь нам весь наш долг уже отпустил. Господь уже простил нам все наши грехи, которые были, есть и будут у нас. На Кресте Он кровью Сына Своего смывает абсолютно все наши грехи. И с этим ощущением прощенности и надо жить! И при этом просить Его конечно, чтобы Он простил, и чтобы эта жертва Христова и на нас распространялась, чтобы мы принимали ее.
     
    Но современный человек пошел гораздо дальше, чем тот должник. Тот должник идет к своему должнику, который должен ему сто динариев – сто рублей, примерно. И вот требует от него, чтобы он эту сотку отдал. И сейчас человек современный идет даже не к одному своему должнику. Он считает, что ему должны абсолютно все.  Вообще – ВСЕ! Каждому из нас абсолютно все должны. 
     
    Мы выходим на улицу, видим: бумажка лежит на улице, и начинаем возмущаться: что это бумажка тут лежит, почему городские службы так плохо работают, и никто бумажку эту не подбирает? И проходим мимо. То есть нам кажется, что городские службы нам должны – должны для нас эту бумажку убрать. Но если ты можешь эту бумажку поднять – ты должен поднять! Если ты не можешь ее поднять – пройди мимо и ничего не говори. Это не значит, что надо соглашаться с беззаконием в мире, это значит: не считать, что тебе кто-то что-то должен! Тебе лично никто ничего не должен!
     
    Идем мы дальше – встречаем в лесу, на природе свалки, мусор кто-то накидал. Ну, мы не можем убрать эти свалки! Мы начинаем ругаться на правительство, на людей. Таким образом мы делаем тех людей, которые мусор накидали, нашими должниками. Но нам-то они ничего не должны. Они сами будут перед Богом отвечать, или перед государством. Каждый будет отвечать перед своим господином. Мы уже «переплюнули» вот этого Евангельского должника. Мы уже взыскиваем, но чем? Нашим бесконечным недовольным бухтением, нашим недовольством этими людьми – людьми, за которых распялся Христос, которые, может быть, покаются в своей жизни – и их Господь простит. А нас Господь не простит, потому что мы так себя ведем.
     
    Приходим домой, а там наши супруги - мужья и жены. И вот мы с вами, современные христиане, очень хорошо представляем, какие обязанности должны быть у нашей второй половинки. Мы все читаем Евангелие и знаем, как муж себя должен вести, как жена должна себя вести. И Евангелие, как пушку, направляем на своего ближнего и говорим: вот, как ты себя должен вести, а ты как себя ведешь, почему вот это и вот это ты не делаешь? Начинаем что-то требовать от другого. Мы должны запомнить, что те обязанности, которые есть у супругов – это их обязанности перед Богом, а не перед нами. Наше неразумие - когда этот их долг мы приписываем себе, считая, что это они нам должны. 99% семейных ссор можно избежать, не допускать, если не считать, что тебе кто-то что-то должен. Просто не нужно ругаться, не нужно пытаться что-то доказывать, принуждать кого-то что-то сделать. Мы считаем, что нам родители должны. Даже которые уже почили…Мы считаем, что они недодали любовь, неправильно воспитали. У тебя есть то, что есть! А родитель твой будет сам отвечать перед Богом. А ты сам за себя отвечаешь. Мы считаем, что нам дети бесконечно должны. Должны хорошо учиться, должны почитать родителей. Да, есть заповедь: почитай отца и матерь. Эта заповедь кому дана? Детям - для того, чтобы они отвечали перед Богом! И они будут за это долг расплачиваться перед Богом. Не нам это взыскивать!
     
    Мы считаем, что президент нам что-то должен, что правительство нам что-то должно. Бесконечно можем обсуждать, как надо было править страной, чтобы было лучше, чтобы у меня была больше зарплата или пенсия. Мы считаем, что нам кто-то что-то должен. Мы принимаем то, что имеем, не как милость от Бога, не как дар Божий, а что нам что-то недодали. Недодали зарплаты – недооценили, что мы такие хорошие специалисты… 
     
    Вот, если ты можешь что-то изменить – иди и сам что-то сделай! Если не можешь изменить – не бухти! Не требуй того, что тебе не дали. Тебе это не люди не дали. Тебе это Бог не дал! Потому что Он видит твое сердце, Он видит сердце каждого человека. И дает то, что мы заслуживаем, и даже милость нам оказывает. А мы этого не видим. Мы даже считаем, что нам Бог что-то должен! Мы молимся, Правило читаем вечером, встаем и Бога спрашиваем: почему Ты меня не изменяешь? Почему я это или это имею в сердце? То есть не думаем, что же я не правильно делаю, чтобы себя изменить, чтобы Господь меня изменил, имея доступ к нашему сердцу. А предъявляем Богу бесконечные претензии: Ты мне должен, ведь я каждое воскресенье хожу в храм, я такой благочестивый христианин, а Ты меня не меняешь. Это наше реальное отношение с Богом! Мы к Царю приходим и требуем, мы уже переплюнули этого должника!
     
    И представьте теперь эту Евангельскую притчу в современной интерпретации. Он должен Царю, а он приходит и с Царя требует. Он – должник! Современный человек не просит: помилуй меня! Мы с вами вычитываем Правило и ждем, что нам Царь должен еще чего-то дать. Здоровье дать, или детям нашим здоровье дать, или еще что-то… То есть ни о какой любви к Царю речи не идет...
     
    Поэтому нам потихонечку надо научиться прощать. Прощать всем, кто нас окружает. Почему? Потому что нам Христос простил! Прощать всем – или хотя бы тем, кто нам реально ничего не должен. Надо осознать, что тебе никто ничего не должен. А если и должен, то тому простить, как учит нас Господь. Малое простить – простить вот эту сотку. Потому что тебя простил Христос. Он простил тебе все. Он дал тебе все! Все, что ты имеешь, это Его. И ты должен от сердца простить своим ближним.
     
    Дорогие мои, давайте, сегодня, с этого дня, выйдя из храма, будем обращать на эти вещи внимание. Дома, на работе, везде, где мы находимся, если сердечко наше почувствует, что нам кто-то что-то должен – и мы начинаем бухтеть (а это как раз признак), то надо остановиться и больше этого не делать. Потому что, как Господь нас простил, так же давайте учиться прощать другим!
     
    Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]