• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице (02.09.2018)

    02/09/2018
    Иерей Андрей Якубов. Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице (02.09.2018)

    Мф., 89 зач., XXII, 1–14

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, дорогие братия и сестры, мы слышали притчу о царе, который сотворил браки сыну своему. Что это за царь такой? Что за сын его? И что это за браки такие? Святые отцы толкуют, что царь – это есть Отец наш Небесный – Бог. Сын, для которого Он сотворил эти браки, есть Господь наш Иисус Христос. А брак есть соединение человека с Богом.

    В древности было очень четкое правило: не брали себе в жены того, кто не был достаточно родовит, того, кто не был того же сословия. Тем более царь не мог взять себе в жены никого, кто не был бы царского рода. И посмотрите, как делает Отец наш Небесный.  Кого берет в невесты Сын Своему? Он берет весь человеческий род – с его грехами, убийствами, прелюбодеяниями, изменами, жестокостью и злобою. Он небрежет о том, что род человеческий не того рода, не того царского достоинства, которое Сам Бог из Себя представляет. Ибо нет на Земле того, кто бы уподобился Богу по достоинству. Вот это великая милость, что Бог призывает нас всех! Заметьте, как сказано: не просто «брак», а «браки». Потому что Бог заключает брак с каждым человеком, кто открывается Ему, кто хочет следовать за Ним.

    И вот Бог после грехопадения человека послал рабов Своих. Это были сначала пророки, которые шли и проповедовали единение с Богом. Но большинство людей не пошли за этими пророками. Потом Он послал других рабов. Кого подразумевает Господь под этими рабами? Это апостолы. Потому что они говорят, что тельцы уже заколенны. Под этими тельцами подразумевается Сын Человеческий Господь наш Иисус Христос, Которого Бог Отец предуготовил от начала века для заклания за нас с вами, чтобы этот брак мог состояться. Ведь какой брак состоится без должного угощения, без должного приготовления? Вот этим приготовлением было заклание Сына Человеческого Господа нашего на Кресте.

    И вот Господь наш заколается, апостолы идут с проповедованием и снова призывают на брак с Богом. И обратите внимание на важную особенность, что призывают злых и добрых. Не только одних добрых призывают, но и злых! Потому что для того, чтобы соединиться с Богом, не нужно иметь изначально каких-то добродетелей, не обязательно быть хорошего воспитания, не обязательно быть добродетельной жизни. Много в Евангелии мы видим примеров, как люди какой-то абсолютно злой жизни обращались и устремлялись ко Спасителю.

    И вот наполнился брачный пир возлежащими, и приходит господин. Это говорится уже об окончании века, о Втором пришествии Сына Человеческого, когда будет каждому воздано по делам его. И вот человек вроде как попал на этот брачный пир. Каким образом он попал? Он попал через то, что участвовал в Таинствах Церковных, был христианином, скорее всего, то есть по внешнему виду казалось, что он справедливо попал на брак. Но что главного он не сделал в жизни своей? Он не оделся в брачную одежду. Святитель Феофан Затворник говорит, что брачная одежда – это та жизнь, которая согласна с Евангелием. Чтобы понять эту притчу, надо знать, что раньше каждому человеку, который приходил в царские палаты, выдавались специальные одежды, предуготовленные царем, потому что не все могли позволить себе достойную одежду к царскому брачному пиру. И всем эта одежда выдавалась бесплатно совершенно на время этого брачного пира. А вот тут этот человек приходит и эту одежду не надевает, то есть христианин, который входит в храм, не облачается в одежду добродетелей, не живет жизнью, соответствующей тому званию, к которому он призван. То есть живет обычной жизнью, которой живут все обычные люди. А особых добродетелей на себя не примеряет – того, что сродственно царю, то есть это милосердие, доброе расположение сердца, это молитва, это чистое сердце. Если читать отцов-пустынников, например, Симеона Нового Богослова, то вообще можно в уныние впасть, поняв, кто не входит в этот  брачный пир. Но для нас с вами не требуется добродетелей, которые уготованы пустынникам. Для нас с вами нужно стяжать обычные христианские добродетели: это милосердие, это молитва, это доброе отношение с нашими ближними. И тогда наше участие в Церковных Таинствах не будет нам во осуждение. Если мы этого не приобретем, то рискуем, что и нам Господь скажет: как ты сюда попал, ведь у тебя нет брачной одежды? Но здесь надо правильно понимать: Господу не жалко принять этого человека в Свое Царство, и потому Он его изгоняет. Притча иносказательно говорит о вещах таинственных для нас. Этот человек сам себя прежде осудил: когда Господь говорил ему, как ты сюда попал? – он молчал, то есть совесть его обличала. И каждому из нас, на самом деле, понятно, спасемся мы или нет – совесть нас обличает. Достаточно ли мы прибегаем к милосердию Божию? Достаточно ли мы умоляем Бога, чтобы Он нас спас?

    Преподобный Паисий Святогорец говорит о том, что на Страшном Суде не будет того, что Господь скажет, ты иди туда, а ты – туда, так как ты не достоин Меня. А каждый сам, обличаемый своей совестью, будет знать, в какое место ему должно идти, потому что все наши дела, все наше внутреннее состояние, все наши помыслы, которыми мы живем – все они откроются. И, прежде всего, они откроются перед каждым из нас. Господь и так знает это все… И когда это откроется, каждый будет знать, куда ему идти. А в этой притче иносказательно говорится о том, что Господь отправляет его во тьму кромешную. Господь готов всех спасти, а сам человек своей злой жизнью себя от Бога отдаляет.

    А связывание рук и ног в этой притче означает, что душа уже не сможет никак вести деятельную жизнь. Ведь в Священном Писании руки и ноги всегда означают какую-то деятельную жизнь. Когда мы здесь находимся, в этом теле, мы с вами можем приложить еще каких-то трудов ко своему спасению, как-то измениться. А вот после того, как умрем, руки и ноги наши будут связаны, то есть мы уже никак на свое спасение не сможем повлиять.

    Такую притчу нам сегодня Спаситель предлагает. Дай нам, Бог, чтобы мы были не только званными на брачный пир, но и избранными и сподобились получить Царствие Небесное милосердием Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!

    Аминь!




    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]