• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших (10.06.2018)

    10/06/2018
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших (10.06.2018)

    Мф., 9 зач., IV, 18–23
    Мф., 10 зач., IV, 25 – V, 12
    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы в Евангелии Недели слышали о том, как Господь призывает Своих первых учеников, Петра и Андрея, которые, казалось бы, заняты мирскими делами: починяют сети свои. Господь их призывает для того, чтобы они последовали за Ним, и они оставляют свое делание и следуют за Христом. Так же и иных двух Господь призывает во след Себя – Иакова и Иоанна. Они оставляют и отца своего, и дело свое и идут во след Христа для того, чтобы быть рядом с Ним, чтобы быть Его учениками, последовать по тому пути, который Господь будет им полагать в жизни сей, который будет совсем не простым. И они не догадывались в тот момент, когда Господь воззвал их, о том, что предстоит им пройти в жизни их, свидетелями каких событий придется им быть, сколь придется им и пострадать, но сколь много удивительного увидят они в жизни своей рядом со Христом. И эти несколько лет, которые они прожили рядом со Христом, стали определяющими на всю последующую их жизнь, когда они стали благовестниками Христова Евангелия, когда они не страшились никаких испытаний в жизни своей. Но пред лицем владык мира сего исповедовали веру во Христа, были учителями многих народов, не отдельных людей – но целых народов, которые принимали слово истины, исходящее из уст их. Слышали то слово благодати, в котором так нуждались сердца человеческие. Принимали от них то утешение в жизни своей, которого так не хватает людям в этом мире. Слово их было исполнено той соли, о которой Господь говорит нам с вами в Евангелии. Сколь должно быть значимо слово это, которое говорится с силой благодати Божией!

    Люди, которые слышали их слово, понимали, как некогда иудеи говорили о Христе: никогда еще человек так не говорил, и слово Его было исполнено особой силой. Точно так же люди слышали слово, исходящее от апостолов, и чувствовали ту силу, которая исходили от тех слов. Они чувствовали ту благодать Духа, которая действовала через то слово проповеди, которую апостолы приносили другим людям.

    И вот эта сила благодати Духа Святого, которая заключена в словах о Христе, коснулась сердец многих и многих народов, рассеянных по земле нашей Русской. Множество племен славянских, порой враждующих между собой (как читаем мы в летописи: «велика земля, но нет порядка в ней»), не могли найти между собой мира, да так, что приходилось им призывать властителей со стороны, чтобы устроить землю свою. Эти попытки устроения земли славянской терпели неудачи, и вновь и вновь то, что собиралось как единое целое, рассыпалось, враждовало между собой и не являло того единения, как хотелось бы людям, чтобы жить в мире и тишине.

    Но совершилось нечто удивительное и таинственное над землей нашей: свет Христов пришел в сердца людей. И эта разноплеменная славянская Эйкумена, рассеянная по огромному пространству земли – от Средиземного до Балтийского моря - становится носителем истины Христовой. Народы, которые не были еще просвещены действием человеческой культуры и мудрости, принимают в сердца свои свет Христов. И эта истина делает их одним большим славянским народом. Соединяет их и культурой, соединяет их и языком церковнославянским, соединяет их – самое главное – вокруг большой единой Церкви Христовой, где действует Дух Святой.

    В отличие от многих народов, которые принимали Христа, обремененные своей уже тысячелетней историей, как эллинская, греческая культура, как Римская империя, где приходилось преодолевать множество препятствий, связанных с человеческой мудростью, когда возникали нестроения, когда возникали разномыслия и разногласия среди людей, — род наш принял Его в простоте сердца своего, откликнувшись на действие благодати Божией.

    Что же приняли они? Что же их так увлекло в эту полноту жизни, которая открывалась перед ними? Они почувствовали, что действует здесь не человеческая мудрость, не человеческая рассудительность, но действует Дух Святой. Простотой и чистотой сердец своих они чувствовали это действие Духа Святого, которое объединяет людей между собой. И нет никакого другого начала в этом мире, которое было бы способно столь сильно связать между собой огромное пространство и огромное количество разных племен людей.

    Дух Святой, действующий в Церкви, стал определять жизнь огромного количества наших предков. Как некогда Израиль, путешествуя по пустыне, водимый Богом, не терпел никакого недостатка — даже когда они оказывались в больших испытаниях, Господь, который вел народ, выводил его из всех этих испытаний невредимым. И те, кто следовали за Богом и подчинялись воле Его, не терпели никаких трудностей в тех жизненных обстоятельствах, которые сопровождали их жизнь в пустыне. Точно так же и народ наш, почувствовав вот это водительство Духа Святого, желал более всего жить по воле Божией, не терять этого благодатного водительства Духа Святого, пребывающего в Церкви Христовой.

    Мы знаем, сколь много было людей, желающих постигать глубины философии, человеческой мудрости, устремлявшихся к этому, но все эти человеческие устремления оставалась у калиточки, у келии того или иного старца, к которому устремлялось сердце человеческое, чтобы действительно познать и открыть для себя таинственную истину, которая доступна человеку только в Церкви Христовой.

    Народ наш жил иными идеалами, нежели окружающие его народы европейские. Жил как Богоносец и Духоносец среди огромного количества этих разномыслящих народов, испытывающих веру своей мудростью своими какими-то человеческими построениями. Народ наш жил в простоте сердечной, которая только и делала возможным чувствовать присутствие Духа Святого и Его водительство в жизни человеческой. И более всего они этого желали, это ценили. Поэтому, хотя мудрецы и владыки были действительно правителями нашего славянского мира, но были те святые, о которых народ помнит и до сего времени говорит - как о преподобном Сергии Радонежском: игумен Земли Русской, то есть управитель Земли Русской, не владыка, не мудрец, но простец-монах, но водимый Духом Святым. И в нем народ видел тот идеал, к которому он сам всегда стремился, искал в жизни своей. Искали более всего духоносных мужей, чтобы около них получить то направление жизни своей, которое только и позволяло человеку найти правильный путь среди смущений и искушений мира сего.

    Мы читаем, как некогда писали наши предки, «аще кто речет ти: веси ли всю философию, ты рцы ему: ни борзостей эллинских не текох, ни риторских астрономов не читах, ни мудрых бывах, но научаюся от книг благодатных, аще душу мою грешную освобожу от грехов». Такое было устроение и стремление наших предков.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас, чтобы слова молитв, которые мы читаем и, прежде всего, молитва о призывании Духа Святого – «Царю Небесный» - действительно отзывались в наших сердцах, и они открывались навстречу этой особой полноте жизни, которую приносит Дух Святый в нашу жизнь. Все изменится во мгновение – стоит только довериться Богу, открыть свое сердце навстречу Ему. Духом Святым мы непобедимы. Мы будем и жить непреткновенно, через любые трудности, искушения и испытания сможем пройти - как некогда прошли апостолы, водимые Духом Святым. И путь для нас этот открыт и возможен – мы же с вами в Церкви живем, здесь Дух Святый живет и исполняет сердца верующих людей.

     Желается только одного: чтобы мы сами сделали шаг навстречу Богу. Не мудровали в сердцах своих, не выстраивали какие-то свои человеческие измышления. В жизни будет все не так, как мы себе представляем и как мы себе желаем. Будет так, как желает того Господь. И в целом – во всем нашем обществе и стране, – и о каждом из нас. Господь полагает путь каждому человеку и ведет его так, как Он считает нужным для того, чтобы это служило к пользе его души, чтобы это вело ко спасению, чтобы освобождалась душа от всех грехов, чтобы достичь Райских врат. Все остальное в нашей жизни не имеет никакого значения. Никакие земные человеческие привязанности не способны дать человеку этого особого состояния радости присутствия Духа Святого. Как бы человек ни пытался заместить в себе и в своей жизни присутствие Духа Святого, ничего не получится, и будет только расстройство и в уме, и в душе, и в сердце человеческом.

    Еще раз хотелось бы себе напомнить и каждому из нас, чтобы не ходили по стихиям мира сего и мудрованиям человеческим, но, прежде всего и более всего, через молитвенное делание, через внимательную сердечную жизнь свою искали вот этого водительства Духом Святым, Его присутствия и в нашей жизни. Через Таинства Церковное мы все получаем сполна! Христос посреди нас здесь в Церкви. Готов каждому дать того, чего желает сердце его. Но надо только довериться Ему, открыть свое сердце навстречу Богу. И тогда невозможное станет возможным для нас с вами.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]