• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделе 17-ю по Пятидесятнице

    13/08/2017
    Протоиерей Андрей Речицкий. Проповедь в Неделе 17-ю по Пятидесятнице

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня мы с вами, братия и сестры, слышали Евангельское чтение, в котором повествуется о том, как Господь явил милость Свою по отношению к жене хананейской – исцелил дочь ее по ее просьбе. И радость велия была на сердце у женщины сей, ибо слышит она от Господа слова: «вéлiя вѣ́ра твоя́: бýди тебѣ́ я́коже хóщеши». И исцѣлѣ́ дщи́ ея́ от тогó часá.

    Мы видим ту любовь, милость, снисхождение к человеку, которые оказывает Господь. Видит Он глубины сердца человеческого, которые порой не ведомы бывают и самому человеку. Но прежде, чем явилась эта полнота жизни в доме этой женщины, Господь испытывает ее сердце: когда она припадает к Нему и говорит: Господи, помози ми! - Он говорит ей, не должно давать такую помощь тем, кто не принадлежит к народу избранному. Ибо Он Сам свидетельствует, что послан к погибшим овцам дома Израилева, чтобы их спасти. Он должен дать этот хлеб людям погибающим, чтобы их поддержать, удержать, а не должен давать его псам. Таков был ответ Господа на просьбу этой женщины о помощи.

    Евангельское чтение дает и нам с вами сегодня возможность задуматься и о самих себе: что произошло с нами бы, если бы мы услышали такие жестокие, жесткие слова, обращенные к нам? Развернулся бы человек, наверное, и ушел бы, обида бы взошла на сердце такому человеку: как ко мне относятся! Человек бы смутился, отступил бы от Господа, если бы услышал такие слова, обращенные к нему. Много бы чувств, страстей вскипело бы сразу в сердце таком: за что так ко мне относятся? Но Господь желает всегда лишь одного – чтобы мы проявили то духовное мужество, которое должен иметь христианин на сердце своем, когда доверяет Господу.

    Мы многажды обращаемся ко Господу со своими просьбами, со своими пожеланиями. Господь говорит: хорошо! Будет тебе по слову твоему, но вот тебе испытание, которое ты должен понести. И приходит какое-то недоведомое человеку, то, чего он не ожидает, приходит порой, с той стороны, с какой он не ждет, какое-то событие, требующее от него терпения. Приходят обстоятельства, которые требуют от человека явить свои какие-то лучшие качества, которые он воспитывает в храме Божием как христианин: явить терпение, явить доброе отношение к другому человеку вне зависимости от того, как человек относится к нему. И эти все небольшие упражнения для нашей веры Господь всегда нам посылает, желая, чтобы мы укреплялись и возрастали в вере. Мы должны помнить о том, что все, что приходит к нам извне, все, требующее от нас терпения, требующее от нас смирения – все это приходит для того, чтобы мы в большей степени познали более самих себя. Чтобы мы открыли сердце свое для самих себя: каково оно есть, когда вдруг что-то пришло недоведомое. Как говорит нам преподобный Андрей Критский в Великом покаянном каноне: была ты нетерпелива, душа, ибо как только пришло недоведомое тебе, так ты сразу проявила нетерпение, проявила всякого рода раздражения, обиды, устремилась в иной строй-порядок, который разрушает мир в тебе.

    Господь же говорит о том, что самым ценным, самым значимым для нас с вами является мир в нашем сердце. Не случайно все наши богослужения начинаются с мирной ектении: «Миром Господу помолимся…», - то есть в мире сердец своих, в мире и тишине души своей помолимся и вознесем молитву свою ко Господу. Господь говорит о том, что если ты чувствуешь обиды в сердце своем и пришел ко Господу, то оставь дар свой, не надо входить, ибо не будет на пользу тебе это приношение, оставь его, иди и примирись с тем, кого ты обидел, или на кого ты имеешь в сердце своем обиду. Господь предупреждает нас с вами и  сегодня показывает в Евангельском чтении, что только сердце, способное выйти навстречу Богу, не взирая ни на какие слова, казалось бы, царапающие и колкие – только оно сможет не потерять этот внутренний мир.

    И что же рождается в этом сердце, доверяющем Господу и исполненном мира? Человек становится искусным в построении помыслов, которые умеют оправдать другого человека. И как бы ни пытался враг разделить людей между собой, какие бы он ни вкладывал помыслы в человека, человек умеет их отразить, ибо умеет строить помыслы добрые, противоположные тем, которые вкладывает враг рода человеческого в сердце человека. Так и жена сия, как мы видим, была искусна через веру свою, доверие ко Господу, нашла те слова, которые стали для нее спасительными: «и́бо и пси́ ядя́тъ от крупи́цъ, пáдающихъ от трапéзы господéй свои́хъ».

    Что же в этих словах? Сколько смирения, сколько доверия и веры ко Господу! Ибо она готова была следовать за Ним подобно тому, как Он Сам сказал, как некий «пес» идти во след Его. Но только ради того, чтобы быть с Ним, понимая, что Господь все даст, все устроит и управит в жизни ее. И сердцем любящим она понимала, что это – Тот, кто более всего любит ее, кто готов помочь ей всегда. И не смущалась никакими словами и обстоятельствами, когда испытывалась вера ее.

    Так и каждый человек должен помнить, что если он приходит ко Господу, то Господь желает лишь одного: чтобы умножалась вера в его сердце. И не всякого рода исследованиями, изысканиями, не всякого рода уже сформировавшимися понятиями должен жить христианин. Он должен жить сердцем своим. И тогда действительно многое становится для него возможным.

    Мир же формальный – это мир, когда человек многое может знать о вере, о многом может говорить. Но мы видим, как бессильны бывают в этом случае попытки привести других людей к вере. И, наоборот, порой один только взгляд на другого человека открывает для него совершенно другой мир. Как многие из язычников, увидев христиан, говорили, что они увидели других людей, у которых другие глаза, другие поступки. И это было лучшим свидетельством перед всем миром о нашей вере.

    Святитель Иоанн Златоуст говорит, что если бы мы были настоящими христианами, то вокруг нас не осталось бы ни одного язычника. Ибо не нужны слова, не нужны понуждения, которые мир пытается вкладывать в наши всякого рода обсуждения и рассуждения с другими людьми о вере. Все это пустое, если мы сами внутри пусты, если мы не можем выстроить этих добрых помыслов по отношению к другому человеку и обстоятельствам, в которых мы находимся. Бросаемся сразу вперед, начинаем рассуждать и не замечаем того, как входим в осуждение, входим в пустословие, разрушая самих себя.

    Духовная жизнь требует от каждого из нас величайшей осторожности и внимательности к своим поступкам и делам, к тому, как мы относимся к тем обстоятельствам, с которыми сталкиваемся в нашей жизни. Что рождается первым в нашем сердце? Обида? Огонь? Пожар? Либо рождается спокойное, тихое чувство, способное оправдать другого человека, найти к этому повод, найти те обстоятельства извинительные, которые будут способствовать сохранению мира и в самом себе, и в сердце другого человека.

    Сегодня  нам с вами Господь напоминает о том, как умножается вера в сердце человеческом: через испытания, когда человек должен переступить через самого себя, чтобы поверить Господу, довериться, не взирая ни на какие обстоятельства, которые нас смущают. Будем в этих обстоятельствах стараться быть христианами, прежде всего, поступать по слову Евангелия – как желает того от нас Господь. Нигде нам Господь не говорит о том, что мы должны без конца обсуждать, рассуждать, пытаться найти еще какие-то интересные определения смирению, терпению, смиренномудрию. Это все бессмысленно и не оставит никакого следа в сердце человеческом. Святые нам говорят: ты молишься и просишь терпения и смирения – и вот теперь об тебя вытирают ноги, но ты же этого просил. Ты просил терпения и смирения, что же ты смущаешься? Что же ты лишаешься мира в сердце твоем? Господь дал тебе то, чего ты просил! Потерпи – получишь лучшее, большее от Господа. Но душа бывает нетерпелива. И, к сожалению, лишается того венца и той сладости и радости, которые желает дать Господь человеку.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас этой духовной мудрости, чтобы мы не проходили мимо особых уроков, которые посылает нам Господь для возрастания нашего сердца, нашей души в вере, в уповании на Господа и полном доверии к Нему. И тогда невозможное станет и для нас возможным. И тогда обиды уйдут, и мир будет храниться в сердце вашем.

    Богу же нашему слава во веки веков!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]