• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Андрея в Неделю Пятую по Пятидесятнице (05.07.2015)

    05/07/2015
    Проповедь о. Андрея в Неделю Пятую по Пятидесятнице (05.07.2015)

    ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ (РЕЧИЦКИЙ)

    Проповедь в Неделю Пятую по Пятидесятнице
    05.07.2015
    Евангелие от Матфея
    8:28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.
    8:29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.
    8:30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней.
    8:31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней.
    8:32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
    8:33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми.
    8:34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.
    9:1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

    (К сожалению, начало проповеди записать не удалось)

    … Святые говорят о том, что всякий, совершающий грех, уже одержим бесом, одержим духом нечистым. И мы слышали в Евангелии о том, сколь много бедствия причиняли эти люди другим, которые жили в окружающих селениях, ибо никто не мог и дорогой той проходить, ибо всякому они стремились причинить зло. Их боялись, от них старались держаться подальше, ибо действительно можно было ожидать, что эти люди своими поступками, делами будут приносить для людей всякого рода и болезни, будут совершать насилие над другими людьми, чтобы заставить их подчиниться своей злой воле.

    Беснование – тяжелейшая духовная болезнь, в которую впадает человек, совершая грех, предавая свою волю в волю бесовскую, и становясь здесь на Земле совершителем этой темной воли. Господь говорит и напоминает нам о том, что «если свет, который в тебе есть тьма, то какова же тьма». Сколь страшно бывает это внутреннее состояние ослепления духовного для человека. Порой не ведает он, что творит, причиняя боль и скорбь как самому себе, так и, более того, окружающим его людям.

    Господь исцеляет бесноватых людей от их бесов, которые поселились в них и совершали насилие и имели власть над этими людьми. Господь дарует им полноту жизни, дает им возможность вернуться к жизни среди людей, возвращает им радость, которой они были лишены, исполняясь злобой по отношению к окружающему их миру и по отношению к другим людям.

    Мы видели сегодня в евангельском чтении предельное состояние, когда человек подчиняется воле духов злых, и бедствует и он, и окружающие его люди. Но Апостол сегодня нам с вами говорит и о более тонких вещах: о том, что если человек желает жить, как ему хочется, и исполнять только свою правду, видеть окружающий мир только так, он хочет это видеть, чтобы исполнялись те или иные его желания, то так или иначе, человек начинает подчинять себя воле злой. Желая исполнять только свою правду, а не правду Божию, человек вольно или невольно начинает становиться в этом мире проводником этой злой воли. Начинает и сам терпеть бедствия, и окружающие его люди от его неистовства начинают скорбеть и получают и физические раны, и духовные раны на сердце и на душе своей. Мы знаем, что порой слово человеческое сильнее ранит, нежели какие-то физические удары, которые наносит человек другому человеку. Рана заживет. А вот то, что остается на сердце человека, заживает годами, кровоточит, и не дает человеку той радости жизни, к которой он стремится и хотел бы иметь. А всё дело в том, что есть обиды, которые живут на сердце, о том, что человек желал бы, чтобы было так, как ему хотелось, а все совершилось не так. Причины этого он видит не в том, что Господь устроил обстоятельства так, как они расположились – по Промыслу и воле Божией. Но ему бы хотелось, чтобы всё было по-другому. Человек начинает бороться и думает о том, что причиной являются люди, которые его окружают. Но причина в том, что он не принимает воли Божией, ввергает себя в зависимость от духа злобы. Так как дух злобы всегда противится Богу, то и человек начинает бесконечно противиться всем обстоятельствам, с которыми сталкивается он в своей жизни. Он всегда недоволен, ибо всё, с чем он сталкивается, противоречит его представлениям, понятиям и его пожеланиям. В таком состоянии человек теряет самое главное в своей жизни – теряет радость. Радость от жизни во Христе, радость от того, что Господь ведет нас по жизни, Господь все выстраивает в нашей жизни ко благу и нас, и наших ближних.

    Это недовольство жизнью начинает пронизывать и самого человека, и окружающий его мир. Во всем он видит недостатки, всё начинает его раздражать и смущать. И сердце такое перестает понимать и чувствовать окружающий его мир так, как этого желает от нас Господь. Такой человек – одержимый, начинает видеть препятствия к исполнению своих желаний, начинает видеть некое затруднение, которое нужно ему преодолеть. Человек перестает видеть в другом человеке образ Божий, перестает видеть другого человека как посланника от Бога, как ангела – в его жизни. А видит только те трудности, неприятности, обстоятельства, затруднения, которые приводят его в смущение. И борется такой человек точно так же, как дух злобы поднебесной борется с Самим Богом, ввергая себя в бездну злой воли.

    И здесь не бывает много или мало: много зла или мало зла – это человеческая арифметика. В духовной жизни либо ты принадлежишь злу, и воля твоя является исполнением воли злой, либо ты стараешься жить с Богом и не подчинять себя этой злой демонической воле. Арифметика относится только к нашей человеческой жизни и к нашим понятиям. Можно ли сказать: большой грех и маленький грех? Грех всегда есть грех. Это есть преступление, отступление человека от Бога.

    Отступивший от Бога лишается благодати и уже не играет роли: много или мало, как и что человек совершил. Но он стал безблагодатным. И в таком состоянии человек становится доступным для действия сил злобы духов поднебесных, становится игрушкой в этих действиях злой воли, которая начинает перекатывать его с одного места на другое, заставляя сталкиваться с другими людьми и приводя все вокруг себя в нервное, неистовое движение. Нет мира. Нет покоя. Нет той внутренней радости, которая должна быть у человека на сердце. А всё это, как говорит Апостол, от того, что мы видим и желаем только своего, своей воли, своей правды, своих представлений. Но не желаем видеть окружающий нас мир и самих себя по правде Божией, и вынести по отношению к самим себе тот приговор, которого мы достойны, чтобы исправить жизнь свою.

    Как эти люди бесноватые, одержимые духом злобы, притекли ко Христу, чтобы Он исцелил их, чтобы получить надежду на возвращение к полноте жизни среди людей, точно так же и нам надо заставлять и понуждать себя притекать ко Христу, исправлять свое собственное житие, чтобы оно не было столь печально и грустно, чтобы не писать трагикомичные произведения своими словами и поступками, от которых потом самим бывает грустно. Чтобы свет был в сердце и душе, чтобы ходить во свете. А тот, кто ходит во свете, никогда не поткнется, ибо он видит все препятствия и их обходит. Как только лишается человек этого света, то любое, даже маленькое, препятствие становится для него непреодолимым, и он не знает, как ему поступить, как ему обойти это препятствие, и терпит от этого бедствие, смущение, впадает в печаль и уныние. А на самом-то деле ничего произошло, и препятствие, с которым ты столкнулся – всего на всего маленький камушек на дороге, по которой ты идешь. Не обращай на это внимания, обойди, двигайся дальше, ибо ты совершаешь тот великий путь, по которому ведет тебя Господь. И что же обращать на эти небольшие какие-то обстоятельства, «немощные дерзости», которыми враг рода человеческого отвлекает нас от этого пути, от этой жизни во Христе, заставляя нас оторвать свой взор от главного и устремится ко второстепенному, незначительному, неважному, земному, которое пленяет и понуждает нас стать рабами этой воли злой?

    Сегодня мы, вспоминая исцеление этих людей, недужных, немощных и бесноватых, не должны запутаться и в себе самих. Мы понимаем, сколь слабы в своих поступках и делах духовных, какой еще требуется путь подвига для того, чтобы очистить, освободить из плена греховного. Ибо грех столь тонок и хитер, так легко улавливает душу под благовидными предлогами в свои сети! И, казалось бы, зная все эти тонкости и каждый раз, когда мы приходим на исповедь, понимая, что враг ловит нас в одном и том же, и грехи и поступки, которые совершаем мы, каждый раз одни и те же, постоянно «наступаем на те же самые грабли», никак не научимся их обходить. Но тот труд духовный, который совершает человек постоянно, не отступает, не смущается, приносит свои плоды: через какое-то время, которое определено Богом, человек получат разрешение от своего недуга. Через таинства Господь подает силы человеку преодолевать тот или иной тайный недуг души его. И уже в следующий раз кажется, что где-то сумел себя удержать. Где-то удержал язык свой, не сказал слово, где-то не совершил иной поступок, который раньше с легкостью бы совершил в своей жизни. Немного удержал себя – и это уже есть та небольшая победа, которую совершает человек над самим собой, когда он понуждает себя идти ко Христу.

    Получив же исцеление, надо хранить тот дар, ту милость, которую Господь являет над нами, и не отдавать самих себя служению злой воле так легко, как это порой делаем мы.

    Приходя в храм на общую молитву, понимая, что Христос посреди нас, мы приносим ему молитвы, совершаем бескровную жертву, причащаемся Святых Христовых Таин. Но мы должны понимать, что, выходя из храма, мы должны хранить эту святыню, мы должны хранить самих себя от осквернения, которое так легко предлагает нам окружающий мир. Как легко посмотреть вокруг и осудить! Как легко произнести осуждающее слово в отношении окружающего нас мира! Как легко заметить какой-то недолжный поступок другого человека – и вот уже осуждение разрушает нашу, казалось бы, благодатную жизнь. Многие труды, многие скорби, которые пришлось понести, исполняя свой подвиг молитвенный, вмиг разрушаются мгновенным движением и принятием вражьего помысла, который пленяет сердце человеческое.

    И мне хотелось бы пожелать, прежде всего – самому себе, и каждому из нас: чтобы то благодатное настроение и состояние сердца своего, тот благодатный свет, который мы получаем за богослужением, сугубо за Божественной Литургией, мы не теряли в своей жизни так легко. Старались его хранить, дарить этот свет окружающему нас миру, каким бы он нам ни казался жестоким, злым, безумным. Но если добавится немного света в этом мире, то уже не будет тьма столь всевластна над всем миром, уже немного, но мы смогли отвоевать в этом мире для света у тьмы. И, прежде всего, это касается нашей души, нашего сердца. Мы должны его отвоевать от духов злобы поднебесной своими подвигами, своими трудами, своей внутренней собранностью, вниманием к своим поступкам и делам, а не разрушать и не подчинять себя этой злой воле.

    Если подвиг, который человек может взять на себя, и не велик – быть за богослужением, совершать свое утреннее и вечернее правило – до конца своей жизни, то уже это является охранением человека от тех злых вражьих прилогов, которые входят в сердце человеческое. Молитвенное правило позволяет правильно настроиться на предстоящий день, на предстоящую ночь, выстраивает тот внутренний строй и порядок, который должен быть в душе и сердце человеческом, избавляет нас от тех стрел вражьих и от ран, которыми мы были уранены в течение дня и ночи. Исцеляет нас Господь, вновь дает нам возможность жить, совершать свои поступки в этом мире, который является Его Творением, в котором Он промышляет, о котором Он заботится.

    И не нам выносить суды по отношению к окружающему нас миру, по отношению к другим людям. Позаботиться о самих себе, о своем собственном сердце, о своей душе – отвоевать её у тьмы – это та задача, которую каждый должен решать по отношению к самому себе.

    Богу же нашему слава во веки веков! Аминь!

    все праздники

Расписание богослужений

29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
30 МАРТ СУББОТА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
[Далее]