• Творчество прихожан
  • Расписание богослужений
  • Новости
  • Пастырское слово
  • Клир
  • Община
  • Сотрудничество с ВДВ
  • Координаты

Приходская жизньПриходская жизнь

Пастырское словоПастырское слово

  • Проповедь о. Игоря в день Успения Пресвятой Богородицы (28.08.2015)

    28/08/2015
    Проповедь о. Игоря в день Успения Пресвятой Богородицы (28.08.2015)

    ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ (ОСИПЕНКО)

    Проповедь в день Успения Пресвятой Богородицы
    28.08.2015

    Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

    Сегодня, в день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, мне бы хотелось сказать несколько слов о том, что мы в обычной жизни называем смертью, а в церковной практике обычно называется успением или преставлением. Тайна перехода в мир иной, тайна окончания земной жизни никогда не будет открыта нам, живущим на Земле. И только попав в загробные обители, мы сможем сказать что-то более существенное об этой тайне. И сегодня я хотел бы обратить внимание на два понятия, которые неразрывно связаны с понятием смерти или успения. Это – грех и время.

    Все мы прекрасно помним о том, что в райской жизни Адам и Ева были бессмертны, и только грех вынудил Бога изгнать первых людей из Рая и дать им возможность умереть. Если бы не было греха, не было бы и смерти. Поэтому каждый человек носит в себе зачатки греха и боится смерти. И чем больше человек грешит при своей жизни земной, тем более он боится смерти. Чем больше человек проникается святостью и благодатью Божией, тем меньше его страшит смерть, и даже, более того, тем более он устремлен в вечность.

    В связи с этим сразу встает вопрос о времени, потому что современная наука говорит нам о времени как о некоторой характеристике этого физического мира. И совершенно ничего нам не известно о времени как о характеристике жизни загробной. По опыту святоотеческому, по опыту святой Церкви можно сказать, что в мире физическом и в мире духовном время течет по-разному. И если прибегать к таким элементарным моделям, то можно сказать, что время в физическом мире течет линейно – по прямой, а в духовном мире время развивается по спирали: то есть каждый новый виток является повторением предыдущего состояния, но с некоторыми изменениями. И когда мы говорим о линейном времени, о времени, которое просто течет в одном направлении, мы понимаем, что бесконечность является абстракцией, и мы о ней ничего не можем знать. Если мы говорим о времени как о спирали, то понятно, что участие в постоянном ритмическом движении, участие в постоянном повторении пройденного, дает нам шанс заглянуть не только назад, но и вперед в будущность.

    Когда мы с вами служим Божественную Литургию, когда мы готовимся к Причастию, мы не воспоминаем Тайную вечерю – мы участвуем в ней. У нас в Правиле ко Причастию есть такая молитва: «Вечери Твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…». То есть Твоей Тайной Вечери, Господи, прими меня участником сегодня. Не когда либо в прошлом, а именно – сегодня. То есть сегодня я лично участвую в Тайной Вечери и прошу Господа, чтобы Он принял это мое участие. То есть в духовной жизни есть возможность не просто вспоминать какие-то прошлые события, а полноценно в них участвовать. Это возможно лишь тогда, когда кольца спирали времени находятся близко друг к другу, когда эта спираль фактически становится кругом – тогда мы можем перескакивать с одного кольца этой спирали на другое без серьезных усилий.

    И вся церковная история говорит нам о том, что это действительно в духовной жизни возможно. И не только в духовной, но и в нашей физической, материальной жизни это возможно с помощью чудес, которые мы видим, например, в нетленных мощах. Те тела, которые покинули праведные люди многие сотни и даже тысячи лет назад, остаются до сих пор, и мы можем к ним прикладываться, мы можем через них обращаться ко святым, просить у них помощи Божией.

    Есть ещё один момент: в чине Крещения есть таинство миропомазания. Когда-то в Древней Церкви не использовали миропомазание, а использовали возложение рук апостольских, то есть Святой Дух низводился на людей возложением рук апостольских. И когда апостолы один за другим стали уходить в мир иной, встал вопрос о том, как быть дальше, потому что крещаемых все больше и больше, конечно, они будут ещё долгие года обновляться и обновляться. А апостолы уходят из этого мира. И тогда апостолы освятили святое миро. И с тех пор мы мажемся тем миром, которое освятили апостолы, потому что каждый год или через год в каждой Поместной Церкви варится новое миро. В это миро добавляется ложечка из специального запасника мира, который существует с первых веков христианства, а в этот запасник кладется ложечка из нового мира, чтобы восполнять то количество, которое в этом запаснике имеется. И этот запасник идет из апостольских времен, и когда мы каждый год или через год откладываем из этого запасника в новое освященное миро, то понятно, что какие-то частички из старого, древнего мира попадают каждый раз в новое освященное миро. И получается, что каждого новокрещенного мы помазуем тем миром, которое освящено самими апостолами. Время в духовной жизни исчезает. Время становится несущественной частью нашей жизни. И когда мы живем таким образом по спиральному восприятию мира, когда мы понимаем, что нам важно не то, сколько лет прошло, а то, что конкретное событие произошло, например, зимой, или в какой-то праздник, какое-то другое событие, которое отмечается каждый год. Получается, что жизнь встает перед нашими глазами как нечто единое целое. Не только наша жизнь, но и вся история Церкви, весь путь христианства и весь путь мира до христианства мы можем охватить своим взором, мы можем прочувствовать и пережить весь этот опыт, благодаря и Священному Писанию, и Священному Преданию, и трудам святых отцов, историков.

    Когда мы таким образом смотрим на свою жизнь, то, понятное дело, наши старые грехи начинают нас жечь, потому что когда мы воспринимаем нашу жизнь как единое целое, мы вынуждены вспоминать все детали нашей жизни, постоянно держать в памяти, в уме. И старые наши грехи так или иначе вспоминаются и повторяются в нашей памяти. Если мы верим в Таинство Исповеди, то понимаем, что каждый жгущий нас грех покрывается прохладой этого Таинства. И каждый наш грех мы должны, безусловно, помнить, должны, безусловно, страшиться, чтобы не повторять его, но он не должен нас жечь, потому что он исповедан, потому что Господь его уже простил. И вот это воспоминание о прощении греха, как более позднее, покрывает жгучесть греха своею благодатью.

    Понятно, что человек, который не исповедуется, не имеет возможности попросить у Бога прощения за свои грехи – такой человек старается убежать от прошлого. Помните, как в нашей старой детской песенке про голубой вагон был такой куплет?

    Если мы обидели кого-то зря,

    Календарь закроет этот лист.

    К новым приключениям спешим, друзья.

    Эй, прибавь-ка ходу, машинист!

    То есть, человек, который кого-то обидел, старается это забыть. Он старается, чтобы лист календаря это прикрыл, чтобы видно не было. Он стремится вперед, все ходу прибавляет. И таким образом спираль растягивается, и получается, что, когда человек бежит от своего прошлого, старается не вспоминать о нем, он не замечает спирали, для него время становится не спиралевидным. Каждый виток спирали растягивается практически в прямую линию. И такой человек не только лишается воспоминания о своих грехах - он лишается своей истории, лишается своей причастности к миру духовному.

    Мы сегодня празднуем Успение Пречистой Богородицы. И вот такое состояние перехода из жизни в смерть, как у Пречистой Богородицы, мы недаром называем успением, потому что человек, живущий духовной жизнью более, чем физической жизнью, у которого витки спирали всё плотнее и плотнее ложатся друг к другу, такой человек не воспринимает смерть как резкий обрыв временной нити. Он продолжает далее двигаться по этой спирали, он уходит в вечность без особых усилий и затрат, без особого страха и без особой боли. И тогда такой переход в мир иной можно назвать успением.

    В Ветхом Завете о нескольких праведниках было сказано, что они почили, наполненные днями, насыщенные днями. Это значит, что каждый день жизни такого человека был пропитан духовным смыслом и духовным подвигом. И когда человек прикладывает один насыщенный день к другому насыщенному дню, как в спирали – одно звено к другому, понятно, что наступает пресыщение, переполнение того времени, которое выделено такому человеку, духовным содержанием. И так естественным образом человек устремляется в вечность. Он не может удержаться в этом времени, он уже при жизни начинает жить жизнью вечной.

    И мне хотелось бы, чтобы сегодня, в день Праздника Успения Пресвятой Богородицы, мы с вами задумались о том, насколько мы готовы сейчас и способны воспринимать свою жизнь как единое целое. Насколько мы готовы честно посмотреть на пройденный путь, не замалчивая, не утаивая ничего от себя? Насколько мы готовы познать низость своего падения? Насколько готовы увидеть и воспринять вершины той благодати, которую Господь изливает и которой покрывает наши грехи, чтобы мы могли свою жизнь действительно вписать в спираль духовного времени, чтобы мы смогли ощутить, что наша жизнь пульсирует в духовной жизни, пульсирует в Царстве Небесном. И если мы этот пульс прощупываем, если мы его чувствуем в своей жизни, если мы стараемся не упустить его, то Господь даст нам возможность через эту пульсацию ощутить не только своё изменение, не только своё покаяние, но и благодать Царство Небесного.

    Помощи Божией всем!

    все праздники

Расписание богослужений

28 МАРТ ЧЕТВЕРГ
17:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
29 МАРТ ПЯТНИЦА
08:30 Исповедь, Часы, Литургия Преждеосвященных Даров.
18:00 Великое Повечерие, Утреня, 1-й час.
[Далее]